Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101467.html


22 мая 2013

Александр Малютин

Как читают в интернете

Источник: http://www.nsad.ru/articles/kak-chitayut-v-internete Нескучный сад

Александр МАЛЮТИН – один из пионеров отечественной интернет-журналистики: в конце 1990-х стал шеф-редактором отдела экономики и финансов первой в России онлайн-газеты Gazeta.ru, а также главным редактором первого российского онлайн-журнала Rockfeller.ru.

Новый проект Александра Малютина Rybo.ru, согласно мнению экспертов РИА "Новости", оценивается сегодня "как самая лучшая оригинальная идея на российском медийном рынке после "Коммерсанта"".

– В среднем современный интернет-пользователь читает не более двух экранов, то есть до 4 тысяч знаков. Правда, есть исключения – некоторые тексты читают более углубленно. Это главные страницы сайтов – там "скроллят" сильнее.

Ведь читателю в сети очень легко переключиться на что-то другое. Его постоянно что-то отвлекает, и предложений очень много – всякие ссылки, баннеры и прочее. Кроме того, интернет-читатель очень избалован. Если газета не понравилась, ему ведь не нужно бежать в киоск за другой или даже тянуться к журнальному столику. Не понравилось интернет-издание – есть масса альтернатив, и все на расстоянии одного клика. Что касается глубины просмотра страниц, на одном сайте интернет-СМИ, как правило, она составляет три-пять страниц. Но это в том случае, если только глубина просмотра страниц не увеличивается искусственно за счет особенностей просмотра, как, например, в чатах. Причем выпуски интернет-СМИ не читаются "от корки до корки", даже если это очень хороший сайт. Пользователь все равно выбирает два-три, максимум четыре лучших материала, и все.

Сам выбор текстов часто обуславливается тем, что человек хочет быть в курсе мейнстрима, не выглядеть "лохом", поэтому он читает то, что на слуху, актуально, общеизвестно, а значит, есть повод обсудить, пообщаться. Это так называемый эффект подтверждения. Я это называю "перекличка своих". Тем более что люди сейчас достаточно политизированы. Опять же, несмотря на заповедь, человеку свойственно творить кумиров и постоянно подпитываться от них идеологической энергией.

Кроме того, интернет-пользователь может читать мнения, которые потом удобно выдать за свои, а значит, быть человеком с позицией, дискутировать. Человеку в интернете вообще легче иметь свою позицию, причем сильную (никто не видит, как краснеешь, смущаешься, злишься и прочее). Хотя это не главное, главное все же – быть в курсе новостей и иметь повод для обсуждения.

– Есть наблюдение, что в интернете, например в фейсбуке, человек сначала действует, потом думает, то есть сначала "перепощивает" и "лайкает" и только потом может внимательно прочитать текст.

– Думаю, что сначала все-таки читают, а не "лайкают" или делают перепосты по первому позыву. Перепосты и "лайки", собственно, и означают, что пользователь, прежде чем оценивать и рекомендовать, прочитал текст. Если, конечно, этот пользователь не дурак или промоутер, который просто продвигает издание. Но глубоко думают они действительно уже после того, как "лайкнули" или "перепостили".

– Какова зависимость чтения в интернете от ситуации, в которой происходит чтение? За утренним кофе человек будет читать газету (или журнал) или возьмет в руки айфон?

– Ситуация меняется на глазах и очень зависит от того, какие носители появляются и насколько они удобны. Пока у нас были только ноутбуки, газеты и журналы еще как-то могли с ними конкурировать. Однако с появлением смартфонов газетам становится совсем плохо – гаджеты вытесняют уже не только бумагу, но и настольные компьютеры буквально на глазах.

– Что можно сказать о различных жанрах в интернете, каковы их особенности? Все ли бумажные жанры переложимы для интернета? Если нет, почему?

– Наиболее переложимы в интернет картинки и видео. То есть жанры быстрые и яркие – все то, что в первую очередь привлекает внимание. Количество такого рода продукции в интернете с каждым днем увеличивается, и этого будет все больше, а доля серьезных жанров снизится.

Это обусловлено тем, что, во-первых, юзеры хотят потреблять инфотейнмент, то есть ту информацию, которая представлена в максимально развлекательном виде; а во-вторых, они хотят только следовать за своими лидерами, но при этом не особенно думать собственным мозгом. Они предпочитают уже разжеванную информацию. Поделать с этим ничего нельзя. Это следствие общего закона минимума энергии и устойчивости систем.

– По вашему мнению, насколько чтение в интернете оставляет возможность для роста читателя, повышения не только количества, но и качества его запросов?

– Я абсолютно убежден, что тот, кто действительно хочет, может сделать в интернете практически все – и обучиться, и заработать денег. Для этого нужно только включить мозг.

– Меняет ли работа с интернет-информацией способ мышления, психологию человека?

– Я и сам хотел бы почитать исследования об этом. Конечно, когда ты сидишь в интернете, то находишься во многом в придуманном виртуальном мире, но если ты при этом читаешь новости, аналитику или приличную литературу, то удаляешься от реального мира не так уж далеко. Другое дело – игры со всеми этими драконами и рыцарями. От этого можно сойти с ума.

РЕКЛАМА