поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 мая 2013  распечатать

Андрей Зайцев

Заступник или судья? Чудеса святителя Николая на Руси

Источник: Нескучный сад

22 мая Русская Церковь празднует память самого почитаемого на Руси святого – святителя Николая Чудотворца. Чудо "Зоиного стояния" известно хорошо, но похожая история с одеревеневшей девушкой, похулившей образ святого была и в XIX веке. Андрей ЗАЙЦЕВ ищет рассказы о чудесах святителя в русских источниках

Исторических сведений о нем сохранилось немного, лишь в последнее десятилетние в России появилось научное издания жития святителя Николая, которое было издано Александром Бугаевским, но с самого начала русского государства в древнерусских текстах и фольклоре можно найти огромное число упоминаний о святителе Николае. В этой статье мы почти не будем говорить о фольклорном образе святого, о котором блестяще написал Борис Андреевич Успенский, а попробуем остановиться на анализе тех чудес святителя Николая, которые можно найти в древнерусских памятниках и монастырских хрониках.

В житиях и летописях слово чудо воспринималось не совсем так, как его воспринимаем мы. В современных православных брошюрах можно найти рассказы о том, как по молитве к святителю Николаю быстро подошел автобус, человек устроился на хорошую работу или отыскал давно утерянную книжку или ключи.

Разумеется, все эти случаи для верующих связаны с помощью святителя Николая, но у агиографа или летописца были иные задачи. Чудеса от чудотворных икон и других святынь фиксировались в качестве доказательства или аргумента при прошении. Зафиксированная явная помощь от святителя Николая давала возможность построить храм или монастырь в его честь, а также официально объявить икону чудотворной. Древнерусские книжники и священники скорее выступали в роли своеобразных "адвокатов дьявола", борцов с народными суевериями и излишней экзальтацией.

Это привело к тому, что чудеса святителя Николая обычно связаны с неизлечимо больным человеком, с чудесным явлением иконы, спасением от смерти или ужасающей стихии. При этом образ святителя в древнерусских текстах двоится – он не только скорый заступник, но и грозный каратель тех, кто его не почитает или нарушает клятвы.

В Чтении о житии и о погублении и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба можно найти историю о бедной крестьянке, работавшей на 22 (9 по старому стилю) мая. Ее односельчане ушли в храм, а она осталась обрабатывать свой участок. Вскоре ей явились трое святых: два юноши (благоверные князья Борис и Глеб) и старичок (свт. Николай). Молодые укорили женщину за работу, та не вняла их предупреждению, и тогда святитель Николай произнес: ""Что вы говорите с ней? Разбросайте ее дом". И приблизились юноши, и разметали дом ее до половины, а старец взял ее за правую руку и выбросил вон из дома с такой силой, что она сделалась как мертвая". Паралич продолжался до тех пор, пока женщину не отнесли к храму святого Николая, а окончательно она исцелилась после молитвы к Борису и Глебу еще через некоторое время.

Отметим, что "жестокое" для нас поведение святителя на самом деле является вариантом житийного топоса. Святые часто наказывают тех, кто пренебрегает ими. В народном житии святого великомученика Георгия есть история про купцов, которые съели пирог, принесенный в жертву святому. Двери маленького храма не открылись до тех пор, пока богатые люди не отдали очень значительные суммы на его восстановление.

Если же вернуться к святому Николаю, то есть еще как минимум два сходных случая, когда святитель наказывает грешницу.

Первое известно настолько широко, что стало основой для художественного фильма. Речь идет о "Зоином стоянии", которое произошло в 1956 году в Самаре. Молодая девушка, у которой под Новый год не было партнера для танца, решила сплясать с иконой святителя Николая. В результате она окаменела и неподвижно простояла 128 дней.

Вторую историю сейчас почти никто не знает: "В 1878 году, мая 21 дня, когда чудотворный образ святителя Николая, с разрешения Его Преосвященства, носили в село Власовское, Егорьевского уезда, в дом болящего крестьянина Петра Богомилова и от него возвращались в монастырь чрез деревню Бодагову, в этой деревне крестьянка Мария Петрова, по чувству раскольнического фанатизма, хулила святой образ Угодника Божия, называя его истуканом и обгорелой чуркой вслух всех; тогда ночью под 22 мая в ее доме открылся внезапно пожар, сама хульница, хотя осталась живой, но вся обгорела, сделавшись как бы бездушною чуркой, и была около двух недель в умопомешательстве. Все живущие в этой деревне, равно и прочие, слышавшие хулу на угодника Божия относят это событие к видимому наказанию хульницы за ее оскорбление церковной святыни". В конце концов раскаявшаяся женщина получила исцеление.

Еще одна традиционная тема в чудесах святителя Николая связана с помощью путешественникам. В "Повести временных лет" можно найти историю о "Николе Мокром", который спас ребенка, выпавшего из лодки в то время, как родители плыли на поклонение его образу. В более поздних сказаниях святой часто спасает людей, столкнувшихся с нехристианскими народами России: татарами, калмыками. Как правило, святитель чудесным образом наводит на язычников страх и после их побега освобождает пленника или человека, столкнувшегося с ними в безлюдном месте.

"Воинственность" святителя Николая в этих историях, разумеется, связана с его именем (Николай-победитель). Образ святого как заступника целых городов связан с подмосковным городом Можайском, где впервые появилась икона святителя с мечом в одной руке и храмом, обнесенном стеной, в другой.

В монастырских текстах можно найти и эпизоды, выходящие за рамки традиционного агиографического канона, которые могут вводить даже в некоторый соблазн неподготовленного читателя: "В 1793 году недалеко от монастыря случился лесной пожар. "Пламя, гонимое сильным ветром, быстро охватило лесные дачи одну за другою и скоро достигло Радовицкого монастыря. Окруженный со всех сторон лесом, он был в явной опасности сделаться жертвою этого огненного разлива. Настоятель созвал братию к чудотворному образу святителя Николая на молитву о защите от угрожающей беды. Все пали на колена и со слезами умоляли милостивого и скорого в бедах защитника сохранить обитель от беды, угрожающей ей. В это самое время, говорит монастырский летописец, огонь, не доходя монастырской усадьбы саженей на пятьдесят, уклонился от монастыря в правую сторону к окрестным деревням с такою быстротой, что жители их никакими средствами не могли остановить этого огненного разлива на несколько десятков верст: братия и жители села Радовиц увидели, что их от огня спас великий чудотворец, святитель Николай, и искренно все благодарили его за явленную им милость".

Если понимать этот текст буквально, то получится, что святитель Николай спас одних христиан, ценой разорения и смертельной опасности для других. Однако, если посмотреть на традиции древнерусского и европейского средневекового описания, то в этой истории нет ничего крамольного.

Мы спокойно празднуем день Покрова Пресвятой Богородицы, когда Константинополь был защищен от нашествия наших предков, читаем историю о том, как новгородская икона "Знамение" спасла город от нашествия войск Андрея Боголюбского, где тоже была православная икона. Для древнерусского книжника такие чудеса – свидетельство, что одни православные молились усерднее других, а потому Бог их и услышал. Понятия справедливости или несправедливости происходящего не волновали авторов монастырских хроник, стремившихся зафиксировать покровительство святого именно над их обителями. Они противопоставляли сакральное пространство профанному, а потому такие истории свидетельствуют не о жестокости святых, а особом статусе места, где расположена святыня.

Наконец, самый большой список чудес святителя Николая в древнерусских текстах связан с исцелением больных – слепых, параличных, хромых. Именно эти болезни "лидируют" по частоте в зафиксированных чудесах.

Этому существует простое объяснение, чтобы Синод или местный архиерей признал чудотворной ту или иную святыню, нужно было предоставить список явных чудес, а такие недостатки, как слепота, хромота, паралич или глухота видны всем окружающим, как правило, сопровождают человека всю жизнь или длительное время. Кроме того, этот традиционный набор агиографических чудес восходит и к евангельским повествованиям, где рассказывается о чудесах Христа.

В результате, святитель Николай, как и другие святые, уподобляются Спасителю, читатель житий или монастырских хроник получает назидание и надежду, а светские и церковные власти не могут отказать в появлении новых святынь.

Это не означает, что святой не совершал этих чудес. Напротив, в жития и монастырские хроники попадает лишь малая часть исцелений: большинство людей либо не сообщали о помощи святого, либо их чудесное исцеление не было зафиксировано надлежащим образом, ведь до сих пор рассказы о помощи святителя Николая обычно передаются из уст в уста

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты