Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100879.html


12 апреля 2013

Михаил Тюренков

Протоиерей Максим Козлов: "Соцсети – это бросание слов в бездонный колодец"

Источник: http://portal-kultura.ru/ Газета "Культура"

В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13 % опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями.

"Хотя бы в пост постараюсь меньше болтаться в соцсетях и бестолково ставить "лайки", – комментирует свои намерения один из участников опроса. В Русской православной церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. "Культура" расспросила отца Максима об "информационном посте".

– Почему Вы считаете, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях?

– Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров – как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению.

Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной – ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел.

– А какие мотивы побуждают людей значительную часть своего не только свободного, но и рабочего времени проводить в соцсетях? Быть может, Вы сталкивались на исповеди с теми, кто понимает, что именно это – их главная страсть?

– Ну, главная – не главная, но как существенная проблема в духовной жизни человека – безусловно. Последнее я в своей пастырской деятельности встречал не раз. Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе "другую жизнь". Не ту, в которой я живу реально, но которую я "создаю" собственной волей. Захочу – найду себе нового "друга", захочу – вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился "копипастить". Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза "нет пророка в своем отечестве"). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей.

– Как проще избавиться от этой страсти? Если уж таковая появилась, может, появились и особые методы борьбы с ней?

– Здесь нет ничего нового, еще Аристотель учил принципу "ничего слишком". Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, "модерировать" собственное присутствие в социальных сетях. По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе "стоп!".

Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить "ридер" и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними – пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание – совсем иное, положительное.

– Что побудило лично Вас покинуть Facebook? Ваша страничка была весьма популярна...

– То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети.

РЕКЛАМА