Андрей Зайцев "Над вымыслом слезами обольюсь", или Пара слов о снобизме Источник: Православный журнал "Истина" На прошлой неделе произошло два события, которые так или иначе волновали большинство жителей России: наша хоккейная сборная неудачно выступила на Чемпионате мира, а наша певица – на Евровидение.
К музыкальному конкурсу я равнодушен, а вот хоккей люблю, и потому мне было горько читать комментарии про 12 мужиков, забрасывающих пластиковыми палками резиновые кружочки в ворота, в то время как в российских тюрьмах сидят невиновные люди.
Такие спекуляции мы уже слышали не раз: как можно смотреть хоккей или ходить на концерты, когда в мире столько несправедливости?
Не знаю, чем занимаются в часы досуга авторы этих жалоб, но не думаю, что они круглосуточно переводят старушек через дорогу и скорбят о судьбах России.
Это их право, а другие люди могут переживать за певцов или спортсменов.
Вообще за последние годы мы утратили представление о патриотизме и совместной радости.
Слово "патриотизм" стало ругательным, хотя для человека нормально радоваться успехам его страны. На днях я был в кино и смотрел фильм "Легенда № 17" о хоккеисте Валерии Харламове и первом матче суперсерии между Россией и Канадой в 1972 году. Это не исторический фильм, и знатоки нашли там множество ляпов, но это прекрасная история о преодолении трудностей и силе человеческого духа. В нашем городе фильм шел уже месяц, зрителей было мало, но в конце сеанса раздались аплодисменты. Сперва захлопал один человек, затем другой, и через мгновение уже все вокруг стали аплодировать создателям прекрасно рассказанной истории.
Такие спонтанные аплодисменты и есть лучшее проявление любви к Родине и единения людей. Можно спорить о том, насколько уместно делать художественные фильмы по мотивам исторических событий, но нельзя запретить людям радоваться и переживать за национальных героев.
Да, Валерий Харламов – хоккеист, а Алла Пугачева – певица, но это не мешает им быть любимыми многими людьми. Да, реальный человек со своими достоинствами и недостатками будет отличаться от его экранного образа, но со времен Аристотеля люди создавали трагедии. Зрители античного театра также сострадали драме Прометея или Эдипа, а не думали о том, насколько достоверно греческий драматург описал их характеры. Если читатель обливается слезами при чтении смерти Базарова, то Тургеневу удалось создать жизненный реальный образ, и все новые читатели будут испытывать от этого реальные эмоции.
Поэтому, все разговоры о том, что спорт или литература и музыка – это несерьезные занятия, которыми не должен заниматься "порядочный" человек, бессмысленны. Можно говорить о мере таланта, допинге или фонограмме, но нельзя запрещать людям радоваться или огорчаться, нельзя отнимать у них возможность любить Родину. Пусть даже и с помощью художественного вымысла.
|