поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
06 марта 2013  распечатать

Андрей Зайцев

Кто в России боялся паспортов?

Источник: Нескучный сад

В 1920-30 гг. некоторые верующие призывали, не брать паспортов, не ходить в легальные православные храмы в СССР и не покупать там крестики, поскольку на них находили советские символы. Что же скрывалось за боязнью людей брать государственные документы и признавать себя гражданами собственной страны?

Все знают строки Маяковского

Я

достаю

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

Читайте,

завидуйте,

я –

гражданин

Советского Союза.,

но мало кто слышал о том, что задолго до написания этих строк в нашей стране находились люди, не желавшие, чтобы их "посчитали".

История российского паспорта насчитывает чуть больше трех веков, и все это время находились люди, боявшиеся главного государственного документа как "печати антихриста".

Все началось во времена старообрядческого раскола, когда протопоп Аввакум провозгласил приход антихриста и призвал таиться от него в лесах или самосжигаться за веру. В конце XVII века некоторые христиане ждали скорого конца света, и когда он не наступил, стали искать разные способы примирения собственной веры с изменившейся реальностью. Наиболее радикальным беспоповским течением в старообрядчестве были бегуны, призывавшие своих последователей "порвать всякую связь с обществом и государством, не брать паспортов, не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги. "Достоить таитися и бегать", то есть не иметь дома, семьи, а только постоянно скрываться и избегать всякой связи с носящими печать Антихриста".

Как видим, отказ от паспорта стоит в одном ряду со страхом любой социализации, желанием полностью оградить себя от вмешательства светских властей. В конце XIX века при проведении первой переписи населения многие крестьяне отказывались в ней участвовать, и по стране вновь поползли слухи о скором приходе антихриста.

После событий октября 1917 года уже сама Церковь оказалась фактически на нелегальном положении, и верующие должны были приспосабливаться к совершенно новым реалиям. Довольно быстро среди православных, которые не могли свободно исповедовать свою веру, появилось две модели отношений к советской власти.

Первые, по терминологии историка Алексея Беглова, были конформистами, и считали, что христианская жизнь должна быть тайной. Сторонники этой точки зрения устраивались на работу в библиотеки и институты, становились портнихами и старались устроиться, где только можно, кроме больших заводов (последнее было связано с тем, что молодым женщинам – тайным монахиням и благочестивым мирянам было бы тяжело вести целомудренную жизнь в рабочей среде, отличавшейся грубостью нравов).

Во всех остальных сферах деятельности такие христиане трудились очень добросовестно, воспринимая работу как особый вид послушания. Митрополит Иоанн (Вендланд), бывший в молодости конформистом, рассказывал о своей жизни в 1930-е годы: "Время шло, мы жили удивительной жизнью: с одной стороны глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим. Но... на практике такое соединение трудно осуществить".

Интересно, что этой точки зрения придерживались и некоторые "иосифляне", осудившие декларацию митрополита Сергия 1927 года и считавшие ее сторонников потерявшими благодать. Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский разрешал верующим вступать в колхозы, поскольку от человека при этом не требовалось отречения от веры.

Но были среди верующих люди, настроенные радикально. Они считали атрибуты советской гражданской жизни – документы, паспорта, пенсии – "знаками пришествия антихриста". Сторонники этой точки зрения отказывались отдавать детей в школу, не отмечали советские праздники, не ходили в театры и кино. Отголоски этого попали даже в первый вариант жития св. Матроны Московской – во время демонстраций святая закрывала окна, чтобы в квартиру не попадали демоны. Народная этимология считала эти слова однокоренными (демон страстей). Часть верующих отказалась участвовать в переписи населения 1937 года с мотивировкой: "Мы овцы не вашего стада, подчиняемся только одному Богу".

