поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
ГЛАВНОЕ

"Стена скорби" и коллективная вина

Александр Щипков

Обществу нужен памятник невинным жертвам, а не памятник ГУЛАГу. Вряд ли является хорошей идеей совмещение ракурсов палача и жертвы – напротив, их надо всемерно разделять. Ведь каждое преступление имеет вполне конкретных заказчиков и исполнителей. А тяжесть вины определяется конкретным перечнем деяний. Вместо этого нам – потомкам невинных жертв – предлагается чувствовать себя соучастниками преступления.

Воронежский историк Аркадий Минаков: "Русская ирредента – одна из ключевых идей современного российского консерватизма"

Аркадий Минаков

Если сравнивать консерватизм с другими идеологиями Нового времени, то в либерализме главной ценностью выступает свобода, в социализме – справедливость и равенство, в консерватизме же такой приоритетной ценностью является традиция. Консерватизм пронизан апологией нравственности, дисциплины, порядка, законности и патриотизма, уважения к прошлому, величию и мудрости ушедших поколений.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на 137-й Ассамблее Межпарламентского союза

Только опирающиеся на совесть человека общие ценности, которые не могут быть идеологизированы или политизированы, и способны составить нравственный консенсус человечества. В межрелигиозном диалоге представители разных традиций опознают эту универсальную нравственную ценность, преодолевают недоверие, сообща выступают против радикализма, отстаивают позицию по вопросам, имеющим моральное измерение.

Делегитимация крымского консенсуса

Василий Щипков

Опошление фигуры русского царя неприятно. В нашем сознании имена Николая II, его супруги и детей теперь соседствуют с темой эротики. Мы не любим издевательств над гробами, кто бы в них ни лежал – Николай, Ленин или Ельцин. Если подтрунивать над памятью ушедших, то же будут делать над тобой после смерти. И вместо слов скупых за упокой души пошлют в твой след насмешки и проклятья.

Александр Щипков: Судьба "Матильды" – уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"

Александр Щипков

"Искусство в информационной войне используется для оскорбления каких-то глубинных представлений народа. Речь не идет о чувствах только верующих – подавляющее большинство населения живет в традиционной нравственной парадигме, независимо от степени своей религиозности или отсутствия оной. Например, нельзя обижать мать, оскорблять святыни, уничижать сакральное. Сакральность разная может быть."

Свет "Родины"
Как Валя Клюшина добыла прожекторы для Мамаева кургана

Роман Мерзляков

"Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана. Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей".

Трансформация консервативной политической повестки в условиях мирового кризиса

Александр Щипков

Сегодня консерватизм существует в рамках так называемого неолиберального консенсуса. Современный неолиберализм помимо политической идеологии представляет собой культурные институты и модели самоидентификации, которые определяют идентичность современного обывателя. Причем даже такого обывателя, который совсем не интересуется политикой.

Современность между смертью и традицией

Василий Щипков

Преодоление вражды между современностью и традицией достигается религиозным мышлением. С точки зрения вечной жизни, вся человеческая история, и прошлая, и будущая, – это не временна́я продолжительность, а точка в вечности. Эта точка и есть традиция, которую мы можем ощутить только в момент современности и через нее прикоснуться к вечности. Современность – это зеркало, в котором отражается наша традиция и мы сами как создания, обладающие бессмертной душой.

Искусство для человека, а не человек для искусства
О разграничении понятий "современное" и "актуальное"

Николай Пиотровский

Так какое же искусство считать актуальным? С точки зрения православия, всё и никакое. Все потому что Церковь существует вне времени и вне какой-либо светской хронологии. Строго говоря, важен только один промежуток: от первого пришествия Христа и до второго. В этом коротком-коротком, потому что временном, промежутке не существует самого понятия актуального или неактуального.

