Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101542.html


24 мая 2013

Мария Гусева

Чудо из смальты

В Ясеневе создается уникальная церковная мозаика

Источник: http://krest-most.ru/?c=article&id=280 Крестовский мост

В строящемся храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва) творят уникальную мозаику, воссоздающую древние византийские образцы. Когда работы закончатся, по площади мозаичного убранства (2,5 тысячи кв. метров) храм станет одним из крупнейших в Европе и единственным в России.

У входа в собор прихожан встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Лик выполнен по образцу из храма Святой Софии в Стамбуле. Над головой синее небо в жёлтых звездах. Нижний храм посвящён архангелу Михаилу; лики архангелов, орнаменты также выложены цветной смальтой.

Верхний храм ещё в строительных каркасах, но то, что видно сквозь леса, впечатляет. Купол завершён, и лик Христа Пантократора взирает на смотрящего, в какой бы точке он ни стоял.

Идея украсить храм византийской мозаикой возникла у настоятеля игумена Мелхиседека, а Святейший Патриарх Кирилл проект благословил.

– Мы изучили мозаики храмов Греции, Италии, Турции, смотрели альбомы, ездили... У нас – синтез лучшего, – говорит игумен Мелхиседек.

По словам художника-мозаичиста Елены Вилковой, за основной образец взяли сицилийский собор Рождества Пресвятой Богородицы (Санта Мария Нуова), расположенный в пригороде Палермо. Это самый лучший сохранившийся собор XII века с аутентичной техникой, выполненной приезжими мастерами из Византии.

Начали класть мозаику в ясеневском храме в 2009 году. Для этого пригласили высококлассных художников-мозаичистов, в частности Алексея Мальцева, который трудился над фигурой Христа Пантократора.

Однако, чтобы украсить такое большое пространство, одних профессионалов было не достаточно. Потребовалась дополнительная помощь. Тогда батюшка обратился к прихожанам с просьбой помочь в выкладке. Православная община сразу откликнулась на призыв. Общими усилиями мозаичисты и добровольцы уложили 1,5 тысячи кв. метров мозаики менее чем за год.

Как говорит Елена Вилкова, мозаика – самый долговечный вид украшения храма. В Равенне (Италия) сохранилась раннехристианская базилика VI века Сан-Витале с мозаичной кладкой.

В мастерских храма мозаичисты показали мне технологию кладки. Основной материал для работы – цветная и золотая смальта российского и итальянского производства. Крупные куски сначала пилят на полосочки, молотком раскалывают до нужного размера, а потом выкладывают на сетку, пропитанную специальным цементным раствором. Затем изображение на сетке переносится на стену.

– Прежде чем выкладывать, мы на художественном совете обсуждаем эскиз рисунка, – говорит художник Елена Ковальская. – За основу берем иллюстрации мозаик известных храмов, фотографии. Стараемся сохранить детали и канон изображения и при этом творчески переосмыслить с учётом нашего материала. Это аналитическая, образная и духовная работа. Вся мозаика делается с внутренним смыслом, с настроем, с молитвой, с благоговением.

Сегодня осталось выполнить фигуры верхнего храма. К концу года мастера планируют завершить украшение церкви.

РЕКЛАМА