Некоторые христиане не ходили в открытые храмы, считая, что в них служат не настоящие священники, а агитаторы за советскую власть: "Священники в этих церквах поставлены из партии, под ризой у них медали..., поэтому в церковь ходить никогда не надо.., крестики покупать тоже не надо, так как на них находили серп и молот, колоски, пятиконечную звезду и СССР"

Интересно, что сторонники идеи о том, что паспорт и другие документы являются знаками антихриста, в первой половине ХХ века, как и сейчас, не скрывали своих убеждений, но, напротив, вели себя крайне демонстративно – агитировали людей не вступать в колхозы, всячески стремились доказать властям свое право на обособленную жизнь. Люди заколачивали окна домов, наносили на ставни религиозную символику. Их одежда также была вся испещрена крестами.

В советских отчетах встречаются записи о крестных ходах с политической направленностью. В конце мая в Пензенской области "группа активных церковников в количестве 30 человек организовали шествие по селу с иконами и церковными песнопениями, сопровождавшимися антисоветскими криками "Долой колхозы и совхозы, пусть все будут единоличниками, и нам будет лучше".

Уточним, что слово "церковники" в советских донесений не всегда указывает на принадлежность верующих именно к Патриаршей Церкви.

Настороженное отношение к советским паспортам сохранилось у части верующих почти до конца существования СССР. В работе исследовательницы околоцерковного фольклора А. Тарабукиной можно найти свидетельства о том, что некоторые верующие постоянно ждут конца света и стремятся минимизировать свои отношения с государством. Чаще всего речь идет о православных христианах, предпочитающих совершать регулярные паломничества или вообще ведущих образ жизни странников.

В этой среде с начала ХХ века зафиксированы многочисленные истории о скором конце света, который обычно связывают с глобальной войной. За грехи погибнут Москва и Петербург, зато Господь сохранит Почаев и Дивеево, где находятся знаменитые обители.

Отказ от новых российских паспортов из-за электронного чипа, в котором "зашито" число зверя, обусловлен теми же эсхатологическими страхами, что и отказ участвовать в переписи в конце XIX века.

С начала 1990-х годов из уст в уста передаются рассказы о компьютере по имени "Зверь", с ним якобы связаны все остальные персоналки, которые благодаря штрих-кодам и пластиковым картам превращают людей в слуг антихриста. В околоправославном фольклоре, вопреки христианской традиции, изложенной еще в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что "печать зверя" дается человеку без его согласия.

По иронии судьбы современные борцы с печатью антихриста хотят жить с советским паспортом, который кажется им более безопасным и благочестивым, чем российский. К сожалению, страхи некоторых верующих постоянно подменяли сложные проблемы несвободы Церкви в СССР или потенциальной опасности тотального контроля со стороны любого государства над личной жизнью человека мнимыми поисками признаков конца света или политическим обличением светских властей. Те, кто видит в паспорте знаки прихода антихриста, бросают в лицо государства самое страшное обвинение в устах христианина.

Они полагают, что история закончилась, и что правители той или иной страны в лучшем случае являются последним поколением перед концом человеческой цивилизации, когда же конца света не наступает, то верующие могут идти на радикальные реформы, чтобы примирить реальность и собственную эсхатологию. Так поступали старообрядцы: поповцы сперва все время продлевали возможность правильной хиротонии у никонианских священников, а затем положили много сил на создание новой иерархии. Беспоповцы, напротив, провели радикальные реформы, фактически создав новое учение без иерархии, таинств и оглядки на реальность.

Уже в ХХ веке так поступали радикальные катакомбники, попытавшись спастись от советской действительности, попросту ее отрицая. История показала, что они не смогли сохранить дореволюционную Церковь и ее традиции. Напротив сторонники разумного компромисса смогли пережить гонения, легализоваться и донести до нас православную традицию начала ХХ века.

Сказанное выше не означает, что христианин должен соглашаться со всеми действиями власти или не заботиться о своем спасении. Напротив, разумное представление о христианстве и Церкви как явлениях социальных и исторических дает возможность не спешить рвать паспорт или убегать в глухие леса, но нести Свет Евангелия в этот мир.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

сюжеты:

Церковно-государственные отношения

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты