Михаил Тюренков Протоиерей Максим Козлов: "Соцсети это бросание слов в бездонный колодец" Источник: Газета "Культура" В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13 % опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями.
"Хотя бы в пост постараюсь меньше болтаться в соцсетях и бестолково ставить "лайки", комментирует свои намерения один из участников опроса. В Русской православной церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. "Культура" расспросила отца Максима об "информационном посте".
Почему Вы считаете, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях?
Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению.
Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел.
А какие мотивы побуждают людей значительную часть своего не только свободного, но и рабочего времени проводить в соцсетях? Быть может, Вы сталкивались на исповеди с теми, кто понимает, что именно это их главная страсть?
Ну, главная не главная, но как существенная проблема в духовной жизни человека безусловно. Последнее я в своей пастырской деятельности встречал не раз. Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе "другую жизнь". Не ту, в которой я живу реально, но которую я "создаю" собственной волей. Захочу найду себе нового "друга", захочу вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился "копипастить". Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза "нет пророка в своем отечестве"). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей.
Как проще избавиться от этой страсти? Если уж таковая появилась, может, появились и особые методы борьбы с ней?
Здесь нет ничего нового, еще Аристотель учил принципу "ничего слишком". Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, "модерировать" собственное присутствие в социальных сетях. По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе "стоп!".
Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить "ридер" и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание совсем иное, положительное.
Что побудило лично Вас покинуть Facebook? Ваша страничка была весьма популярна...
То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети.
|