поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
КНИГИ

Плаха. 1917 – 2017: Сборник статей о русской идентичности

Д. О. Бабич, Е. А. Белжеларский, А. М. Малер, В. Т. Третьяков, С. Ф. Черняховский, А. В. Щипков

Оглавление

  • От составителя

  • Щипков А. В. Похищение русской идентичности

  • Третьяков В.Т. Похищение советской идентичности

  • Малер А. М. Дехристианизация

  • Бабич Д. О. Красное и белое

  • Черняховский С. Ф. Белое и красное

  • Белжеларский Е. А. Распад либеральной идентичности

  • Щипков А. В. Русофобия

От составителя

Собрание статей под названием "Плаха" продолжает проект, начатый нами два года назад.

Тогда, в 2013-м году, вышел в свет сборник "Перелом". Мы посвятили его дореволюционным "Вехам" и "веховской" традиции откровенных размышлений о судьбах страны. "Вехи" – это, так сказать, политика вне политики. Сила "веховцев" в неподдельной искренности общественных и политических суждений. Судя по развернувшейся вокруг "Перелома" полемике, мы смогли попасть в этот уникальный формат, затронуть нервные узлы общественной жизни, – словом, задействовать "память жанра".

Надеемся, что эта память сработала и в "Плахе", и нам вновь удалось реализовать право участников проекта на прямое высказывание. Заключительный сборник нашей "трилогии" намечен на конец шестнадцатого года.

Созвучные друг другу, но не во всем схожие идеологически статьи настоящего сборника – гарант того, что наша интеллектуальная площадка не стала образцом искусственного единомыслия. Здесь собраны авторы, которые несмотря на разницу взглядов, имеют одно общее свойство: они остро переживают тяжелое положение, в котором оказалась наша страна и готовы откровенно говорить об этом. Это, как сказали бы публицисты старой школы, люди с общественным темпераментом. Они понимают, что ситуация требует срочных и кардинальных перемен в политике, пока Россия еще сохраняет историческую субъектность.

Название и тематические рамки сборника оставались неизвестными для каждого автора вплоть до его ухода в типографию. Этот принцип даёт на выходе спонтанное, не подготовленное полемикой и непредсказуемое столкновение идей. Такое столкновение способно стать непосредственным отражением реальных идеологических процессов, происходящих в российском обществе. Здесь уместен принцип "и чем случайней, тем вернее".

Но отсутствие идеологической заданности и идейное "непредрешенчество" не отменяет наличия в сборнике собственного композиционного решения, "архитектурной" концепции с контрапунктами, инверсиями, рифмовками и рефренами, которые несомненно будут заметны читателю уже при беглом просмотре оглавления. Но это про форму. Теперь о содержании.

Читатель помнит, что лейтмотивом "Перелома", который писался за год до крымских событий, был раскол русского общества, разделение справедливости и традиции в русской истории и пути их возвращения друг к другу. Сборник "Плаха" создавался на фоне кровавых событий, в новых и никем не предсказанных обстоятельствах, которые предопределили тематическую направленность сборника. Перед нами встала задача – запечатлеть исторический миг, когда формируется ответ русского общества на брошенный ему вызов. Формируется в обход телевизионных ток-шоу, блоггерских провокаций и информационных войн. Необходимо было отделить реальную жизнь российских интеллектуалов от законов проплаченного медийного пространства, в котором каждый политический лагерь создает устраивающую его картину общественных настроений.

Раскол между традицией и справедливостью, советским и несоветским, красными и белыми всегда держал общество в состоянии болезненной стагнации. Но в ситуации скачкообразно возросшего геополитического противостояния он ставит под вопрос выживание нации. Либо раскол преодолевается, либо он переходит в распад нации и государства.

Именно этим обстоятельством объясняется историческая датировка сборника: 1917–2017. Она говорит о том, что наше общество созрело для важного вывода: историю еще никому и никогда не удавалось начать с чистого листа. Ни в 1917-м, ни в 1991-м, ни в 2014-м. Бессмысленная борьба между советским и антисоветским в общественном сознании исчерпала себя. На смену этой изнуряющей борьбе приходит понимание общих закономерностей национальной истории и общих параметров государственности, различимых как в дореволюционном, так в советском прошлом и устоявшихся со времен византийского выбора России.

Советский период уже сегодня начинает восприниматься как неотъемлемая часть русской истории, а советская идентичность – как важный элемент русской идентичности.

Сегодня мы должны перестать отсчитывать наши задачи от того, что произошло 100 лет назад. Сегодня важно то общее, что не смогла расколоть даже гражданская война, что существовало и в дореволюционной России, и в советский период. Для обеих сторон исторического конфликта есть лишь один единственный выход: они обязаны преодолеть гордыню. Не дать украсть у русского общества часть его истории.

И о заглавии сборника "Плаха", которое является для составителя знаковым.

Русские – это один из народов, подвергшихся геноциду в прошлом веке, но, в отличие от многих других, подвергается ему и сейчас. Геноцидом русских и дружественных нам народов являлась этническая война 1941-45 годов. И если евреи уже пережили и осмыслили свою Катастрофу, то русские продолжают её переживать и осмыслять*.

Уникальный случай: даже после 2014-го года русские в массе своей не до конца осознали, что их уничтожают как нацию, хотя процесс давно миновал начальную стадию. Тема ирридентизма в рамках украинского кризиса, русская весна и крымский сюжет – все это были попытки остановить процесс уничтожения. Тем не менее он пока не остановлен. На повестке дня транснациональных элит стоит окончательное решение русского вопроса. Это грозит исчезновением русских как нации, как политического субъекта.

Но исполнения приговора можно избежать. Для этого большинству народа достаточно осознать смертельную опасность и перестать играть по правилам, навязанным частью компрадорских элит правящего класса. В качестве аналогии в статье "Русофобия" приводится финал набоковского "Приглашения на казнь", где герой в последний момент осознал, что без его согласия его казнь не может состояться.

И мы верим, что казнь действительно не состоится. Если мы сами этого не захотим.

А.Щ.


* – Я бы так и назвал русскую катастрофу собственным, исконно русским историческим именем – Плаха. (Плаха – эшафот, место казни, перен. разг. – смертная казнь).

Книгу можно приобрести

Ozon.ru

Литрес

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

26.03.2017

Издан справочник "Общецерковная система реабилитации наркозависимых"

Митрополит Минский и Заславский Павел освятил поклонный крест на территории мемориального комплекса "Хатынь"

Папа Римский встретился с лидерами стран Евросоюза

Церкви передали храм на Миусском кладбище в Москве

Состоялась встреча председателя ОВЦС с послом Канады в Российской Федерации

Завершилась реставрация Кувуклии Гроба Господня

24.03.2017

День святого Патрика по календарю РПЦ отметят кельтской музыкой и песнями

Защита первой в современной России диссертации по теологии состоится 1 июня

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

24.03.2017

Правда Севера:
Василий Матонин
Путь, устремлённый к Монастырю

23.03.2017

РИА Новости :
Антон Скрипунов
Реставрация часовни над Гробом Господним – шаг к сближению христиан

22.03.2017

РИА Новости :
Митрополит Корнилий: приятно знать, что президент соблюдает Великий пост

18.03.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Президиума Общества русской словесности

17.03.2017

Православие.Ru:
Патриарх Сергий (Страгородский)

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты