поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
КНИГИ

Александр Щипков. Национальная история как общественный договор: от экономического гегемонизма – к консенсусу традиций

Щ 861 Национальная история как общественный договор: от экономического гегемонизма – к консенсусу традиций. – СПб.: Алетейя, 2015. – 88 с. ISBN 978-5-906792-00-6 . УДК 321.01; ББК 66.1
Научное издание

Рецензенты

Доктор исторических наук, профессор С.В. Перевезенцев,
факультет политологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Доктор философских наук, профессор Л.В. Поляков,
департамент политической науки НИУ – Высшая школа экономики

Содержание

Предисловие

I

Состояние постсекулярности

Христианская аксиология и социальное государство

Феномен социализации религии в контексте русской истории

Политическая эсхатология в постсекулярной современности

II

Национальная история как общественный договор

Три тоталитаризма: о состоянии идеологического пространства

Большинство как конститутивный признак традиционной демократии

Хлебный баррель: фактор ресурсной зависимости в российской экономике и политике

Заключение

Список литературы

Указатель имен

Об авторе

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глобализация достигла своих пределов. Век правовых и политических "универсалий" подходит к концу, мир на глазах децентрализируется. Что ожидает общество в ближайшее время? Возможность выйти из мирового кризиса с минимальными потерями получит тот, кто заранее это определит и просчитает развитие ситуации. Кто в числе первых начнёт проводить политику в соответствии с новыми условиями, у того и будет стартовое преимущество.

Уже понятно, что отныне содержание понятий "демократия", "право", "мораль", "европейские ценности" каждый будет определять сам. Ближайшие десятилетия станут десятилетиями региональных лидеров и локальных конфликтов. Сегодня мы можем это наблюдать на примере таких процессов, как вялотекущий распад Украинской империи, возвращение Крыма в Россию, парад намечающихся суверенитетов, структурное ослабление ЕС и рост взаимных претензий у стран – членов Евросоюза. Следовательно, главную роль в конфликтах будущего будут играть не золотовалютные резервы и экономические рейтинги, а более долгосрочный – исторический капитал: традиции, идентичности, исторические миссии наций и народов. Тезис Френсиса Фукуямы о "конце истории", озвученный более 20 лет назад, опровергнут реальным ходом событий.

История не закончилась. История возвращается. Откуда ветер истории дует в мир, мы не знаем, но его порывы становятся всё сильнее.

Осознание этого факта заставило европейцев несколько лет назад заявить устами Ангелы Меркель о конце мультикультурализма. Это была не антимиграционная мера и не провал культурной ассимиляции, а разворот официальной европейской политики навстречу новым политическим трендам и вызовам. Вопросы политкорректности, власть евростандартов и международных институтов уступают место новой пассионарности. В ближайшее время миру предстоит пересобрать себя заново, сложить новые комбинации из знакомых идентичностей.

Что должна сделать Россия, чтобы не опоздать к наметившейся трансформации мира? Прежде всего: необходимо в сжатые сроки доформировать и сформулировать свою собственную идентичность. О важности этой проблемы говорил Патриарх Кирилл в ноябре 2014 года на Всемирном Русском Народном Соборе. "Нехватка" идентичности и неготовность российских элит играть по новым правилам могут привести к нестабильности в России. Как избежать этого неблагоприятного сценария?

В этой книге мы постарались проанализировать чувствительные точки в политике и идеологические "развилки", от которых зависит ближайшее историческое будущее.

Мир движется от экономического и военного гегемонизма к договору традиций и новому моральному консенсусу. Именно поэтому главным проблемным полем следует считать связь между политикой, макроэкономикой и традицией, традиционными ценностями. Сегодня это очевиднее, чем несколько лет назад. Связующим началом в треугольнике "экономика – политика – религия" является и гигантская власть информационных технологий, и неизбежность нового морального консенсуса в мире. Прежний консенсус был разрушен отходом от биполярной мировой системы, отрывом от России её исторических территорий, развалом Югославии, аннексией Косово, мировым экономическим кризисом и уничтожением остатков международного права.

Сегодня актуальна тема новых механизмов и гарантий стабильности. В этом контексте встаёт вопрос о близости христианской этики и принципов социального государства, поскольку восстановление в правах и того и другого вполне возможно в ближайшее время. Для населения России критически важен набирающий силу процесс социализации русского православия. Именно поэтому первая часть книги посвящена проблемам, находящимся на стыке политики и религии. Нынче граница между религиозным и светским становится всё более размытой. Учёные всё чаще говорят о наступлении эпохи постсекулярности. В связи с этим мы уделили большое внимание концепции постсекулярности и явлениям десекуляризации, секулярной религиозности и религиозной секулярности. Один из ярких примеров последней – феномен политической эсхатологии неолиберализма (образ "мирового зла"), проанализированный нами в одной из глав. Вторая часть книги посвящена более широкому кругу проблем. Здесь исследованы задачи, стоящие сегодня перед историками, и круг проблем, связанных с "переписыванием истории". Рассматриваются вопросы, связанные с судьбой традиционной демократии, истоками современного неонацизма и несостоятельностью теории двойного тоталитаризма. Последняя глава посвящена сложному характеру российской экономики, факторам хлебной и углеводородной зависимости. Таким образом, начав с ценностных вопросов, мы подводим читателя к разговору об экономических механизмах истории.

Но, по нашему глубокому убеждению, и экономические кризисы, и национальные противоречия, и споры вокруг нового традиционализма – всё это может быть приведено к общему знаменателю лишь на основе христианской этики – подлинного базиса общеевропейской идентичности.

Книгу можно приобрести

Ozon.ru

Литрес

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

27.06.2017

Министр обороны Австрии заявил о "медленной исламизации" Балкан

Меркель призвала не политизировать вопрос легализации однополых "браков"

В новых школах Турции молельные комнаты будут обязательны

Российских мусульман призвали усилить в соцсетях противостояние терроризму

Преподавать религию в российских школах должны священники, считают в Русской церкви

На территории дивизии Росгвардии в Балашихе начали строить храм

В Военном университете Минобороны России в рамках научной конференции в обобщили опыт работы с верующими военнослужащими

26.06.2017

Эксперт призывает власти перекрыть неоязычникам и оккультистам доступ к грантам

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

23.06.2017

Русская Idea:
Дмитрий Юрьев
"Социал-традиция" и практическая эсхатология: ненаучная рецензия научного труда

21.06.2017

Интерфакс:
В Церкви считают абсурдной идею заменить поклонный крест в "Торфянке" на монумент лосю

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
В Москве состоялось обсуждение книги А.В. Щипкова "Социал-традиция"

20.06.2017

Радонеж:
Дмитрий Бабич
Ад как имитация демократии

16.06.2017

Митрополичий Округ в Республике Казахстан:
Епископ Каскеленский Геннадий принял участие в круглом столе "Традиционализм и социальная идея в современной России"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Источник: http://www.topnewsday.ru/v-rossii-zapretyat-kurit-v-kafe-i-reklamirovat-tabak/.
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты