поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
02 июня 2013  распечатать

Александр Щипков

От составителя

Статья из сборника "Перелом"

  • Статья из сборника "Перелом"

  • Проанализировав российский политический жаргон, вы обнаружите в нём набор часто повторяющихся и давно потерявших смысл понятий: "реформа", "реакция", "оттепель", "заморозки". Либеральная риторика с завидной регулярностью уступает у нас место риторике патриотической, и наоборот. Этот пустой словесный круговорот порождается неутешительным состоянием нашей политической реальности. За периодом непродуманных реформ и разрывом социальных связей, как правило, следуют патетика охранительного толка и усиление надзорных функций.

    Российская политическая история всё время ходит по кругу, при этом ни одна национальная проблема не решается. Но осознать причины этого постоянного и бессмысленного дежавю мешает привычная система словесных политических клише. Она блокирует критическую мысль и навязывает обществу набор ложных альтернатив. Например, либерализм и казённый патриотизм (он же либерализм в патриотическом камуфляже) в России – это не две идеи, а форма и содержание одной идеи. Но противопоставлять форму содержанию нелепо, да и политические конструкции, выстроенные по принципу антитезы, абсурдны.

    Понятия и категории, к которым мы привыкли, не подходят для описания российской общественно-политической и социокультурной ситуации. Общество интуитивно это понимает, но боится себе в этом признаться. По существу, мы сейчас находимся в положении, которое социологи называют "спиралью молчания". Это когда большинство знает о своей правоте, но психологически ещё не способно сказать "нет" меньшинству, которое продолжает контролировать ситуацию и манипулировать большинством. Но эта спираль не бесконечна. Нельзя получить достоверную картину событий, находясь в искажённой системе координат.

    Другая трагическая особенность нашей истории – это многократный разрыв с традицией. Разрыв, который сам по себе давно стал традицией. И пока он не будет преодолён, страна не выберется ни из исторического, ни из политического тупика. Поэтому, безусловно, следует говорить о необходимости перезапуска традиционных общественных механизмов в России.

    Этот перезапуск должен вывести общество на естественный и нормальный путь его самоорганизации и поэтому, на первый взгляд, требует перехода к последовательной консервативной политике. Но тут возникает серьёзная проблема. Встает вечный вопрос: а что консервировать в России – стране с неоднократно прерванной традицией? Этот самый разрыв? Монархию и другие реликтовые институты, не пережившие ХХ век? Рухнувший позднесоветский проект? Неолиберальный курс нынешней власти?

    Возрождение исторических реликтов – заведомо проигрышная стратегия. Ностальгию можно уврачевать, но нельзя применить к политическому строительству.

    Необходимо совершить нечто иное: перезапуск самого кода традиции, который начнёт самовоспроизводиться. В отличие от охранительного, такой процесс может идти только снизу. Необходимо строительство национального гражданского общества. А это подразумевает, что в идеале не государство должно защищать традицию, а традиция – создавать государственные институты.

    Какова же эта традиция?

    Русское сознание отнюдь не анархично. Оно религиозно в самом широком смысле этого слова ("тоска по сакральному") и нравственно, несмотря на весь сегодняшний аморализм, льющийся с телеэкранов и мониторов. Основная русская моральная ценность – справедливость. Обществу близка идея справедливости и социального равенства. Её разделял дореволюционный крестьянский "мiр". Её разделяет и подавляющая часть населения современной России.

    Природный русский консерватизм всегда соединял Традицию и Справедливость – "вечные ценности" и стремление к социальному равенству.

    Сегодня это соединение можно определить как левоконсервативный консенсус.

    Левоконсервативный консенсус необходим для того, чтобы нация могла утвердиться в поступательном историческом движении. Такая платформа отражает собирательную точку зрения российского большинства, не раскалывая его на "левых" и "правых". Она отвечает сегодняшней политической ситуации.

    Именно сейчас настало время говорить о справедливости традиции, как бы парадоксально на первый взгляд ни звучало это сочетание слов.

    Путь к выходу из исторического тупика требует выполнения условий, которые диктует нам национальная этика, морально-нравственный базис русского общества.

    Национальная этика разрушалась в ходе смут и революций. Этот процесс продолжается как минимум с XVII века. Важнейшим этапом здесь следует считать 1917 год, когда понятия "традиция" и "справедливость" были искусственно оторваны друг от друга революционной большевистской идеологией. После этого Россия многие десятилетия жила с трагически расколотым сознанием, с разделённой общественной моралью. В так называемый постсоветский период проблема лишь усугубилась.

