Сергей Худиев Любовь или богословие? Сергей Худиев о ложных альтернативах Источник: Фома Одна из вещей, которые не перестают вызывать печальное удивление это невероятная эффективность примитивных ловушек. Одна из таких ловушек когда Вам предлагают выбор между двумя неприемлемыми альтернативами, полагая, что Вы сочтете одну из них настолько отталкивающей, что примете другую которую Вам и хотят продать. Вы за то, чтобы Сжигать Несогласных на Кострах Инквизиции (тм) или Вы за то, чтобы вывести церкви из-под защиты полиции? Вы за то, чтобы всех переанафематствовать и одному остаться, или за то, чтобы пренебречь догматами?
Конечно, стоит нам на минуту остановиться, и мы увидим, что мы совершенно не обязаны выбирать что-то из двух мы можем просто отказаться и от того, и от другого заблуждения. Но это бывает трудно особенно, когда мы вовлечены в бурную полемику. И одна из ложных альтернатив, перед которыми мы все время оказываемся это выбор между богословием и любовью.
Сколько раз приходилось встречаться с прекраснодушным "ах, зачем все эти догматы, все эти непонятности про Троицу, две природы во Христе, когда главное это любить ближнего?" От этой точки зрения можно было бы просто отмахнуться но беда в том, что ее, со своей стороны, мощно поддерживают как раз люди догматически суровые но при этом явно не любящие своего ближнего, если этот ближний богословски не прав. Если споры о бесстрастии Бога ведут к страшному воспалению страстей, а рассуждения о том, как именно понимать любовь Божию, приводят к немалому озлоблению, то не лучше ли вообще оставить эти взрывоопасные материи и обратиться к "простому учению Иисуса" о том, что надо любить ближнего?
Но и у учения о "просто любви" возникают проблемы когда мы открываем Евангелие, мы обнаруживаем, что учение реального, Евангельского Иисуса никак не сводится к одной только заповеди любви. Он много говорит об Истине истине, которая может вызвать споры и разделения. Он говорит о том, что Он сам есть Истина, Бог, Судия и Спаситель, и что для нашего вечного спасения чрезвычайно важно, чтобы мы веровали этому Его свидетельству о Себе. Он говорит, что создаст Церковь и полагает необходимым, незадолго до Распятия, установить Таинство Евхаристии.
Иногда говорят, что Иисуса распяли за то, что он свидетельствовал о любви. Это просто не так раввины того времени могли сколько угодно почти теми же словами говорить о любви к ближнему, это не навлекало на них никаких неприятностей. Римляне были суровыми, но не сумасшедшими они безжалостно подавляли мятежи, не распинали за проповедь любви к ближнему. Религиозные лидеры того времени сочли Господа Иисуса опасным богохульником, а римляне опасным мятежником вовсе не из-за проповеди любви. А из-за того, что он говорил о Себе. А значит, это Его свидетельство о том, кто Он, очень важно и нам важно его правильно понимать.
Однако у "просто любви" есть еще одна проблема она не работает. Люди, у которых есть догматы, собираются вместе, поддерживают общение, помогают друг другу и делают что-то для мира может быть, недостаточно, но хоть что-то. Люди, верящие в то, что Иисус проповедовал "просто любовь", увы, неспособны объединиться в какие-либо общины, где они могли бы проявить любовь друг ко другу и ко всем остальным.
Очевидно, что послание Господа о любви не работает без Его же послания о том, Кто Он такой. Но тут нам угрожает другая ловушка.
В самом деле, вся эта возвышенная любовь, которая не может полюбить каких-нибудь конкретных людей прихожан и священников какого-нибудь православного храма, например недорого стоит. Важно держаться правых догматов учения Церкви о том, кто Такой Иисус и что Он совершил для нас.
Но может показаться, что набор правильных формулировок не только избавляет нас от необходимости любить ближнего, но и делает эту любовь чем-то сомнительным, недолжным и опасным. Как на старом советском плакате "Товарищ, не пей! С пьяных глаз ты можешь обнять классового врага!", или, в данном случае "ты можешь облобызать еретика!"
Все человеческие общества нации, племена, классы, элитные клубы строятся на исключении чужаков, на противопоставлении "нас" и "их", и такое же мышление легко проникает и в Церковь мы, право верующие, против их еретиков, причем для сплочения группы важно, чтобы еретики происходили из своей же среды.
Но догматы нужны совсем не для этого. Они ограждают возвещение Апостолов о том, что Бог стал человеком ради спасения своих мятежных и неблагодарных творений. Что Христос умер за всех нас, бедных грешников. И что если мы примем Его дар покаянием и верой, Он пошлет нам Святого Духа, который обновит наше сердце и даст нам любовь к ближним за которых наш Спаситель умер, как и за нас. Святой Дух даст нам и твердость в исповедании истины, и любовь, сострадание и понимание к тем, кто заблуждается.
|