Алексей Гладков Приспособленцы против Церкви О приспособленчестве советских интеллигентов написано много и
подробно: от "Гибели и сдачи советского интеллигента" Белинкова до
"Шапки" Войновича. Сняты все покровы, разоблачены все уловки. Тома
написаны про "двойную мораль" про то, как "одни слова для
кухонь, другие для улиц". Но в разоблачительном раже мы сделали обычную
русскую ошибку приписали грех двуличия одним себе. Предположили, что на
"цивилизованном Западе" люди уж точно говорят только то, что думают.
Как не колебаться
вместе с линией
Если посмотреть в корень проблемы, можно заметить, что такой
взгляд в чем-то определяется "христианской матрицей" русского сознания.
Мир рассматривается в привычной парадигме ада и рая. Если Россия не рай, то
значит, она ад. А Запад, соответственно, рай. (Даже в сознании советских
либералов-шестидесятников сохранялась эта матрица: в роли ада и рая выступали
социализм и капитализм, причем оба активно мифологизировались – то в
позитивную, то в негативную сторону.) Потихоньку устоялось мнение, что рай –
это капитализм: в нем не только еды больше, но и отношения между людьми должны
быть непременно лучше. Люди при капитализме в основном честны и не "колеблются
вместе с линией". Таков был вывод, сделанный советским "поколением 1968-го
года" людьми, сделавшими перестройку и начавшими процесс демонтажа
Советского Союза.
|
Не надо преувеличивать способность человеческого сознания к
изменению: очень многие люди, включая часть нашей интеллектуальной элиты, так и
остались в этой примитивно прозападной матрице сознания.
Но давайте посмотрим на вещи реально. Возьмем нынешнюю
истерию с призывами к бойкоту Олимпийских игр в Сочи из-за якобы "антигейского"
закона. Неужели все авторы этих статей (а многие из них живут в России) не
понимают, что пишут неправду, что сравнения "путинского режима" с
нацистким режимом, бывшим хозяином Олимпиады-36, пошлы? Неужели, проклиная
Россию за отказ поддержать исламистскую оппозицию в Сирии, авторы
соответствующих статей в западной прессе вполне искренни? Что они, забыли про
оккупацию Ирака в 2003 году, когда Россия тоже была против? Ведь все эти авторы
теперь признают решение Буша о вводе войск неправильным (почему-то умалчивая о
собственной поддержке той войны)? Даже если мы предположим, что все это
детали, давайте взглянем на картину в целом. Огромный поворот, который западное
общественное мнение совершило за последние сорок лет: от цивилизации,
основанной на христианских ценностях, к сегодняшним ЕС и США, раздражающимся
при любой попытке применить библейские принципы к сегодняшней жизни, неужели
это все принято единогласно? Неужели все мыслители и ученые этой великой
цивилизации вполне искренне "колебались вместе с линией"?
Тем хуже для фактов
Нет, конечно. Двойная мораль (или даже двойное мышление
оруэлловский doublethink) давно уже достигла на Западе такой изощренности, что
сталинская "акробатика мысли" (так назвал советскую двойную мораль в
разговоре с Ивом Монтаном в 1956 году Илья Эренбург) эта самая акробатика
мысли кажется сегодня на фоне сегодняшней западной эквилибристики грубой и
примитивной. Сталину вряд ли пришло бы в голову в постановке по "Оливеру
Твисту" переделать злодея Фейджина из еврея в чеха ради соображений
политкорректности. А в сегодняшнем Лондоне это делается. Не потребовал Сталин и
переделать Катерину Измайлову в "Леди Макбет Мценского уезда" из
развратной женщины-убийцы в борца за равенство полов (а именно это делается
сегодня на европейских оперных подмостках под лицемерные выражения сочувствия
"умученному советской властью" Шостаковичу). Не заметило этой новой
двойной морали на Западе только "шестидесятническое" поколение нашей
интеллигенции и его наследники, ныне держащие в руках большую часть качественных
СМИ современной России.
Вера этих людей в черно-белую "двухполярную"
картину мира с западным раем и восточным адом была так сильна, что вместе с
множеством советских мифов они выбрасывают и основанные на вполне реальных
фактах темы советского американоведения и отечественных штудий о современной
Европе. Между тем раскрученная еще в "Семнадцати мгновениях весны"
тема довоенного сотрудничества английских, американских и даже польских
правящих кругов с нацистами факт. Закулисные соглашения американской и
британской разведок с нацистскими лидерами и военными специалистами накануне
конца войны и в первые послевоенные годы тоже факт. Оттого, что факты эти в
свое время "раскручивал" Андропов пером Юлиана Семенова, от
подобной раскрутки они не перестают быть фактами.
Итак, как же работает doublethink на Западе?
Грехопадение немецких
интеллектуалов
Чтобы понять это,
обратимся к работе одного из ведущих западных интеллектуалов – к статье в
немецком журнале "Шпигель", принадлежащей перу Витторио Хесле, ректора
Института продолженного обучения при университете Нотр-Дам в США (штат
Индиана). Немец по происхождению, Хесле обращается к следующему важному
вопросу: как так получилось, что множество ведущих интеллектуалов Германии, да
и нескольких других развитых стран Европы – целый ряд этих людей поддержал
нацистский режим? Как так получилось, что Мартин Хайдеггер и Карл Шмитт писали
в честь Гитлера хвалебные статьи, обосновывая "новое язычество" фюрера. Хесле
отмечает, что объяснять это одними материальными причинами нельзя. Многие
"прониклись" соответствующими идеями еще задолго до прихода нацистов к власти.
Одним из первых почитателей Гитлера в немецкой научной среде был Готлоб Фреге –
логик, специалист по математической лингвистике. Фреге, чье восторженное
отношение к Гитлеру выдают его дневники, умер в 1925 году – за восемь лет до
прихода Гитлера к власти.
Философы Мартин
Хайдеггер, Арнольд Гелен и Карл Шмитт, вступившие в НСДАП вместе и в один день
– 1 мая 1933 года, вскоре после прихода Гитлера к власти, могли бы быть
обвинены в тривиальном приспособленчестве. Но и оно не было абсолютным:
Хайдеггер и Шмитт после войны не раскаялись, хотя сделать это им было выгодно и
по соображениям карьерным, и даже ради собственной безопасности. Шмитт
жаловался только на тяжелые условия, в которых ему пришлось жить после ареста в
1945 году в лагере на контролировавшейся западными союзниками территории.
Если вглядеться
пристальнее, то, по мнению католика Хесле, можно рассмотреть у этих нацистских
прислужников общие черты. Во-первых, все они стали жертвами слепой веры в
прогресс по праву сильного: национал-социализм был якобы прекрасен уже потому,
что побеждал (сначала в Германии, потом – почти во всей Европе). Раз ты победил
– значит, за тобой будущее. Следовательно, ты прав. Знакомая логика, не правда
ли? Во-вторых, все трое отвернулись от христианства (даже Шмитт, называвший
себя до прихода Гитлера к власти "консервативным католиком").
Приспособленцы
против христианства
Как видим, во многом
мотивы отступничества нацистских прислужников совпадают с мотивами, по которым
приемлют нынешнюю дехристианизацию Европы и США западные интеллектуалы. Мол,
рыночный фундаментализм и либеральный моральный релятивизм победили (главный
показатель – развал СССР и общее отступление альтернативных проектов
общественного устройства в девяностые годы). А раз так – значит, отжило свое и
европейское христианство, и особенно его православная ветвь, упорствующая в
неприятии антихристианских по сути учений – ростовщической "монетаристской"
экономической доктрины, агрессивного феминизма, теории "равноценности"
гомосексуальных и гетеросексуальных отношений.
То, как легко меняют свои взгляды западные "говорящие
головы" в угоду монетаризму, "секстремизму" группы "Фемен" и массе других
измов, – сегодня очевидно всем. Одним из частных проявлений этого двоедушия
стал поворот на 180 градусов во взглядах западного "мейнстрима" на Русскую
Православную Церковь. От сочувственного приятия в середине 80-х годов к
кричащей ненависти сегодняшнего дня.
На самом деле и
"антиклерикальный" крен интеллектуалов-приспособленцев – не новость, если вспомнить отношения
"третьего рейха" и христианских церквей. О ней нам напоминает и Витторио Хесле.
Попытавшись сначала подчинить себе церкви через конкордат (с католиками) и
создание националистической так называемой Немецкой евангелической церкви (для
протестантов), Гитлер в конце 1930-х готов, и особенно начиная с 1942 года
перешел к своеобразной пиар-кампании против церкви. Причина была в том, что к
1937 году стало ясно: христиане, особенно католики, отвергают нацистское
неоязычество, отказываясь обожествлять нацию и расу, а также отказываясь
признать эвтаназию (нацисты ее применяли к слабеньким детям и к больным
взрослым, особенно к людям с психическими заболеваниями).
Христианские пастыри, в
первую очередь представители католической и православной церквей подверглись
шельмованию, очень похожему на нынешнее. Вот отрывок из книги
"Национал-социализм: документы", изданной и откомментированной Вальтером
Хофером в издательстве "Фишер" в 1957 году: "Государство ответило на
сопротивление католиков настоящим нашествием (Feldzug) лжи и клеветы, направленным
прежде всего против духовенства. В результате целого ряда показательных
процессов сотни католических монахов и священников были осуждены за якобы
аморальное поведение в быту и операции с иностранными валютами. Пропаганда,
сопровождавшая эти процессы, отвечала самым низким инстинктам масс". (стр.125, Nazionalsozialismus, Dokumente, herauzgegeben
und kommentiert von Walther Hofer, Fischer Bucherei, 1957).
Думаю, тут параллели
настолько видны, что их и не нужно раскрывать. Про "аморализм" наших
священников мы слышим от определенных господ каждый день. Некоторые на этом
делают карьеру, даже не задумываясь, на каких приспособленцев они при этом
похожи.
И напоследок ещё одна "информация
к размышлению". В 1942 году кампанию "разоблачения" католических священников
возглавил Мартин Борман – второй человек в нацистской партии, неофициально
называвшийся главным Антихристом третьего рейха. Источник:
|