Светлана Галанинская Живая теология: академичность, актуальность и доступность Интервью с главным редактором портала "Богослов.ру" протоиереем Павлом Великановым По материалам: За пять лет существования портал "Богослов.ру" стал необходимой частью жизни и любимым чтением всех, кому интересны вопросы, связанные с самыми разными разделами теологии и церковной истории. Именно этот сайт оказался местом встречи ученых, готовых к профессиональному участию в диалоге, и просто мыслящей части церковной аудитории. Протоиерей Павел Великанов, главный редактор "Богослов.ру", проректор по научно-богословской работе МДАиС, рассказал "Религаре" о судьбах теологической науки и результатах работы портала.
Сегодня можно порой услышать: "А существует ли в наше время богословие?". Чем вызван вопрос? С наукой теологией случилось что-то нехорошее?
Хочется ответить вопросом на вопрос: а Господь наш Иисус Христос –богослов? Если да, значит, где бы Он ни присутствовал в Своей Церкви как Своём Теле, там везде будет в той или иной степени богословие. Ну, а если "нет, не богослов" – тогда, увы, это какое-то более чем оригинальное богословие, я бы назвал его "стерилизованным" богословием.
Не следует смотреть на богословие сверху вниз: это глубокая, если не роковая ошибка. Конечно, даже если мы поставим самые лучшие богословские творения, например, "Божественные гимны" преподобного Симеона Нового Богослова – рядом с какой-нибудь докторской диссертацией по квантовой механике – конечно, любого внешнего наблюдателя скорее привлечет проникновение в таинственный мир вещества, нежели чем переживания святой душой близости к Божественному Свету. И такой подход – характерная черта всего нового и новейшего времени. Абсолютизация значимости формального рационального познания в ущерб всем другим видам познания и привела к такой надменной, горделивой позиции по отношению ко всему, что нельзя "просчитать" – а тем более увидеть или пощупать руками, как только мы говорим о Божественных предметах.
Почему так?
Наука как таковая вдохновляется постоянно обновляемым призраком всевластия и могущества человека – а это любому приятно; в то время как богословие с первых шагов требует от человека не просто внимания к своей жизни, но к решительному изменению себя самого, что не только не особо-то приятно, но еще и зачастую очень болезненно. "В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, повинном греху" – это абсолютное условие любого богомыслия.
Поэтому богословие было, есть и будет до тех пор, пока существует Церковь как Тело Христово. Не обязательно оно будет выражаться в филигранных богословских текстах: есть богословие образа, богословие формы, богословие жизни – и всё это различные, но по сути тождественные способы раскрытия Божественного Откровения в жизни человека. В отличие от других наук, богословие рождается не в тиши кабинетов или за исследовательскими компьютерами – его "экспериментальная лаборатория" – человеческая душа, и прежде всего душа самого исследователя. Как бы ни было заманчиво описывать чужой религиозный опыт, но до тех пор, пока не произойдёт личная встреча со Христом, пока не будут падения и восстания, пока на собственном опыте не появится понимание тонких оттенков жизни во Христе – все слова о Боге будут чужими, холодными и пустозвонными. Там, где есть подвиг, где ищут Христа, где преодолевается грех и отчуждение между человеком и Богом – есть богословие, вне зависимости от количества публикаций и индекса цитируемости. Точно также, как и труды признанных сегодня всей Церковью богословов не создавались как некие "духовные блокбастеры": они только со временем были осознаны как вершины Богомыслия, которых достигали единицы.
Людей, занятых богословием, много. Но Церковь официально дала звание богословов всего трем святым. Почему?
Святой апостол Иоанн Богослов – автор четвертого Евангелия, которое является не просто ещё одной точкой зрения на события земной жизни Христа Спасителя, как это мы видим у синоптиков. Это именно принципиально иной подход, где фокус обращён не к внешней канве событий, а внутрь, вглубь, всё евангелие от Иоанна пропитано светом Христова Воскресения с самых первых строк – почему именно эти строки и читаются на Пасхальной литургии: "Вначале было Слово..." Среди всех апостолов Иоанн не просто был возлюбленным учеником Христовым – он обладал удивительным даром проникать сквозь внешние события к тонкой, почти неуловимой суетливым взглядом Божественной сути. Поэтому его Святая Церковь и называет "Богословом". Преподобные Григорий и Симеон Новый Богослов – отцы-аскеты, которые не только очистили душу и тело в слезах покаяния и молитвенных трудах, но и получили особую благодать облекать в слова то, перед чем скорее удобнее молчать, нежели чем говорить: тайны Божественной жизни, Троической любви и Домостроительства человеческого спасения. Именно по причине предельно точного соответствия слова раскрываемому содержанию Богооткровенной истины эти святые и были удостоены столь почетного именования. Ещё раз подчеркну: это не "кабинетные учёные", это сугубые практики, которые, без сомнения, имели великолепный мыслительный и словесный "аппарат" для описания – но описывали они то, что им открывалось Самим Богом.
Почему на Западе теология является полноценной гуманитарной дисциплиной, а у нас до сих пор не признана? Либеральная публика любит указывать Церкви на необходимость следовать по западному пути, но в этом вопросе почему-то не ставит нам в пример опыт Запада...
На мой взгляд, здесь главная причина лежит в непреодолённой атеистической инерции общества: оно всё еще никак не разочаруется во многих советских ценностях, одной из которых, естественно, была и наука. Стереотипное мышление выталкивает богословие из области науки вовсе не по какой-то личной злобе. Просто эти люди по-другому не мыслят себе научную область, они испытывают внутренний испуг, я бы даже сказал, какой-то мистический ужас, когда в их параллельно-перпендикулярный мир является нечто принципиально иное, существующее и действующее совершенно по иным принципам и законам. Действительно, в западной ментальности богословие давно занимает свою законную нишу. Но едва ли можно сказать, что это привело к расцвету богословского древа. Богословие вне жизни, вне практики неизбежно выхолащивается и хиреет: на богословских конференциях особенно остро чувствуется, когда даже именитый докладчик говорит "от головы", а когда – из пережитого опыта, неформально, зажигая других своей живой и действенной верой. Об этой проблеме – тупиковом пути исключительной рационализации богословия – прекрасно говорил Клайв Льюис в "Расторжении брака", описывая новоявленного богослова, который всю жизнь потратил на выдумывание, каким бы стало учение Христа, если бы Его так рано не распяли...
Ваш сайт за несколько лет стал одной из самых интересных интернет-площадок для богословских дискуссий. Как он возник? Кому принадлежит идея?
Идея, как это чаще всего и бывает, буквально витала в воздухе Духовной академии на протяжение нескольких лет. Необходима была площадка, на которой одинаково комфортно ощущали бы себя и светские, и церковные специалисты, имеющие близкие научные интересы. До появления "Богослова" такой площадки не было. И когда мы уже продумывали концепцию сайта, решили, что она должна соответствовать трём принципам: академичности, актуальности и доступности. Естественно, требовался также очень доброжелательный настрой ко всем, кто будет туда приходить. Когда же портал стал работать, постепенно появились новые направления, образовалось богословское сообщество вокруг различных публикаций, а новый импульс дала дискуссия вокруг проектов документов "Межсоборного присутствия", когда читатели почувствовали, что их слышат, их мнением дорожат, с ними, быть может, не всегда и согласны – но игнорировать точно не будут.
Чего Вы ожидали, когда портал создавался, и сильно ли отличается от задуманного то, что получилось?
Наверное, получилось то, что и требовалось, а не то, что нами думалось. Лучше это или хуже – один Бог весть. Но для нас шестой год работы – уже хороший показатель, что портал как полноценное средство массовой информации состоялся, занял свою нишу и её отрабатывает.
Кто Ваши авторы, реальные и потенциальные, и кто читатели?
Авторы у нас очень разные, есть и крупные учёные, есть и начинающие специалисты, а иногда мы размещаем даже студенческие работы. Максимально допустимая для академического ресурса открытость – со всеми рисками – обязательное условие появления внутреннего напряжения, которое для научной среды, как правило, является своеобразным "питательным бульоном". За это нас часто упрекают – что не все публикации одинаковы по научной ценности, значимости или даже качеству проработки заявленной темы. Но мы этого не боимся – также, как не боится родитель смотреть на кривые наброски подрастающего ребёнка, пройдёт время, укрепится рука – во многом благодаря критике и замечаниям – и сформируется хороший специалист в своей области. В советское время богословская наука духовных академий не имела возможности для внешней рецепции даже самой же церковной средой – не говоря уже о светском научном сообществе, и это, конечно, необходимо было преодолевать. То, что на портале сейчас в обязательном порядке публикуются апробационные статьи, авторефераты аспирантов и докторантов – очень важный шаг по размыканию некогда вполне закрытой научной системы духовных школ.
А читатели наши – главным образом, люди среднего возраста, в основном мужчины, с высшим образованием. Достаточно много также приходит на сайт и молодёжи – студенчество, начинающие преподаватели. Неожиданностью для нас стала очень высокая посещаемость нашего двуязычного видеоканала на YouTube – а именно на английском языке. Это важное свидетельство для нас, что направление создания кратких образовательных видеоматериалов востребовано не только в России, но и далеко за её пределами.
|