RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
24 мая 2013 Мария Гусева Чудо из смальты В Ясеневе создается уникальная церковная мозаика Источник: http://krest-most.ru/?c=article&id=280 Крестовский мост В строящемся храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва) творят уникальную мозаику, воссоздающую древние византийские образцы. Когда работы закончатся, по площади мозаичного убранства (2,5 тысячи кв. метров) храм станет одним из крупнейших в Европе и единственным в России. У входа в собор прихожан встречает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Лик выполнен по образцу из храма Святой Софии в Стамбуле. Над головой синее небо в жёлтых звездах. Нижний храм посвящён архангелу Михаилу; лики архангелов, орнаменты также выложены цветной смальтой. Верхний храм ещё в строительных каркасах, но то, что видно сквозь леса, впечатляет. Купол завершён, и лик Христа Пантократора взирает на смотрящего, в какой бы точке он ни стоял. Идея украсить храм византийской мозаикой возникла у настоятеля игумена Мелхиседека, а Святейший Патриарх Кирилл проект благословил. Мы изучили мозаики храмов Греции, Италии, Турции, смотрели альбомы, ездили... У нас синтез лучшего, говорит игумен Мелхиседек. По словам художника-мозаичиста Елены Вилковой, за основной образец взяли сицилийский собор Рождества Пресвятой Богородицы (Санта Мария Нуова), расположенный в пригороде Палермо. Это самый лучший сохранившийся собор XII века с аутентичной техникой, выполненной приезжими мастерами из Византии. Начали класть мозаику в ясеневском храме в 2009 году. Для этого пригласили высококлассных художников-мозаичистов, в частности Алексея Мальцева, который трудился над фигурой Христа Пантократора. Однако, чтобы украсить такое большое пространство, одних профессионалов было не достаточно. Потребовалась дополнительная помощь. Тогда батюшка обратился к прихожанам с просьбой помочь в выкладке. Православная община сразу откликнулась на призыв. Общими усилиями мозаичисты и добровольцы уложили 1,5 тысячи кв. метров мозаики менее чем за год. Как говорит Елена Вилкова, мозаика самый долговечный вид украшения храма. В Равенне (Италия) сохранилась раннехристианская базилика VI века Сан-Витале с мозаичной кладкой. В мастерских храма мозаичисты показали мне технологию кладки. Основной материал для работы цветная и золотая смальта российского и итальянского производства. Крупные куски сначала пилят на полосочки, молотком раскалывают до нужного размера, а потом выкладывают на сетку, пропитанную специальным цементным раствором. Затем изображение на сетке переносится на стену. Прежде чем выкладывать, мы на художественном совете обсуждаем эскиз рисунка, говорит художник Елена Ковальская. За основу берем иллюстрации мозаик известных храмов, фотографии. Стараемся сохранить детали и канон изображения и при этом творчески переосмыслить с учётом нашего материала. Это аналитическая, образная и духовная работа. Вся мозаика делается с внутренним смыслом, с настроем, с молитвой, с благоговением. Сегодня осталось выполнить фигуры верхнего храма. К концу года мастера планируют завершить украшение церкви. |
РЕКЛАМА |