поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
23 апреля 2013  распечатать

Сергей Худиев

О неприкрытой агрессии

Откуда она берется и что с ней делать?

Источник: Фома

Интернет вообще – и русский интернет в частности – довольно агрессивная среда. Хуже того, православный интернет – тоже не то место, где благорастворяются воздухи. Если на одном из мирских сайтов висит предупреждение "это интернет! Здесь могут послать туда-то!", то нам подошло бы предупреждение "Это православный интернет! Здесь могут анафематствовать и обвинить в апостасии, ереси, предательстве, человекоугодии, стяжательстве и далее по списку".

Нельзя сказать, чтобы любовь учеников Христовых друг ко другу не являлась вообще – но мы часто видим ту же агрессию, что и в миру, только под другими лозунгами. Почему? Религия делает людей агрессивными? Если вы так думаете, зайдите на какой-нибудь атеистический ресурс. Но откуда тогда берется агрессия? И что нам с ней делать?

Психологи говорят о таком явлении, как "рационализация" – это "попытка создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения". Это примерно то же самое, что в нашей традиции называется "самооправданием". Например, человек пьет – и понимает, что ему не стоит себя так вести, но признать, что он больной грешник, который должен искать прощения и помощи, он не хочет. Тогда он выстраивает систему оправданий – иногда самых фантастических. Я, например, слышал, что алкоголь предотвращает рак (на самом деле, ровно наоборот) и, в условиях крайнего севера, снабжает организм витаминами (тоже наоборот). А также, что он убивает микробов и вообще укрепляет здоровье. (Что тоже полная чушь).

Такое бывает не только при химической зависимости – взять, например, такое явление как нисходящая спираль враждебности. Сначала вы относитесь с неприязнью к каким-то людям и поэтому обращаетесь с ними несправедливо (хотя бы говорите о них плохо). Потом вы должны либо признать, что вы были неправы, либо настаивать на том, что это – по-настоящему плохие люди, которые и не заслуживали лучшего отношения. Уверенность в том, что они – гады, приводит к еще более несправедливому отношению, а несправедливое отношение требует для своего оправдания еще большей уверенности в том, что они – гады. Как где-то пишет Лев Толстой, "Николай сделал очень много зла полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки – негодяи".

Ни один ненавистник не говорит о том, что он ненавидит других людей потому, что он злобный, фрустрированный лузер, который не может добиться своих целей и ищет на ком бы выместить свое мучительное чувство неполноценности и несостоятельности. Он всегда ненавидит гадов, за то, что они гады, поистине достойные ненависти. Не иметь ненависти к таким гадам, как эти – значит предавать добро, правду, справедливость, родину и так далее.

Христиане оказываются в особенно сложном положении – потому что нам прямо заповедано любить ближних, и других христиан – особенно. Пропасть между Божией заповедью и нашей неспособностью любить (или хотя бы спокойно терпеть) своих ближних оказывается особенно кричащей, и потребность в самооправдании – рационализации, как отстраненно говорят психологи – оказывается особенно острой.

Это значит, что ближний, которого нам довелось не любить, должен быть гадом космических масштабов – чтобы вызвать обоснованную неприязнь даже таких кротких, незлобивых людей, как мы. Он должен быть вторым Арием, и, желательно, Иудой (если мы люди, склонные к крепкому фундаментализму и выбираем путь борьбы с ересями) или тем фарисеем, которому Евангелие провозглашает семикратное "горе вам", только хуже в четыре раза (если мы люди, скорее, либеральные).

Причем озлобление и агрессия (как и в светском варианте) подают себя как что-то не просто допустимое, но и прямо должное – отсутствие скрежета зубов в адрес врагов Истины рассматривается как предательство.

Я и сам знаю это за собой – меня тоже страшно раздражают люди, не имеющие евангельских добродетелей. Прямо поубивал бы всех этих гадов, не имеющих любви к ближнему!

Но что с этим делать? Прежде всего, признать реальное положение дел – ну да, мы грешники и в силу своей падшей природы склонны ненавидеть Бога и ближнего своего. Падший человек стремится быть центром мироздания – а Бог и люди мешают, он озлоблен, очень напуган и пытается придать себе мужества, подогревая в себе гнев.

Существует пропасть между тем, кем мы должны быть, и тем, кем мы являемся, тем, как мы должны поступать – и тем, как мы поступаем на самом деле. У нас возникает мощный, почти инстинктивный порыв заняться самооправданием и предотвратить потерю самоуважения.

Но самоуважение, основанное на наших предполагаемых достоинствах – это то, что надо отпустить, чтобы обрести подлинное основание для мира и принятия себя. Да, мы грешники, испорченные и виновные – но Отец неизменно любит нас, Христос искупил наши грехи, а Святой Дух с бесконечным терпением трудится над исцелением наших душ.

И когда со дна души поднимается ярость, можно спокойно признать – ну да, это не благородное негодование пророка на зло и грех, это просто несчастная комбинация плохого пищеварения, гордыни, страхов, воли к доминированию и прочих плодов плоти. И посмотреть на это так, как мы смотрим на физическое недомогание – со стороны. И принести его Христу так, как мы приносим болезнь врачу – я не солидарен с этим, я хочу от этого избавиться. Тогда мы откроемся действию Святого Духа, который создаст в нас совсем другие плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Сергей Худиев

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты