поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
22 мая 2013  распечатать

Александр Щипков

Метеозависимость Кантора

Речь на презентации романа "Красный свет", 22 мая 2013 года. Дизайн-завод Флакон, Москва, Новодмитровская ул 36, возле ст. метро Дмитровская

Драма идей совершается где-то наверху, за гранью социального космоса. А потом обломки эйдосов падают нам на головы и заставляют публицистов ломать копья, спорить на разные "актуальные" темы. Вот эти идейные вызовы Максим Кантор чувствует как никто другой. Он знает о них тогда, когда для большинства литераторов они еще за границей прямой видимости. Поскольку обладает таким писательским качеством как метеозависимость.

В этом можно убедиться, если открыть новый канторовский роман "Красный свет".

Почему борьба с уходящим советским прошлым оказалась для интеллигенции рекламной акцией? Как вписалась эта реклама в законы тотального рынка, учрежденные новой российской властью? Почему событийная ось XX века – это не борьба двух "тоталитарных режимов", откуда-то свалившихся на карту Европы (если следовать школярской мудрости), а продолжение Большой европейской гражданской войны, начавшейся не один век назад? Почему европейская религиозная Реформация закончилась империализмом и нацизмом? Почему закон "рукопожатности" российской интеллигенции так явно отдает первобытными ритуалами – изгнанием из племени и жертвоприношением?

Все эти проблемы исследованы художником и писателем Максимом Кантором не только в его новом романе. Они вообще свойственны его литературным поискам последних месяцев. Некоторые аспекты этих размышлений он перенес в статью "Перспективы авангарда". Она вышла в сборнике "ПЕРЕЛОМ".

Эти два текста – шестьсот страниц "Красного света" и сорок страниц "Перспектив авангарда" – постоянно перекликаются. В одном тексте он ставит вопрос, а в другом отвечает. И наоборот. Поклоннику канторовского таланта есть смысл положить эти тексты рядом во время чтения.

Что сегодня скапливается за облаками повседневности, в предгрозовой атмосфере грядущих социальных сдвигов? Пока неясно наверняка. Но уже очевидно, что ПЕРЕЛОМ в общественном сознании – это вопрос ближайшего будущего. О нем ещё не спорят, но его ощущением уже пропитан воздух. Мы наблюдаем множество симптомов: кризис легитимности современных форм власти, исчерпанность политического и культурного языков.

Это парадокс, но сегодня авангард стал реакционным. Он коррелирует с триумфом политтехнологий и "веселой относительностью" в сфере морали. Авангардная эстетика сегодня исключает трагедию и нивелирует личность, – так говорит Кантор.

Авангард уничтожил антропоморфность в искусстве так же, как либерализм уничтожил её в общественной жизни. Сегодня покончено не только с ликами, но и с лицами. Сегодняшний авангард – это "актуальное искусство", которое служит орудием политики. Но может ли общественный катарсис совершиться в отсутствие антропоморфного образа? Возможно ли улучшение нравов в неоязыческом обществе? "Или совсем просто: что такое христианская цивилизация без христианского искусства – и зачем она?"

Вот такие вопросы и ответы ставит Кантор.

Почему именно их и именно сейчас?

Во-первых, в силу его уже указанной метеозависимости. Электричество новых идей еще только скапливается в атмосфере, а у писателя и художника Кантора уже "болит голова".

Во-вторых, Максим Кантор – один из немногих авторов, кто практикует абсолютно открытый тип высказывания. Он не просто готов, но и может себе позволить сказать то, что вчера было негласным табу, а послезавтра станет предметом интеллектуальной моды.

Максим Кантор идет путем свободного интеллектуала. Он не обходит тупики, острые углы и проклятые вопросы, напротив – всё время указывает на них, попутно собирая шум критики, гул одобрения и лед умолчания. Такой тип мыслителя необходим в переходный период. А в том, что мы живем именно в переходный период, уже нет никакого сомнения.

ПЕРЕЛОМ в общественном сознании неизбежен. Расчистка идейного пространства от устаревших политических мифов уже превратилась в увлекательное занятие, на котором обязан оттачивать свой метод всякий уважающий себя интеллектуал. Так же, как любой профессиональный скрипач должен освоить каприсы Паганини.

Автор "Красного света" и "Перспектив авангарда" наглядно показывает нам, как это делается.

Дорогой Максим, я люблю тебя и поздравляю с выходом романа!

Твой Александр Щипков.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

персоналии:

Кантор Максим Карлович

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

13.12.2019

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм святителя Николая Чудотворца на территории главного офиса компании "ФосАгро" в Москве

Международная конференция "Религия и либерализм" проходит в Москве

Теологическая семинария ЕЛЦ рассчитывает возобновить прием в 2020 году

Патриарх Кирилл выступил против изменения облика храмов при реставрации

Многофункциональный парк имени Александра Невского стоимостью 3 млрд. рублей появится в Пскове

12.12.2019

Предстоятель РПСЦ призвал учитывать церковные праздники при назначении дат экзаменов

Епископ Саак Машалян избран Константинопольским армянским патриархом

Патриарх Кирилл совершил отпевание Ю.М. Лужкова

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

29.11.2019

Инвест-Форсайт:
Константин Фрумкин
На похоронах либерализма было весело

28.11.2019

MK.RU Ставрополь Кавказ:
Элла Щербина
В Чечне законопроект о семейно-бытовом насилии считают неприемлемым

25.11.2019

Студия русской культуры Капитолины Кокшеневой:
Капитолина Кокшенева
Фирса велено забыть

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Кривой эфир

russculture.ru:
Анастасия Корсунская
О поэзии Олега Охапкина в контексте философии Татьяны Горичевой

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты