Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101554.html


22 мая 2013

Александр Щипков

Метеозависимость Кантора

Речь на презентации романа "Красный свет", 22 мая 2013 года. Дизайн-завод Флакон, Москва, Новодмитровская ул 36, возле ст. метро Дмитровская

Драма идей совершается где-то наверху, за гранью социального космоса. А потом обломки эйдосов падают нам на головы и заставляют публицистов ломать копья, спорить на разные "актуальные" темы. Вот эти идейные вызовы Максим Кантор чувствует как никто другой. Он знает о них тогда, когда для большинства литераторов они еще за границей прямой видимости. Поскольку обладает таким писательским качеством как метеозависимость.

В этом можно убедиться, если открыть новый канторовский роман "Красный свет".

Почему борьба с уходящим советским прошлым оказалась для интеллигенции рекламной акцией? Как вписалась эта реклама в законы тотального рынка, учрежденные новой российской властью? Почему событийная ось XX века – это не борьба двух "тоталитарных режимов", откуда-то свалившихся на карту Европы (если следовать школярской мудрости), а продолжение Большой европейской гражданской войны, начавшейся не один век назад? Почему европейская религиозная Реформация закончилась империализмом и нацизмом? Почему закон "рукопожатности" российской интеллигенции так явно отдает первобытными ритуалами – изгнанием из племени и жертвоприношением?

Все эти проблемы исследованы художником и писателем Максимом Кантором не только в его новом романе. Они вообще свойственны его литературным поискам последних месяцев. Некоторые аспекты этих размышлений он перенес в статью "Перспективы авангарда". Она вышла в сборнике "ПЕРЕЛОМ".

Эти два текста – шестьсот страниц "Красного света" и сорок страниц "Перспектив авангарда" – постоянно перекликаются. В одном тексте он ставит вопрос, а в другом отвечает. И наоборот. Поклоннику канторовского таланта есть смысл положить эти тексты рядом во время чтения.

Что сегодня скапливается за облаками повседневности, в предгрозовой атмосфере грядущих социальных сдвигов? Пока неясно наверняка. Но уже очевидно, что ПЕРЕЛОМ в общественном сознании – это вопрос ближайшего будущего. О нем ещё не спорят, но его ощущением уже пропитан воздух. Мы наблюдаем множество симптомов: кризис легитимности современных форм власти, исчерпанность политического и культурного языков.

Это парадокс, но сегодня авангард стал реакционным. Он коррелирует с триумфом политтехнологий и "веселой относительностью" в сфере морали. Авангардная эстетика сегодня исключает трагедию и нивелирует личность, – так говорит Кантор.

Авангард уничтожил антропоморфность в искусстве так же, как либерализм уничтожил её в общественной жизни. Сегодня покончено не только с ликами, но и с лицами. Сегодняшний авангард – это "актуальное искусство", которое служит орудием политики. Но может ли общественный катарсис совершиться в отсутствие антропоморфного образа? Возможно ли улучшение нравов в неоязыческом обществе? "Или совсем просто: что такое христианская цивилизация без христианского искусства – и зачем она?"

Вот такие вопросы и ответы ставит Кантор.

Почему именно их и именно сейчас?

Во-первых, в силу его уже указанной метеозависимости. Электричество новых идей еще только скапливается в атмосфере, а у писателя и художника Кантора уже "болит голова".

Во-вторых, Максим Кантор – один из немногих авторов, кто практикует абсолютно открытый тип высказывания. Он не просто готов, но и может себе позволить сказать то, что вчера было негласным табу, а послезавтра станет предметом интеллектуальной моды.

Максим Кантор идет путем свободного интеллектуала. Он не обходит тупики, острые углы и проклятые вопросы, напротив – всё время указывает на них, попутно собирая шум критики, гул одобрения и лед умолчания. Такой тип мыслителя необходим в переходный период. А в том, что мы живем именно в переходный период, уже нет никакого сомнения.

ПЕРЕЛОМ в общественном сознании неизбежен. Расчистка идейного пространства от устаревших политических мифов уже превратилась в увлекательное занятие, на котором обязан оттачивать свой метод всякий уважающий себя интеллектуал. Так же, как любой профессиональный скрипач должен освоить каприсы Паганини.

Автор "Красного света" и "Перспектив авангарда" наглядно показывает нам, как это делается.

Дорогой Максим, я люблю тебя и поздравляю с выходом романа!

Твой Александр Щипков.

РЕКЛАМА