поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 марта 2013  распечатать

Елена Яковлева

Страна без героев

Источник: Российская газета

– В послании Федеральному собранию Президента В.В. Путина есть такие слова: "Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп".

– Разобщенность "отцов и детей", непонимание людей даже внутри одного поколения, размывание, а порой и утрата традиционных для России нравственных ценностей... До нынешнего года ни о чем подобном от руководителей нашего государства мы не слышали.

Нравится нам это или нет, но после советского периода с его принудительной идеологией мы, по нашему обычаю, шарахнулись в противоположную сторону – в данном случае к полной идейной растерянности, неопределенности смыслов и целей. При всем отвращении к любой принудительной идеологии, все больше людей постепенно приходят к выводу, что и другая крайность – полностью деидеологизированное государство духовно расслаблено и попросту нежизнеспособно.

– А что взамен? Новая идеология?

– Вот уж чего бы я нам совсем не желал, так это вымученной за письменными столами, обязательной для всех идеологии. Но, к счастью, в области человеческих убеждений и мировоззрений есть вещи, гораздо более значимые и действенные, чем любая идеология.

– Например?

– Вечные ценности.

– Для современного человека это как-то слишком патетически звучит. Может быть, лучше – "базовые ценности"? Именно их воспитанием сейчас как раз призывают активно заниматься, когда говорят о молодежной политике России.

– А позвольте спросить, какие "базовые ценности" сегодня наиболее востребованы молодежью?

– Это известно по многочисленным социологическим опросам. На первом месте – здоровье. Потом качественное жилье, семья. Потом деньги, материальные блага. Безопасность. Возможность получить высокооплачиваемую, интересную работу. Далее – друзья. И, наконец, – любовь к Родине.

– Ну, если главные ценности молодежи сегодня действительно именно таковы, то наше положение и вправду – хуже не придумаешь. Ведь, если перевести эту иерархию ценностей с социологического на русский, то мы услышим: "Обеспечьте мне качественное образование, высокооплачиваемую работу, безопасность, достойное жилье, всё для поддержания здоровья, и тогда мы с друзьями будем любить Родину".

Я совершенно не собираюсь морализировать, всё перечисленное социологами – естественные и нормальные желания большинства людей. Мне только одно непонятно: зачем усилиями, как было сказано, молодежной политики целого государства заниматься воспитанием готовности получить качественное жилье? Или терпеливо взращивать непритворное стремление к высокой зарплате? Очевидно, когда мы говорим об ослаблении "духовных скреп", то имеется в виду нечто иное.

– Все-таки "вечные ценности"?

– Похоже, что так. Пренебрежение ими, забвение их приводит к трагическим разрывам и непониманию между людьми и поколениями. Помните, у Шекспира: "Порвалась связь времен"...

Да, высшие ценности: милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и к Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность... Я уже не говорю о вере в Бога, об открытии Его замысла о мире и человеке. Именно перечисленные духовно-нравственные качества так хочет видеть большинство родителей в своих детях. И, наверное, именно их воспитание и культивирование должно быть предметом молодежной политики. Но только вот беда: никакие нравоучения и самые правильные проповеди здесь совершенно не работают. Более того – вызывают стойкую и длительную аллергию.

– Так в чем же, по-вашему, должна заключаться современная молодежная политика?

– Не знаю, что сказать о современной, но давайте вспомним, в чем заключалась молодежная политика... в Древней Греции.

Этической базой, основой древнегреческого общества были – герои. Мифические и совершенно реальные. Такие, как Перикл, Александр Македонский, герои искусства, философы – Гомер, Фидий, Платон.

А. Патраков. Муций Сцевола в лагере Парсены

А. Патраков. Муций Сцевола в лагере Парсены

Древний Рим тоже был цивилизацией героев – Тиберий и Гай Гракхи, Цезарь, Муций Сцевола. Чтобы передать молодому поколению высокое чувство жертвенной любви к Родине, вовсе не требовалось читать юношам морали. Достаточно было рассказать, как их сверстник Муций Сцевола, взятый в плен врагами и принуждаемый к предательству, произнес: "Вот что может сделать свободный римлянин", – и, положив руку в огонь жертвенника, держал ее, пока она не обуглилась.

Византия в этическом смысле тоже была цивилизацией героев. О них можно было прочесть в особых книгах, называемых "Житиями святых": в этом обществе в первую очередь были востребованы герои духа. В средневековой Европе герои – это рыцари. На Руси – святые и богатыри-рыцари. Своих героев мы увидим и в новой, и в новейшей истории. Я уже не говорю о недавнем советском периоде, насквозь пронизанном культом истинных и поддельных героев.

Герои – это носители тех самых главных, вечных ценностей – народа, культуры, цивилизации, как раз того, о чем с вами говорим. Но, что очень важно, они больше, чем просто носители. Именно на них в обществе возложена непосильная ни для кого другого задача – действенной передачи этих ценностей от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Никакие морализирования, нравоучительные проповеди, семинары и "селигеры" без этих подлинных носителей высших ценностей с такой задачей не справятся. Педагогическая функция героев – продолжение их особого служения даже спустя много веков после их смерти. Недаром знаменитые "Сравнительные жизнеописания" Плутарха – биографии великих римлян и греков – изучались, к примеру, в российских гимназиях вплоть до революции, когда на смену прежним пришли совершенно иные герои.

– А что же у нас сегодня происходит с героями?

– Простите, не происходит, а уже произошло. За последние десятилетия успешно проведена работа по тотальной дегероизации России. Как писал Маяковский, "работа адовая будет сделана и делается уже".

Вообще-то дегероизация – это, в разумных рамках, позитивный и порой даже необходимый процесс, время от времени происходящий в различных странах и культурах, когда ветром истории с пантеонов сносит шелуху и наносное.

Но в нашем российском случае за ревизию взялся "креативный" класс и "рукопожатное" сообщество особо продвинутых любителей отечественной истории. В итоге проведенной с большевистской беспощадностью зачистки, национальных героев они нам просто не оставили. Низложены все. Превращены в безжалостных монстров, подонков и подлецов, трусов, извращенцев, беспринципных конъюнктурщиков. Методы – клевета, циничное и безжалостное высмеивание, передергивание фактов. В науке – тенденциозность. В сборе фактов – подлоги и приемы папарацци. И все это, конечно, под предлогом "борьбы за правду" и трепетного желания открыть нам, слепым и обманутым, истину о нас самих.

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской / icon-art.ru

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской / icon-art.ru

Недавно я зашел в центральный московский книжный магазин. На самом видном месте, среди лидеров продаж – пасквиль Резуна о маршале Жукове, очередное переиздание. Или еще пример: уже не год и не два муссируется идейка о том, что "ваш Александр Невский" – не более чем заурядный приспособленец, прихвостень татарских князей. А Пушкина как пытаются ославить бездарные пошляки!..

– Но есть немало фактических материалов, говорящих о жестокости Жукова.

– Отечественные и академические западные ученые давно камня на камне не оставили от "исторических" концепций Резуна. Да речь ведь даже не об этом. Любого без исключения военачальника можно при желании обвинить в жестокости. Но помните, что писал Пушкин:

"Оставь герою сердце... Что же

Он будет без него? Тиран..."

Это из стихотворения "Герой", посвященного, кстати сказать, не кому-нибудь, а Наполеону – врагу России. Вот где мудрость гения и глубокий, пронизывающий века исторический взгляд.

Книга Резуна и последовавшая за ней кампания – ярчайший пример согласованной деятельности – международной и внутрироссийской – по перелицовке не только истории Второй мировой войны, но и нашей национальной ментальности. Подспудно и напрямую нам внушают: если те, кого вы называет своими великими героями, на самом деле сплошь и рядом – чудовища и выродки, то какова же "эта страна", каков народ, каковы вы сами?

Из недавней истории в качестве героев нам оставлены, кажется, лишь двое: престарелые академики Д.С. Лихачев и А.Д. Сахаров с их противостоянием распадающемуся советскому государству. Был еще, правда, А.И. Солженицын, но в последние годы жизни он, по мнению креативной публики, что-то не то написал, и они его от своего общества отлучили.

Впрочем, каких-то современных героев "креативный класс" нам все-таки предлагает. А именно – "героев" гламура. Они несут и успешно передают молодым "ценности", прямо противоположные высшим: вместо скромности – наглое тщеславие, вместо благородства – мелочность, вместо мужества – демонстративное приспособленчество и конъюнктуру. И далее по списку.

– Но где же в нашей стране сегодня взять настоящих героев?

– Да, вот уж извечный вопрос!.. Об этом еще Чацкий у Грибоедова терзался:

"Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?"

Только давайте вспомним, в какое время Чацкий бросает этот упрек России? В 1827 году, кажется, Грибоедов читал законченную рукопись в Петербурге. И что же, тогда действительно не находилось никого, кто мог бы послужить благородным примером и высоким "образцом"?

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Но ведь именно в эти годы расцвел гений Пушкина. Творили Баратынский и Жуковский. Карамзин совершил научный и литературный подвиг, публикуя "Историю государства Российского" на языке современной русской словесности. Беллинсгаузен и Лазарев в 1820 году открывают Антарктиду. В годы написания "Горя от ума" Лобачевским создана неэвклидова геометрия. В живописи – Веницианов, Брюллов, Кипренский. В музыке – Глинка, Алябьев. Не говорю уже о наших великих воинах – генералах, офицерах и солдатах, изгнавших Наполеона и дошедших до Парижа! Их что, тоже нельзя "принять за образцы"? А Сперанский, Уваров? Да те же декабристы, если кто-то хотел взять с них пример, тоже были, что называется, под рукой.

Как же можно ответить людям, во все времена мыслящих о России, как Чацкий? Что это за поразительно близорукая позиция? Ответ простой, и дал его нам тот же Александр Сергеевич Пушкин в одном из писем Вяземскому. Он написал о главном герое "Горя от ума": "Чацкий совсем не умный человек!"

Нет героев... Да только за прошедший год двое наших военных закрыли своим телом гранаты, чтобы спасти бойцов. Мы помним их имена?

– Без того, чтобы в Интернет заглянуть, нет.

Майор Сергей Солнечников

Майор Сергей Солнечников

– В том-то и дело. Майор Сергей Солнечников и сержант Евгений Эпов. А чем отличается их подвиг от подвига Александра Матросова? И ведь мы можем привести множество примеров – люди совершают настоящие подвиги – и военные, и государственные, и научные, и трудовые.

– Что же мы должны сделать по отношению к ним?

– "Должны" – не самое удачное слово. Когда мы говорили о высших ценностях, то не упомянули одно из самых высоких и безусловно самых благородных человеческих качеств – благодарность. Лишь очень немногие высокие души сами взращивают в себе это редкое и прекрасное чувство. Навыку искренней благодарности надо терпеливо и, что необычайно важно, деликатно учить и детей и взрослых. Это касается и отдельных людей и всего общества. Нельзя требовать благодарности по отношению к самому себе, – это предельно пошло, – но можно и жизненно необходимо прививать людям умение быть благодарными к тем, кто этого действительно заслуживают.

Есть лишь одна заповедь, за исполнение которой Бог обещает совершенно определенную награду: "Почитай отца твоего и матерь, и долголетен будешь на земле". То же самое относится и к жизни народов и обществ. Посмотрите, сколько столетий и даже тысячелетий живут, несмотря ни на какие катаклизмы, страны, где почитание предков и национальных героев возведено в незыблемую традицию и повсеместный обычай. И напротив, как только в стране начинают дерзко разорять традиции предков и очернять лучших сынов и дочерей своего народа, стремительная деградация и распад неминуемы.

Сержант Евгений Эпов

Сержант Евгений Эпов

Люди, воплотившие в себе лучшие качества человека, таким, каким его задумал Бог, лучшие качества своего народа – это величайшая драгоценность любой страны. Именно они – знаменитые и безвестные – самое великое достояние России. Никакие усилия государства и общества не могут быть признаны чрезмерными, если они будут направлены на благодарность и на то, чтобы не дать пройти незаметно подлинным проявлениям героизма.

Сколько раз мы читали в газетах о том, как в каком-нибудь губернском городе, прямо на бульваре, на глазах у всех какие-то мерзавцы схватили девушку, потащили ее в машину, а прохожий парнишка-ботаник заступился и был за это убит. Сколько таких сообщений... Но ведь этот парнишка и есть настоящий, истинный герой! А что же мы? Ну, появится маленькая заметка в областной газете. Ну, кто-то усмехнется: "Дурак, нечего было лезть". Кто-то посочувствует – "жалко парня". И всё. И мы снова будем удивляться пассивности, трусости, нерешительности нашей молодежи...

– Вряд ли такие истории попадают в поле зрения губернаторов, например.

– Беда, если это действительно так. Прославление героев всегда было задачей первых лиц. Мы хотим, чтобы наши юноши были мужественными и не привыкали к трусости? Хотим, чтобы они не давали своим пассионарным восточным сверстникам (у которых, кстати, нет недостатка в героях для примера в жизни) помыкать собой в армии? Не проходили бы один за другим мимо, потупив глаза, когда рядом оскорбляют девушку? Если в сквере, где произошла трагедия, поставить памятник этому погибшему "ботанику" – настоящему русскому герою, если на открытие памятника губернатор соберет весь город, то жизнь для местных подлецов окажется уже не столь безопасной: благодарная память героев способна вдохновить даже робких.

– Губернаторы вам скажут, что у них слишком мало времени, чтобы заниматься подобными вещами.

– А вы думаете, у президента Соединенных Штатов его много? Но ведь он каждый год встречается с пожарными, тушившими небоскребы 11 сентября. Лично приходит, потому что знает: это – часть его самого главного служения. Да что брать далекие примеры – 1 марта была годовщина подвига офицеров и солдат 6 десантной роты. Президент Путин специально для того, чтобы почтить их память, прибыл во Псков. Да, показали сюжет по телевидению. И все... СМИ "отработали" и забыли. Спросите у молодых, знают ли они об этом, без всякого преувеличения беспримерном подвиге десантников? Здесь у нас совершенно нет продуманной, системной работы.

– Или, может быть, у нас действительно не самое пригодное для героев время?

– В двадцатые-тридцатые годы, в период Великой депрессии, в США ситуация была в этом смысле еще более скверной, вот уж действительно – самое что ни на есть непригодное для героев время. Казалось, вокруг их нет и быть не может. Что же сделали американцы? Осознавая, что как раз в такое безвременье носители важнейших, вечных ценностей особенно необходимы, они все-таки нашли героя. Кого? – простого пастуха. Ковбоя. На него, на этот образ и была, по сути, возложена ноша передачи традиций и духовно-нравственных ценностей американского народа.

– Он рождал хорошие ассоциации: свобода, ответственность, сила, мастерство своего дела...

– Да, а еще благородство, мужество, оптимизм, терпение, доброта, чувство справедливости, жертвенность. И в течение многих лет он прекрасно выполнял "функцию героя".

– Но это герой преимущественно кинематографа, культуры. При всей важности таких примеров для воспитания, с ними все вроде бы ясно. Но вот герои истории?.. Как раз сейчас идет напряженная дискуссия о том, каков должен быть учебник отечественной истории. Возможен ли вообще единый подход к такому противоречивому предмету, как история, не утопия ли это?

– В Церкви Христовой, когда общее решение должны принять люди самых разных позиций и взглядов, мы руководствуемся нашим древним христианским принципом: "В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь".

– Может быть к этому прислушаются участники дискуссии?

– Вот уже два десятилетия у нас ищут национальную идею. Пока остановились на том, что это патриотизм. Конечно же, оно так, но любые окончательные формулировки, к сожалению, рано или поздно становятся общим местом, они всегда ограничены и уязвимы, почти всегда досадно идеологизированы. Такие формулировки неизбежно меняются в зависимости от изменений то государственного строя, то направления политики. Но есть вечные и высшие ценности и человеческие качества, – такие, как вера, честь, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, труд в раскрытии талантов, данных человеку Богом, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к своему Отечеству и верность ему. Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества и выражают собой цель и национальную идею России. Да и народ по большому счету никогда не формулирует свою национальную идею, но зато безошибочно определяет ее носителей.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Тихон (Шевкунов)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты