Протоиерей Владимир Вигилянский По пути на Болотную Источник: Итоги В Интернете спорят, ходить ли православному человеку на митинги 6 мая? Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы, считает, что верующий волен выбирать между Болотной и Поклонной, не забывая, что главное место в жизни православного не площадь, но Храм
Я замечал парадоксальную закономерность, анализируя антицерковную риторику: в ней всегда соседствуют два взаимоисключающих обвинения в адрес Церкви. Например, в случае с введением "Основ православной культуры", с одной стороны, это обвинение в том, что Церковь хочет зомбировать школьников, а с другой заявление, что именно из семинарских стен вышли все безбожники-революционеры. Примерно в такое же противоречие приходят и обличения в адрес православных людей в том, что они удаляются от мира и его проблем, не участвуют в жизни общества, и в то же самое время упреки в том, что Церковь активно выступает на социальной сцене, вторгается в дела мира и претендует на моральный авторитет в общественно-государственной сфере. На самом деле она никого не привлекает к себе насильно, но и не уклоняется от креста своего социального служения, и активность православных здесь обусловлена словами апостола Иакова: "Вера без дел мертва".
Но сейчас под социальной активностью понимаются только активные протестные мероприятия: митинги, шествия и т. п. В таких акциях православных немного, хотя протестные настроения среди них очень распространены и небезосновательны. Каковы бы ни были общественные и политические взгляды верующих людей, в первую очередь им отвратительны ложь и лицемерие все, что связано с фарисейством, каким оно предстает в Евангелии. В самый разгар праведного гнева "протестантов" против властей патриарх произнес проповедь о беде нашего времени об истоках и последствиях тотальной лжи и лицемерия в нашем обществе (28 февраля 2012 года, Новоспасский монастырь). Если бы лидеры протеста были разумны, они бы взяли эту проповедь в качестве основной идеи своего движения. Но вместо этого они использовали ложь как главное оружие против патриарха. Кстати, этот дух фарисейства легко распознается православным сознанием именно его обличал Сам Господь Иисус Христос.
Я не представляю себе церковных людей, призывающих "идти на Кремль", срывающих с полицейских каски, пляшущих в балаклавах, скажем, на съезде правящей партии или либеральных сборищах, рисующих на стенах оскорбляющие людей лозунги. Но при этом ни разу не слышал от патриарха или епископов призывов не ходить на какие-либо собрания, шествия, митинги. Когда я был на Болотной площади 10 декабря 2011 года, ко мне подходили некоторые церковные прихожане, брали благословение. Никому из них даже в голову не приходило спрашивать, осуждает ли Церковь их участие в митинге. И так понятно, что Церковь лояльна к любым политическим взглядам своих чад, к любым ненасильственным формам протеста, в том числе и очень жестким. Христианам, между прочим, самим вероучением заповедано стремиться к свободе, по слову апостола Павла: "К свободе призваны вы, братья!" Другое дело, что источником этой свободы является Сам Христос: "Где Дух Господень, там свобода". Однако властители протестных дум повели откровенную борьбу с Церковью и вообще с христианским мировоззрением, чем позволили сравнивать их с большевиками. Это была не просто ошибка, а преступление, оттолкнувшее от протестного движения огромное количество людей, и не только верующих. Зима и лето 2012 года теперь ассоциируются с безобразной выходкой панк-группы в храме Христа Спасителя, глумливыми шоу Собчак, поджогами и разгромами православных храмов, крестоповалами, чередой малочисленных митингов, во главе которых красовались чернорубашечники с "зигами"... Протест превратился в фарс, повеяло ветерком безбожных советских пятилеток, атеистического энтузиазма... "Вижду, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали..."
Все было бы не так страшно, если бы не попытка идеологов протестного движения навязать обществу новую радикальную идеологию, в рамках которой любая регламентация человеческого поведения в обществе, любые ограничения в нравственной сфере объявляются репрессивными в отношении личности. С этой точки зрения религия, государство, право, законодательство, этика, эстетика, даже пол и нация ограничивают свободу человека. Любые авторитеты упраздняются. Главными препятствиями на пути этого проекта, приводящего к полному хаосу, стоят государственная власть и Церковь. В такой ситуации человек с религиозным сознанием просто вынужден выбрать власть. Это очень многое объясняет и в отношениях Церкви к протестному движению.
Сейчас в Интернете идет бурная дискуссия относительно участия православных в митингах и шествиях по поводу годовщины событий на Болотной площади 6 мая 2012 года. Ни в коем случае не возражая в принципе против участия верующих в мирных демонстрациях и протестных акциях, я считаю, что в пасхальную неделю для православных есть только один "митинг" это участие в праздничном богослужении, а "шествие" это крестный ход по окончании этой службы. Променять радостные ликования о Воскресшем Христе на унылые политические речовки протестных митингов это для православных mauvais ton, или, по-нашему, дурной вкус.
|