Сергей Худиев О неприкрытой агрессии Откуда она берется и что с ней делать? Источник: Фома Интернет вообще и русский интернет в частности довольно агрессивная среда. Хуже того, православный интернет тоже не то место, где благорастворяются воздухи. Если на одном из мирских сайтов висит предупреждение "это интернет! Здесь могут послать туда-то!", то нам подошло бы предупреждение "Это православный интернет! Здесь могут анафематствовать и обвинить в апостасии, ереси, предательстве, человекоугодии, стяжательстве и далее по списку".
Нельзя сказать, чтобы любовь учеников Христовых друг ко другу не являлась вообще но мы часто видим ту же агрессию, что и в миру, только под другими лозунгами. Почему? Религия делает людей агрессивными? Если вы так думаете, зайдите на какой-нибудь атеистический ресурс. Но откуда тогда берется агрессия? И что нам с ней делать?
Психологи говорят о таком явлении, как "рационализация" это "попытка создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения". Это примерно то же самое, что в нашей традиции называется "самооправданием". Например, человек пьет и понимает, что ему не стоит себя так вести, но признать, что он больной грешник, который должен искать прощения и помощи, он не хочет. Тогда он выстраивает систему оправданий иногда самых фантастических. Я, например, слышал, что алкоголь предотвращает рак (на самом деле, ровно наоборот) и, в условиях крайнего севера, снабжает организм витаминами (тоже наоборот). А также, что он убивает микробов и вообще укрепляет здоровье. (Что тоже полная чушь).
Такое бывает не только при химической зависимости взять, например, такое явление как нисходящая спираль враждебности. Сначала вы относитесь с неприязнью к каким-то людям и поэтому обращаетесь с ними несправедливо (хотя бы говорите о них плохо). Потом вы должны либо признать, что вы были неправы, либо настаивать на том, что это по-настоящему плохие люди, которые и не заслуживали лучшего отношения. Уверенность в том, что они гады, приводит к еще более несправедливому отношению, а несправедливое отношение требует для своего оправдания еще большей уверенности в том, что они гады. Как где-то пишет Лев Толстой, "Николай сделал очень много зла полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи".
Ни один ненавистник не говорит о том, что он ненавидит других людей потому, что он злобный, фрустрированный лузер, который не может добиться своих целей и ищет на ком бы выместить свое мучительное чувство неполноценности и несостоятельности. Он всегда ненавидит гадов, за то, что они гады, поистине достойные ненависти. Не иметь ненависти к таким гадам, как эти значит предавать добро, правду, справедливость, родину и так далее.
Христиане оказываются в особенно сложном положении потому что нам прямо заповедано любить ближних, и других христиан особенно. Пропасть между Божией заповедью и нашей неспособностью любить (или хотя бы спокойно терпеть) своих ближних оказывается особенно кричащей, и потребность в самооправдании рационализации, как отстраненно говорят психологи оказывается особенно острой.
Это значит, что ближний, которого нам довелось не любить, должен быть гадом космических масштабов чтобы вызвать обоснованную неприязнь даже таких кротких, незлобивых людей, как мы. Он должен быть вторым Арием, и, желательно, Иудой (если мы люди, склонные к крепкому фундаментализму и выбираем путь борьбы с ересями) или тем фарисеем, которому Евангелие провозглашает семикратное "горе вам", только хуже в четыре раза (если мы люди, скорее, либеральные).
Причем озлобление и агрессия (как и в светском варианте) подают себя как что-то не просто допустимое, но и прямо должное отсутствие скрежета зубов в адрес врагов Истины рассматривается как предательство.
Я и сам знаю это за собой меня тоже страшно раздражают люди, не имеющие евангельских добродетелей. Прямо поубивал бы всех этих гадов, не имеющих любви к ближнему!
Но что с этим делать? Прежде всего, признать реальное положение дел ну да, мы грешники и в силу своей падшей природы склонны ненавидеть Бога и ближнего своего. Падший человек стремится быть центром мироздания а Бог и люди мешают, он озлоблен, очень напуган и пытается придать себе мужества, подогревая в себе гнев.
Существует пропасть между тем, кем мы должны быть, и тем, кем мы являемся, тем, как мы должны поступать и тем, как мы поступаем на самом деле. У нас возникает мощный, почти инстинктивный порыв заняться самооправданием и предотвратить потерю самоуважения.
Но самоуважение, основанное на наших предполагаемых достоинствах это то, что надо отпустить, чтобы обрести подлинное основание для мира и принятия себя. Да, мы грешники, испорченные и виновные но Отец неизменно любит нас, Христос искупил наши грехи, а Святой Дух с бесконечным терпением трудится над исцелением наших душ.
И когда со дна души поднимается ярость, можно спокойно признать ну да, это не благородное негодование пророка на зло и грех, это просто несчастная комбинация плохого пищеварения, гордыни, страхов, воли к доминированию и прочих плодов плоти. И посмотреть на это так, как мы смотрим на физическое недомогание со стороны. И принести его Христу так, как мы приносим болезнь врачу я не солидарен с этим, я хочу от этого избавиться. Тогда мы откроемся действию Святого Духа, который создаст в нас совсем другие плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)
|