Самоубийство российского либерализма

Василий Щипков

С 2012 года либерализм начал резко сжиматься. Оказалось, что это состояние не универсально и не для всех. Тот самый либерализм, который прежде аккумулировал и абсорбировал любые мировоззрения и любых людей, начал массовую чистку рядов. Тех, кто по разным причинам внутренне не мог поддержать болотные митинги, провокации против Церкви и называть возвращение Крыма "аннексией", стали запугивать, шантажировать, изгонять из либерального сообщества по законам уголовного времени.

Говорить о "православном терроризме" – это несерьёзно

Андрей Рогозянский

Разговоры о "православном терроризме" – это несерьёзно. Их ведут люди, крайне слабо понимающие, как обстоят дела в Православной Церкви. Быть экстремистом, а тем паче вынашивать коварные террористические замыслы чрезвычайно неудобно в кругу православной паствы. К чему такие сложности? Значительно удобней принадлежать к сообществу радикалов-националистов, леваков, ультраправых с верованиями в каких-нибудь славянских богов, смутными религиозными представлениями или вовсе без оных. Культ силы здесь будет только приветствоваться.

Политика и мораль несовместимы?
Тема с философом Алексеем Козыревым

Алексей Козырев

Я думаю, что, давая поступкам политиков моральную оценку, мы и к себе должны предъявлять моральный счет. Я как гражданин участвую в политике уже хотя бы тем, что хожу или не хожу на выборы. Есть ли здесь элемент морального выбора? Есть. Это косвенная или прямая поддержка того политика, который, как мне известно, лжет, дает невыполнимые обещания. А я иду и опять за него голосую. Потому что думаю: ладно, все политики лгут, это для них естественно. Голосуя за лжеца, я, таким образом, поощряю ложь и не должен потом возмущаться, что меня и всех нас опять обманули.

Регионализм как идеология глобализма

Василий Щипков

Как социокультурная технология регионализм напоминает ребрендинг регионального культурного ландшафта, то есть изменение восприятия региональных образов местным населением. Регионализм создаёт и даёт новые трактовки местным географическим и архитектурным особенностям, топонимике, биографиям местных исторических деятелей и региональной истории.

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с обострением общественной дискуссии по фильму "Матильда"

Ситуация, складывающаяся вокруг фильма "Матильда", к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время назад вокруг скандального французского еженедельника "Шарли Эбдо". Тогда нас всех пытались поставить перед дилеммой: вы с "Шарли" или вы с террористами, которые расстреляли сотрудников редакции? Сейчас нас пытаются поставить перед выбором: либо ты поддерживаешь "Матильду", либо ты с теми, кто призывает сжигать кинотеатры.

Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков

Секулярность долгое время было принято считать синонимом "нерелигиозности". При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости – без приставки "не" и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Смех и табу как информационные технологии: о новой книге Василия Щипкова

Михаил Ващенко

В. Щипков делает акцент на роли мифа как знаковой системы, языка, который может передавать через любые слова и образы собственные, дополнительные смыслы путем "деформации" их первоначального понятия. Именно миф, по мнению В. Щипкова, является одним из ключевых функциональных элементов коммуникативных практик, который стал в XX в. прикладным информационным инструментом.

В поисках нового языка: в Москве состоялся круглый стол Русской экспертной школы (Москва) и Центра Симоны Вейль (США).

3 сентября 2017 года в Москве, на площадке Новоспасского монастыря прошёл круглый стол, организованный Русской экспертной школой (Москва) и Центром Симоны Вейль (Вашингтон, США). Помимо этого в мероприятии приняли участие сотрудники МГИМО МИД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института "Телос – Пол Пиконе" (Telos-Paul Piccone Institute, США), Кентского Университета (University of Kent, Великобритания), Оттавского университета (University of Ottawa, Канада), Университета Чарльза Стюарта (Charles Sturt University, Австралия), Род-Айлендского университета (UniversityofRhodeIsland, США).

Христианская культура сегодня: измеряя пропасть между светским и церковным

Николай Пиотровский

Светское искусство служит человеку – поэтому оно изменчиво и непостоянно, как изменчив и непостоянен сам человек. Церковное искусство служит Богу – поэтому не подвержено времени. Оно – столп и утверждение истины, оно же – духовный опыт и путь, оно же – обратная перспектива, оно же – образ, восходящий к Первообразу. Именно поэтому нельзя вносить во вневременную церковную и духовную логику – логику повседневную, светскую; Нельзя "исчерпать" Преображенский канон; так же как нельзя вычерпать ложкой океан.

"Генерал Ли ничего не понимал в феминизме"
Почему американцы играют в украинцев

Дмитрий Бабич

Даже погибая, статуи генералов все-таки могут послужить США. Уничтожение памятников, неспособность понять мотивы людей прошлых лет, желание переделать прошлое под сегодняшний стандарт с использованием самоновейших словесных штампов – все это признаки прихода новой, радикальной идеологии. Как правило, ничего хорошего такая идеология современникам не сулит: ненависть к прошлому – признак мстительности, агрессивности, неспособности к компромиссу, желания переделить собственность и "поправить" социальные статусы.

Была ли культура в раю?

Василий Щипков

В раю было творчество. Человек был создан Богом как сотворец окружающего мира. Однако что бы первый человек ни делал, он не отгораживался от природы, а творил вместе с ней. Всё, что он создавал, становилось органичным продолжением мира и не противоречило ему.

Подвиг приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского) – в сохранении иерархического единства Церкви

Игумен Виталий (Уткин)

Огромные епархии просто не охватывались реально властью архипастыря. Достаточно вспомнить всевластные духовные консистории в епархиях, коллегии пресвитеров, решавшие все вопросы жизни епархий. С ними предпочитали не связываться архиереи, пребывавшие в 19 веке на кафедрах от силы года по три и большую часть времени посвящавшие простому объезду своей епархии.

Большое гражданское общество

Александр Щипков

И народ, и власть имеют дело с устаревшим объяснением термина "гражданское общество", что может приводить к принятию неверных решений в области внутренней политики. Понятие "гражданское общество" – один из "окаменевших" концептов, который в ближайшем будущем сохранит свою ключевую роль, но существенно изменит содержание.

Вышла книга Василия Щипкова "Смех, табу и другие гуманитарные технологии"
Щипков В.А. Смех, табу и другие гуманитарные технологии. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 240 с.

Василий Щипков

Ещё недавно тему информационных войн можно было назвать модной. Было интересно и захватывающе смотреть на СМИ, на интернет как на поле "военных действий" между государствами и другими информационными игроками, искать и разоблачать приёмы "тайной борьбы", пропаганды и скрытого "манипулирования сознанием". Теперь, в наступившую эпоху прямого высказывания, тема информационных войн лишилась прежнего конспирологического имиджа, перестала быть сенсацией и стала обыденной реальностью не только для профессионалов, но и для широкой аудитории.

Епископ Каскеленский Геннадий: Жизнь человека наполняет смыслом, прежде всего, религия

"Нужно заметить следующее: государство представляет собой только внешние сооружения, скрепы, оно не может наполнить жизнь человека смыслом. А наполняет смыслом жизнь человека, прежде всего, религия. "Ищите Царствия Божия"! Жизнь следует посвятить тому, за что не страшно умереть. Цель жизни православного человека – в служении Богу и ближнему. Всем известны слова Христа Спасителя: "Нет любви большей как если кто положит душу свою за други своя" ( Ин. 15:13). Вот такую жертвенную любовь Церковь призвана воспитывать у своей паствы."

Язык без гостей
Русский можно выучить хотя бы за то, что на нем разговаривают в приемных комиссиях российских

Егор Холмогоров

Страна у нас одна – Россия. И тот, кто с этим не согласен, имеет серьезные проблемы с законом. Государственный язык этой страны – русский. И он должен изучаться не потому, что русские навязывают кому-то этот язык, а потому что нормальная жизнь без него невозможна.

"Культурные" надзиратели и права верующих
Член Общественной палаты РФ Александр Щипков – о законопроекте, который коснется объектов религиозного назначения

Александр Щипков

Религиозная общественность озабочена и дезориентирована. Она вновь почувствовала на себе давление со стороны ряда политических игроков, которые пытаются, используя сезон отпусков и естественную летнюю расслабленность российского политикума, протолкнуть к принятию на законодательном уровне новую порцию дискриминационных антирелигиозных норм.

В поисках слова и смысла
Рецензия на книгу. Язык: Сборник статей о становлении русского дискурса

М.И. Тарасов

В качестве механизма перехода к новой государственной идеологии, а значит, и к новой внутренней политике, ориентированной на реальную демократию, традиционные ценности и социальную справедливость, авторы рассматривают не революцию, не бунт и не восстание, а то, что лингвисты называют сменой дискурса, сдвигом парадигмы общественного сознания – все эти явления отражаются в языке и осуществляется через язык.

Покается ли Запад перед Россией

Дмитрий Бабич

Пресловутая "европеизация" России в восемнадцатом-девятнадцатом веках предстает под пером Щипкова не как источник свободы, а наоборот, как источник порабощения русского, преимущественно православного, населения тонким слоем европеизированной дворянской элиты, включившей тогда Россию в "мировую экономику" на условиях, схожих с принятыми Чубайсом и его командой реформаторов в 1990-е годы. Напомним, что в восемнадцатом-девятнадцатом веках и Церковь в России находилась в угнетенном положении, потеряв почти всю собственность и оказавшись в "синодальном" подчинении "модернизировавшей сверху" Россию династии Романовых.

Революционный класс переживает кризис

Василий Щипков

Современный революционный класс духовно состарился и разучился мечтать и воодушевляться. Он всегда мыслил технологично и демонстрировал рациональность, но сегодня его технологии уже не служат большой мечте и образу большого желанного будущего. Подчинение технологий лишь инстинктам самосохранения и наживы превращает мечтателей, революционеров и технологов – в технократов.

Не бояться правды

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Все мы наслышаны о фальсификациях истории, о том, что наше прошлое зачастую умышленно искажается недобросовестными трактователями в тех или иных интересах. Это уже стало штампом, и люди относятся к таким утверждениям с легким недоверием: приелось. Тем не менее, тема актуальности не теряет. История вообще – материя особая.

К более ранним материалам >
ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

07.11.2017

Революция и традиция
Встреча с Александром Щипковым

20.10.2017

Руководитель Юридической службы Московского Патриархата выступила на заседании Комитета Госдумы по развитию гражданского общества

Ковчег с башмачком святителя Спиридона Тримифунтского принесен в Исаакиевский собор Санкт-Петербурга

Представители Русской Церкви приняли участие в конференции по теме теологического образования

Шойгу передал патриарху Сербскому икону для храма святого Саввы в Белграде

В ДТП под Псковом погибла настоятельница Творожковского Свято-Троицкого монастыря игумения Анна (Ткач)

В Московской духовной академии состоялась презентация учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

20.10.2017

РИА Новости:
Антон Скрипунов
"Устроиться в РПЦ – идеальный вариант": прибыльно ли быть теологом

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Всякая попытка Церкви войти в пространство молодежной субкультуры заслуживает поддержки и признания

19.10.2017

Четыре пера:
Аркадий Минаков
Воронежский историк Аркадий Минаков: "Русская ирредента – одна из ключевых идей современного российского консерватизма"

Богослов.Ru:
В работе Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви максимально учитывается опыт предсоборной работы Русской Церкви начала ХХ века

Независимая газета:
Ольга Позняк
Наследники Реформации в зеркале социологии
В год 500-летия выступления Лютера представлены исследования современного протестантизма

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты