ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Буддистом можешь ты не быть

В Волгограде прошли Дни тибетской культуры

Анна Ежова :: 27 октября 2005

Буддизм, по мнению многих европейских ученых, скорее философия, чем религия. Философия, которая утверждает, что каждый имеет потенциал, чтобы стать Буддой, или, как говорят буддисты, достичь состояния пробуждения. Это состояние достигается путем множества практик, сущность которых — мудрость, любовь и сострадание. Для того чтобы использовать эти практики, необязательно быть истинным буддистом. Далай-лама часто говорит: "Если вы не можете помогать другим, то хотя бы не вредите им. Необязательно становиться монахом, будучи мирянином, можно так же эффективно работать на общее благо".

Наверное, поэтому многих людей, в том числе православных, интересует буддизм. В выставочном зале областного музея изобразительных искусств, где не так давно прошли Дни тибетской культуры, я наблюдала интересную картину: православная женщина в русском платочке, перекрестившись, "нарезала круги" возле буддийской песчаной мандалы, дабы наполниться положительной энергетикой.

Волгоград — один из российских городов, наряду с Москвой, Пермью, Элистой, который смог познакомиться с тибетской культурой. В программу тура вошли буддийские ритуальные песнопения, уникальные монашеские ритуальные танцы, лекции по тибетской философии и искусству. Для буддистов были даны учения и посвящения. Но главным событием стало изготовление мандалы из песка — необычайно красивого дворца буддийского божества Авалокитешвары.

С особенностями тибетской культуры и монастырской жизнью нас познакомил руководитель делегации — монах Тенчой (светское имя Аюша Эрдынеев). Как выяснилось, он наш соотечественник, уроженец Забайкалья. В 1994 году с отличием окончил буддийский университет в Монголии по специальности "Философия". Написал несколько книг по буддийским практикам, член Союза писателей Москвы. Кроме того, Тенчой — буддийский посол Российской Федерации в Индии и Тибете, участвовал в приеме Далай-ламы XIV в Бурятии.

— Что же такое мандала и для чего она нужна?

— Слово "мандала" переводится как "центр и окружение". Мандала тантрического божества включает в себя божество и его дворец, который также представляет ум этого божества. Назначение мандалы — познакомить ученика с тантрой и божеством, а также разрешить ученику войти в состояние бытия, в котором пребывает это божество. Двухмерная мандала может быть сделана из многих материалов: растертого в порошок и раскрашенного риса, цветов, частиц простых или драгоценных камней, окрашенного песка. Существуют также трехмерные мандалы, сделанные из дерева, металла или других твердых материалов. Монахи 16 лет обучаются искусству построения мандалы, этого символа абсолютной вселенной. У каждого божества есть своя мандала, свой дворец. В Волгограде мы строим мандалу Авалокитешвары, божества сострадания и покровителя Тибета. В центре мандалы находится лотос, символизирующий семя доброго сердца, спрятанное в каждом человеке. Лотос — это та драгоценность, которую человек никогда не пропьет, не продаст, не заложит и не проиграет. Авалокитешвара говорит, что все люди равны. И тот, и другой человек хочет счастья для себя, но не каждый знает путь. Некоторым людям надо просто объяснить, как достигается счастье. Своими действиями мы должны создать условия, чтобы все люди смогли раскрыть только положительные черты.

— Мандалы можно строить везде или есть какие-нибудь определенные места?

— Определенных мест нет. Мандалы создаются везде, где возникает потребность в восстановлении окружающей среды и улучшении условий жизни живых существ. В некоторых городах мэрия специально приглашает монахов для сооружения мандалы.

— То есть наблюдать за построением мандалы и получать от нее положительную энергетику может абсолютно любой человек, даже далекий от буддизма?

— Да. Хотя долгое время построение мандалы было закрытым ритуалом, наблюдать за которым могли только посвященные. Но, поскольку эта традиция оказалась на грани исчезновения, его святейшество Далайлама разрешил сделать ритуал публичным.

— Какой тибетский монастырь представляет ваша делегация?

— Монастырский комплекс Палден Дрепунг, который включает религиозно-философский, тантрический, астрологический и медицинский факультеты. Монастырь основан в 1416 году. В университете Дрепунг на данный момент обучаются более 2500 монахов, в том числе монахи из России, Монголии, Непала, Бутана, из некоторых гималайских регионов Индии. Ежегодно прибывает большое количество новых студентов-монахов для получения высшего философско-буддийского образования. Поэтому здание общежития нашей общины не может вместить всех. И члены землячества живут в самых разных местах территории монастыря. Однако для учебного процесса, построенного по древней традиционной системе монастырского образования,. желательно, чтобы все члены одной общины жили вместе. Поэтому возникла необходимость построить новое общежитие, способное вместить всех монахов общины. Для сбора средств на строительство и был организован тур по регионам России.

— Сколько россиян обучается в вашем монастыре?

— На сегодняшний день в монастыре обучаются 84 монаха из России. Из них 50 из Бурятии, 20 из Тувы, 12 из Калмыкии, двое из небуддийской части России. А вообще в России больше миллиона человек, исповедующих буддизм. В Волгограде, например, есть два крупных буддистских центра. Кроме того, многие россияне просто увлекаются буддизмом. Среди них известные люди: Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Ирина Салтыкова. Я лично знаю Гребенщикова и могу сказать, что он очень хорошо понимает буддизм и с 95-го года регулярно посещает Индию.

— А как вы решили стать монахом?

— Я родом из Забайкалья, Агинского автономного округа. Принял решение стать монахом в 1989 году, будучи студентом медицинского института. Для моих родителей, которые были примерными кандидатами в члены компартии, это известие было как снег на голову. Не могу сказать, что я был глубоко религиозен тогда, я даже ни разу не видел буддийского монаха живьем и не читал трактатов. Но внутри себя ощущал необъяснимую тягу к буддизму. Я поехал в Агинский монастырь. Все, что я знал о нем тогда, — это то, что он находится недалеко от окружного центра и что в нем живет недавно избранный глава буддистов СССР — хамбо-лама Эрдынеев. Помнится, мне ярко врезалось в память, что я ношу ту же фамилию, что и хамбо-лама. Тогда я и подумать не мог, что сначала стану послушником в Агинском монастыре, а затем продолжу свое обучение в Монголии, Тибете и Индии.

— Что символизируют бордовые одежды буддийских монахов?

— Эта традиция идет от Будды. Просветлев, он сказал, что, если мы будем одеваться красиво, другие люди будут нам завидовать. Тем самым у них будет неспокойствие ума. Поэтому, говорит Будда, нужно надевать невзрачную одежду. Так, он взял выцветшую шафрановую ткань и сделал из нее накидку. Все последователи Будды теперь надевают одежду такого цвета.

— А есть ли у монахов ограничения в пище?

— Некоторые монахи не едят мяса. Но строгих ограничений в еде нет. Зато мы отрицательно относимся к алкоголю, табаку и наркотикам. Сами не употребляем и другим не рекомендуем.

— Так что же такое буддизм—религия или философия? Можно ли увлекаться буддизмом, оставаясь православным человеком?

— Буддизм — это набор инструкций для достижения счастья и гармонии. Его можно практиковать, но нельзя просто так отрекаться от своей веры. Далай-лама говорит всем христианам, что сначала нужно глубоко прочувствовать свою религию, а не пускаться в поиски новой. Мы никого не заставляем становиться буддистом. Прежде всего у нас проповедуется ненасилие. Буддизм — очень миролюбивая религия. За 2500 лет существования она не провела ни одной войны.

Построение мандалы продолжалось неделю. Миллионы песчинок были кропотливо положены в соответствующие места на плоской платформе. Когда же прекрасный дворец был готов, его разрушали, чтобы донести до сознания людей мысль о непостоянстве и недолговечности всего материального. Мандала разрушается, но остается в сознании человека. Монахи высыпали цветной песок в Волгу, воды которой разнесут позитивную энергию по всему миру. Оставшийся песок раздали волгоградцам, собравшимся на празднование этого события. Каждый желающий получил маленькую порцию благословленного песка, которую в соответствии с наставлениями отнес домой и высыпал в воду или вокруг фундамента дома для защиты.

25.10.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама