Сергей Худиев Об Иуде и чудесах Источник: Радонеж История Иуды это история предательства и отчаяния, давно и очень прочно ставшая нарицательной. Слово "иуда" знают даже те, кто никогда не читал Евангелия и крайне смутно помнят, кто такой Иуда человек, предавший Господа на смерть. Почему он это сделал? За прошедшие века выдвигались разные предположения. Мы не можем проникнуть в мысли этого человека но мы можем определить главную причину его предательства. Неверие.
Он просто не верит в то, что Иисус тот, за кого он Себя выдает. При этом он кое-что видит лучше, яснее, чем верные Апостолы. Вспомним сцену в Евангелии от Иоанна, когда Мария омывает ноги Спасителя драгоценным миром:
"Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (Иоан.12:3-8)"
Только два человека ясно понимают, к чему идет дело. Мария и Иуда. Апостолы понимают, что дело идет к кризису, к развязке, но они не уверены, к какой. Хотя Господь уже несколько раз говорил им, что Он будет схвачен, подвергнут издевательствам и истязаниям и убит, они ждут чего-то другого. Как говорят Лука и Клеопа, не узнав Воскресшего на дороге в Эммаус, "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21)". Они надеются, что грядет избавление Израиля да, наверное, через драматически трудный момент, через почти поражение, но должен же Бог вмешаться на стороне Своих верных? Порывистый Петр уже приготовил меч, которым он вскоре отхватит ухо Малху, и ждет решающей битвы и когда битвы не происходит, враги просто берут Иисуса, связывают и уводят на позорную смерть, он ломается и отрекается.
Но у двух человек Марии и Иуды нет иллюзий. Они понимают, что вскоре Иисус будет мертв и погребен. Мария знает, что ничего не может сделать кроме этого последнего жеста любви и скорби, помазания миром. Иуда знает, что пора валить и ему бы пригодились эти триста динариев, годовой заработок поденщика, и он раздосадован.
Иуда не считает, что перед ним Спаситель мира. Он считает, что перед ним провалившийся претендент на роль Мессии, который сейчас будет убит, если вовремя не сбежит. А Он, почему-то не хочет. Иуда видит, что надо уходить с тонущего корабля, и при этом раз Иисус и так уже обречен поправить свои отношения с властями и немного вознаградить себя за потерянные три года.
Как Иуда мог не верить, ведь все эти три года он был с Апостолами, он не мог не видеть чудеса Господа, насыщение пяти тысяч, усмирение бури, почти только что воскрешение Лазаря? Прежде всего, отметим сам факт он там действительно был и чудеса действительно видел. Как и первосвященники и все те, кто добивался смерти Иисуса знали о чудесах что-то и видели сами. Чудеса не делают человека верующим. Иногда мы слышим, что если бы Бог хотел склонить людей к вере, Он бы творил чудеса почаще. Иногда мы сами недоумеваем ну почему бы Ему не дать насмешливым неверам какое-нибудь знамение? Трудно что ли? Нет, не трудно беда в том, что это бесполезно. Воскрешение Лазаря вызвало веру в одних и ожесточение в других. Мы не знаем, что они себе думали что это хитрая мистификация? Что Лазарь лежал в гробнице живехонький, обложившись дохлыми крысами для запаха и хихикал, предвкушая, как они с Иисусом всех обманут? Может быть, они находили всему какое-то иное объяснение а может, они никаких объяснений не находили, а просто отвергали это чудо, и все.
Мне доводилось читать неверующих исследователей Нового Завета, которые признавали, что у них нет внятного объяснения пасхальной веры Апостолов, но они уверены, что Иисус, конечно же, не воскресал, потому что Воскресение это чудо, а чудес, как известно "всем современным людям", не бывает.
Возможно, и современные Господу Иисусу неверы рассуждали также мы не знаем, как это объясняется, но объясняется-то это наверняка как-то просто истерикой восторженной толпы, галлюцинациями, хитрой подделкой, эти простаки готовы верить во что угодно... Так что ничего психологически невероятного в поведении Иуды нет чудеса могут ободрить верующего, но неверующий, который просто не хочет каяться и веровать, объяснит их как-то иначе или просто проигнорирует.
Но Иуда хорошо знал Иисуса лично. Это гораздо страшнее в самом деле, и Иуда, и все те, кто возненавидели и убили Господа, знали Его лично. Человек может быть безгрешен и вызывать неукротимую ненависть. С идеей, что если мы будем достаточно добродетельны, все нас будут любить, придется расстаться. Церковь Христова будет вызвать ненависть не грехами своих членов, а именно тем, что она Христова. "Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? (Матф.10:25)"
Церковь есть сообщество кающихся грешников а случаются и грешники не кающиеся, к которым надо бы и дисциплинарные меры применять но причина ненависти к Церкви не в этом. Любое человеческое сообщество состоит из грешников ученые, политики, журналисты, врачи, пятиминутный поиск в интернете снабдит вас яркими примерами жестокости, алчности, лживости и пренебрежения долгом. Но только у Церкви есть святые и только у Церкви есть Христос, и вражду она будет вызвать именно поэтому. Эта вражда может проявляться в кровавых гонениях как это было у нас при атеистической диктатуре и как это сейчас происходит в странах "арабской весны". До этого может не доходить могут быть отдельные акты вандализма, эпизодические нападения и массированное поношение в СМИ и интернете. Но надо отдавать себе отчет христиан в Сирии или Ираке гонят не за то, что они "поддержали диктаторский режим", а за имя Христово. Вы не купите симпатий врагов Церкви, соглашаясь играть в их игры и по их правилам. Враждебность вызвана не политическими причинами, и не неправильной политикой иерархов ее причины указаны уже очень давно. "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. (Иоан.15:18)" А пытаясь приобрести их симпатии, Вы оказываетесь на очень опасном пути.
Но история Иуды это и история отчаяния. Он погиб не из-за предательства как такового, а из-за нераскаяния и отчаяния. Господь простил трижды отрекшегося Петра, призвал и сделал Апостолом лютого гонителя Савла. Если бы и Иуда покаялся, обратился к Господу и он был бы прощен. Но Он не верит в милосердие Божие также, как он не верил в Его чудеса. Ведь милосердие Христово величайшее из Его чудес, и всякий, кто обратится к Нему с покаянием и верой, будет прощен.
|