05 августа 2013 Николай Левичев Культура как ответственность Николай Левичев –
заместитель председателя Государственной Думы, кандидат на пост Мэра Москвы от
партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, убежден, что
утрата культурного и духовного наследия – одна из тяжелейших проблем столицы.
Николай Владимирович, Вы поддержали москвичей, боровшихся
против застройки территории Храма Воскресения Христова в Кадашах, и спасли
замечательный старинный уголок Москвы. Вы подняли свой голос против разрушения
Дома Волконского, великолепного особняка, принадлежавшего деду Льва Толстого, и
многих других объектов. Но сколько еще
домов нуждаются в защите. Похоже, мы
теряем историческую Москву?
Об этом говорится давно. Говорится, но не делается. А ситуация все
ухудшается. За три последних года мы потеряли усадьбу Алексеевых, дачу
Муромцева, доходный дом на Большой Якиманке, палаты Пикарта, стадион
"Динамо"... Культурные
объекты, историческая застройка, архитектурные памятники все это деградирует.
Мы можем опоздать.
Эта беда угрожает
только центру Москвы?
Нет, страдает не только старинная часть города. Посмотрите, что творится у Павелецкого
вокзала! А как "расчистили" Останкинскую
дубраву и национальный парк Лосиный остров, как понемногу урезают Битцу! Город в тяжелом состоянии. Застраиваются
зеленые зоны и площади, зато процветают многочисленные промзоны и стихийные
автостоянки. Бывает, на бумаге запланирован спортивный объект, но 80% площади
отдается под торговые точки. Так произошло в Митино, и это часто случается на
окраинах. Москва превращают в большое общежитие, эдакую "воронью слободку" с "апартаментами" разного ценового
уровня. Разве это та Москва, которую мы знаем с детства? Разве это тот
"лучший город Земли", "город песен и поэм, тихих парков, старых
стен", которому посвящали стихи и песни? Но надо понимать, что все утраты
в историческом центре – бесценны.
Кто несет за них
главную ответственность?
Прежде всего городские власти, которые поощряют агрессивное
наступление строительных компаний. Знаете, как это называют москвичи?
"Ковровые застройки".
По аналогии с
ковровыми бомбардировками?
Именно. Под строительство берутся кредиты. Чтобы их покрыть, берутся
новые кредиты, еще больше. Финансовый пузырь агрессивного новостроя надувается
и рано или поздно лопнет.
Что же нас ждет в
ближайшие годы: лопнет этот пузырь или будет уничтожена историческая Москва?
Не берусь предсказывать и не хотел бы наблюдать ни один из этих
сценариев. Важно этого не допустить. Причем здесь роль играет не только
политика. Культурный, духовный уровень москвичей тоже очень важен. Именно он
дает решимость и волю совершать какие-то усилия, чтобы спасти город. Не дать
превратить его в "гремучую смесь" торгового центра с общагой и борделем. Ведь чего
стоит одна только завуалированная пропаганда секс-услуг под названием
"флирт"! Эти рекламные брошюрки раскладывают по багажникам
припаркованных машин. Ни в одном городе Европы я такого не видел. Это же позор
для столицы.
Вы говорите о
нравственных нормах. С каких позиций? Вы верующий?
Да, я православный. И считаю разговоры о том, что "политика
всегда безнравственна" заведомой капитуляцией и в то же время оправданием
для власть имущих. Политика должна быть нравственной.
Вы часто говорите
о справедливости. Для вас это как-то связано с религией и верой?
Напрямую. Когда человек отказывается строить свое счастье на несчастье
другого это справедливо. И это тот минимум, который соответствует
евангельским заповедям. Другой морали не существует. Никто не называет моралью право силы и не
считает нравственным уничтожение сильным слабого. Нельзя переносить законы животного мира на человеческое общество.
Политик обязан всегда помнить о праве слабого, нуждающегося в поддержке.
Люди устали от
политических программ, которые не выполняются.
"Голосовать сердцем" мы уже тоже пробовали. И многие в период избирательных компаний задаются
вопросом как выбирать?
Прежде всего решить для себя, какие обещания выполнимы, а какие
даются, так сказать, для красного словца. Чтобы это понять, никакое специальное
образование не требуется. Достаточно здравого смысла. Например: можно ли
благоустроить город, если одновременно застраивать в городе парки, площади,
сносить исторические здания. Или: насколько реально избавить Москву от пробок,
предотвратить транспортный коллапс, если не строить новые дороги и развязки?
Это невозможно. Такие обещания останутся на бумаге.
Что можно
сделать?
Действовать твердо, бескомпромиссно, но с учетом реальных условий. Для
начала надо навести порядок в сфере ЖКХ, и применить власть там, где происходит
явное ограбление населения. Во-вторых, остановить наступление строительных
концернов на историческую Москву. Заметьте, все эти меры не требуют крупных
капиталовложений, соответственно средства не будут "распилены". Нужны лишь политическое воля и адекватное
применение закона.
А что вы скажете
о программе строительства храмов на окраинах Москвы?
Это очень важно. Сорок сороков церквей
такой была историческая Москва.
Храмы строились в шаговой доступности, как теперь говорят. И кстати, были для
горожан образцами истинной красоты. Современные храмы тоже могут формировать эстетический
идеал и украшать городскую среду. Это же настоящая беда, если самыми значительными
сооружениями в спальных микрорайонах города будут торговые центры. На окраинах
Москвы храмы нужны еще и потому, что это островки здорового образа жизни и
правопорядка. В их окрестностях не страшно гулять детям. Ведь все храмы
охраняются.
Какой вы видите роль Русской православной Церкви
в сохранении нашего исторического и
культурного наследия?
Она огромна. И дело здесь даже не в заслугах конкретных представителей
духовенства, а в том, что Церковь связывает нас с наследием XIX и более ранних веков. Потому что это единственный
институт дореволюционной России, который пережил жестокий ХХ век и сохранился. Храмы
и соборы – прежде всего опоры духа, но еще и жемчужины русской культуры,
творения наших великих зодчих и нашего народа, они создают уникальный облик
русской земли, ее неповторимое очарование. Сейчас Церковь поддерживает и
защищает наше наследие, нашу культуру. Я все жду, когда государство проявит
такую же ответственность, и эти функции перейдут к нему. Культура это ведь не
только музеи, театры и оркестры. Это то, что объединяет людей. Это неписаные
правила, добровольное выполнение которых освобождает государство от напрасного
употребления власти. Это ответственность людей друг за друга. И не только
современников, но и тех, кто уходит, и тех, кто родился. Если мы хотим выжить
как нация, сегодня нам необходим новый культурный бум. |