    Но сегодня виден долгожданный перелом, который должен соединить два исконных нравственных начала и пробудить историческую память нации. На выходе из этого перелома необходимо воссоздать традиционный русский тип гражданского сознания и построить адекватное национальным интересам гражданское общество, которое бы определяло положение дел в информационно-политической, культурной, правозащитной и экономической сферах.

    Нам надо нащупать пути к построению нравственного государства с реальной сословно-профессиональной демократией.

    Необходимо возродить эстетические критерии в искусстве, забытые в угоду политическим жестам. Очевидно, что сегодняшнее "актуальное искусство" является продуктом политического и коммерческого заказа в не меньшей степени, чем идеологически выдержанное искусство советского времени.

    Также требует адекватного осмысления незавидная роль интеллигенции, проявившей полную зависимость от политического истеблишмента. Разложение интеллигенции – свершившийся факт. Его надо признать и осознать. Вопрос лишь в том, кто придёт на смену этому сословию: органические интеллектуалы европейского типа или "креативный класс", навязывающий обществу всё новые и новые модели потребления.

    Указанные проблемы лежат в поле непосредственного интереса левоконсервативной мысли. Само по себе сближение консерваторов и левых интеллектуалов неизбежно. Оно будет порождать не только политические альянсы, но и новые социальные сущности. Уже возникло и развивается учение о нравственном государстве. На повестке дня рождение социальной сотериологии – гуманитарного направления, в котором будут соединены вопросы религиозной нравственности и социальной справедливости.

    Заботой левоконсервативного движения можно назвать "сбережение народа", но с одним единственным замечанием. Сегодня есть все основания говорить не просто о сбережении, а о самосбережении народа. История показывает, что никто другой, прибывающий извне, народ не спасёт. Ни власть, ни оппозиция, ни ангажированная экспертократия, ни олигархический интернационал.

    Русскому обществу необходима принципиально новая разметка идейного и политического пространства вместо той, что имеется сегодня. Коренной перелом в общественном сознании уже происходит – происходит сегодня, сейчас, когда наш сборник готовится к печати.

    Все статьи, собранные здесь, готовились специально для сборника "Перелом" в течение полутора лет. Авторы, большинство из которых не знакомы друг с другом, разнятся своими политическими, религиозными, эстетическими взглядами. Но им присущ новый взгляд на проблемное поле российской политики, в частности, новое понимание роли справедливости и традиции. Кроме того, всех авторов объединяет любовь к отечеству и чувство ответственности за него.

    Выход из идеологического зазеркалья в мир реальной истории неизбежен. И чем раньше он произойдёт, тем менее болезненным он будет для нас. Нам не нужны потрясения. Нам нужны традиция и справедливость. Нам нужна нормальная Россия.

    СМ.ТАКЖЕ

    авторы:

    Александр Щипков

    книги:

    Перелом. Сборник статей о справедливости традиции

    ЩИПКОВ
    ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
    TELEGRAM
    НОВОСТИ

    15.02.2024

    Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    11.02.2024

    Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

    06.02.2024

    Вышел четвертый номер православного научного журнала "Ортодоксия" за 2023 год

    04.02.2024

    Щипков. "Нравственное воспитание и суверенитет государства"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 294

    01.02.2024

    Оголение на публику как проявление презрения к обществу: одежда и её особый язык
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    28.01.2024

    Щипков. "Кормчий русской Церкви на её историческом повороте"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 293

    18.01.2024

    Нейросети: в чем опасность делегирования искусственному интеллекту права принятия решений?
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    14.01.2024

    Щипков. "Русская Церковь в 2023 году. Итоги"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 292

    / все новости /
    РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
    КНИГА
    МОНИТОРИНГ СМИ

    30.04.2023

    Зачатьевский монастырь:
    Александр Щипков
    15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

    04.08.2022

    Официальный сайт Московского Патриархата:
    Алексей Заров
    Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

    25.12.2021

    Красная звезда:
    Андрей Гавриленко
    Объединив потенциал лучших экспертов
    В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

    04.12.2021

    Православие.ru:
    Ирина Медведева
    "А вы дустом не пробовали?"

    24.11.2021

    ForPost Новости Севастополя:
    Эдуард Биров
    Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

    / весь мониторинг /
    УНИВЕРСИТЕТ
    Российский Православный Университет
    РЕКЛАМА
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
    Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

    Яндекс цитирования
    контакты