Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_1001.html


10 ноября 2002

Семен Чарный

Синагога без евреев

В СССР, а потом и в России, несмотря на то, что страна понесла тяжелейшие потери во Второй мировой войне, до недавнего времени не существовало центрального мемориала, где можно было бы отдать дань памяти всем погибшим от рук нацистов и их приспешников солдатам и мирным жителям. В 1990-е годы этот пробел был заполнен постройкой огромного мемориала на Поклонной горе в Москве. Но, поскольку к тому моменту было официально признано, что на фронтах сражались не только коммунисты и атеисты, но также и верующие различных конфессий, было принято решение о постройке соответствующий культовых зданий – церкви, мечети, синагоги и буддистской кумирни. К настоящему времени эти сооружения, кроме последнего, уже воздвигнуты. Однако если мечеть и церковь исправно выполняют свои религиозные функции, то синагога давно стала центром скандала.

Дело в том, что поначалу вместе с синагогой собирались строить и музей Холокоста. Вероятно, собранных средств на строительство двух зданий не хватило, и перед самым открытием в синагоге была устроена выставка еврейского наследия и истории Холокоста, дабы высокие гости (а открытие синагоги в 1998 стало первым еврейским мероприятием, на котором присутствовал Президент РФ) могли бы увидеть прообраз будущего музея. Вскоре после торжественного открытия синагоги грянул августовский кризис, за ним последовали олигархические войны, и Российскому еврейскому конгрессу (РЕК) и лично его главе В.А. Гусинскому, на чье имя был зарегистрирован титул собственности на синагогу, стало не до синагоги-музея.

К тому же вскоре после открытия выяснилось, что в синагоге некому молиться. Горевать, однако, не стали, и синагога начала работать как выставка, гордо называемая музеем. Спустя некоторое время туда разрешили пускать в пятницу реформистов на три часа в неделю. В остальное время здание пустовало.

Постепенно в синагогу стали приходить молиться евреи – как местные, так и случайно зашедшие. Местные оставались, приводили соседей. Так начал собираться миньян. Летом 1999 года в первый раз сами прочитали свиток Торы. Начали собираться регулярно, приносили книги, тфилины, ставили мезузы. Администрация музея, которая терпела от деятельности молящихся определенные неудобства, связанные в основном с необходимостью держать синагогу открытой по выходным, периодически предпринимала попытки выставить верующих на улицу, аргументируя это тем, что от их деятельности могут пострадать музейные экспонаты. Подобное утверждение звучит в высшей степени странно для всякого человека, бывавшего в синагоге и знающего, что зал для молитвы и музейные помещения строжайшим образом изолированы друг от друга. Так прошло почти два года.

Когда в 2000 году очередной раунд внутрироссийского противоборства кончился арестом, а затем и вынужденной эмиграцией Гусинского, новое руководство РЕК стало понемногу приводить в порядок доставшуюся ему собственность. В поле его внимания попала и синагога, в которой к тому времени молились уже представители двух возникших в Западном округе Москвы общин – "Давыдково" и "Фили", названных так по имени районов, где проживала основная часть их членов в момент регистрации. Недовольство руководства РЕК вызвал в первую очередь, видимо, тот факт, что общины не собирались входить в подконтрольный ему Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), в то время как с противостоящей КЕРООР и РЕК Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) они поддерживали более или менее дружественные отношения. Очевидно, готовясь к очередному раунду борьбы с ФЕОР, руководство РЕК решило на всякий случай избавится от потенциальной, по его мнению, "пятой колонны" Федерации в своем тылу.

В результате принятия этого решения 31 мая 2001 года двери синагоги были закрыты перед верующими, имущество общин (включая и свиток Торы) было также выставлено на улицу. С тех пор руководство РЕК постоянно отказывает общинам, использующим сейчас в качестве молельни не приспособленную для этого частную квартиру, в праве использовать синагогу под предлогом боязни за музейные экспозиции, хотя как мы сказали выше, молельные помещения и экспозиции тщательно изолированы (при том, что община даже готова официально взять ее в аренду, неся ответственность за все повреждения). Недавно там были туристы из Израиля. Они специально пришли в шабат в синагогу прочитать кадиш по родителям, и, наткнувшись на запертые двери и охрану, долго не могли поверить в происходящее. Не помогла и очередная смена руководства РЕК в декабре 2001 года, когда главой этой организации был избран Е.Я. Сатановский.

В данный момент сложилась практически тупиковая ситуация. Все обращения руководства общин "Фили" и "Давыдково" в РЕК оканчивались ничем. В ответ приходили лишь отписки, в которых синагога именовалась разными чудными именами, вроде "Храм Памяти РЕК". А достигавшиеся время от времени неофициальные договоренности о возможности молитв по праздникам постоянно нарушались администрацией синагоги-музея. На запросы в РЕК со стороны депутатов Госдумы его глава отвечал, что, мол, у нас музей, не мешайте работать Злые языки говорят, что подобная активность вызвана главным образом тем, что Е.Я. Сатановскому удалось перевести титул собственности на синагогу на себя, оставив В.А. Гусинского "с носом".

Попытка получить в правительстве Москвы разрешение на строительство еще одной синагоги завершилась отказом, поскольку, по вполне здравому рассуждению чиновников, изложенному в письме заместителя префекта Западного Округа И. Купцова к председателю общины "Давыдково" М.С.Шахловицкому, одной синагоги (именно синагоги, а не музея и не "Храма Памяти") на данном пространстве более чем достаточно и строить вторую просто незачем.

Получается парадоксальная картина: пустая синагога и рядом значительная по численности община (по оценкам экспертов численность потенциальных членов общины составляет 5-6 тысяч человек), вынужденная молиться по квартирам, как в недобрые времена борьбы с религией. При этом значительную часть общины составляют пенсионеры и ветераны той самой Второй мировой войны, для нужд которых, в частности, и предназначалась синагога на Поклонной горе. Впрочем, сейчас члены общины активно ищут спонсоров для того, чтобы все-таки построить свою синагогу поблизости от Поклонной горы.

РЕКЛАМА