Светлана Галанинская За веру, народ и Отечество Интервью с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Борисом Лукичевым Еще 21 июля 2009
г. Президент Российской Федерации принял решение о создании в Вооруженных Силах
России института военного духовенства. Это решение было инициировано
коллективным обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и главы всех традиционных конфессий
России. С тех пор мы уже привыкли к присутствию штатных священнослужителей в
армии. Начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных
Сил Российской Федерации Борис Михайлович Лукичев рассказал
"Религаре" о том, какова специфика священнического служения в
войсковой части и почему потребность армии в священнослужителях продолжает
возрастать.
Пока готовилось
это интервью, пришло известие о том, что Борис Михайлович покинул пост
начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил
Российской Федерации. Так что это его "крайнее" (как говорят военные) интервью
в этой должности. Но не последнее, поскольку Борис Михайлович несомненно
продолжит своё служение Родине и Церкви, где бы он не находился.
Борис Михайлович, почему
потребность армии в духовенстве сейчас столь высока?
-
Я бы сказал так: даже выше, чем в светской части общества.
Дело
в том, что в армии абсолютно все верующие и неверующие, православные и
неправославные попадают в особую ситуацию, которая не сравнима с жизнью на
гражданке. Занятия боевой подготовкой, боевые дежурства, выполнение
специфических задач в дальних походах кораблей и полетах все это создает
особый климат, далеко не для всех комфортный. При этом более остро встают перед
человеком насущные мировоззренческие
проблемы. Люди по-новому задумываются о смысле жизни, о своих
убеждениях, о вере. В сложных условиях военной службы и тем более в минуты
опасности военнослужащие часто ищут духовную опору, защиту, утешение и,
естественно, "вспоминают" о Боге. Поэтому военнослужащие часто более
религиозны, чем гражданские лица.
Наверное, для многих важно
решить внутреннюю проблему: можно, ли защищая кого-то, поднять руку на
противника?
-
Да, конечно. Вопрос предназначения один из главных. В обязанности военного входят
защита Родины, принуждение противника к прекращению военных действий, нанесение
ему физического ущерба, включая убийство. Эти вопросы остры, бескомпромиссны. А
для молодого солдата могут быть неразрешимы. И кто как не священник ответит на
них? Так что не только опасность и
стресс требуют присутствия священника, но и морально-нравственные моменты.
Что делает военный
священник в первую очередь?
-
Например, он может дать возможность и помочь военнослужащим помолиться перед
боем. Это особенно важно для тех, чья служба связана с повышенной опасностью,
например, для летчиков, моряков, ракетчиков, военнослужащих специальных войск .
С другой стороны, духовно опытный пастырь может помочь решить какие-то
житейские вопросы. А еще священник помогает адаптироваться в коллективе новым
солдатам, может подсказать, как правильно себя вести. Он во многом позитивно
влияет на формирование здоровой
нравственной да и психологической атмосферы в армейском коллективе.
А как насчет офицеров?
Разумеется, религиозные потребности,
нравственные и психологические проблемы встречаются у военнослужащих всех
категорий от рядового до генерала. На командирах, например, лежит большая
ответственность, они постоянно испытывают стрессовые нагрузки. Естественно
возникает необходимость в духовной поддержке. Священник нужен и для гражданских
служащих, которых в воинских частях тоже немало.
Священник в армии
является нравственным ориентиром? Для солдата важна возможность не только
исповедоваться, но и просто поговорить?
-
Формально мы действительно делим обязанности военного священника на две части.
Попутно замечу, речь идет не о капелланах, то есть военнообязанных, которые
имеют воинское звание. В Вооруженных Силах России священник просто
прикомандирован к воинской части и трудится как гражданский персонал. В
воскресения (а у мусульман в пятницу) и в дни церковных праздников он открывает
храм, часовню или молитвенную комнату и совершает богослужение, исповедует и
причащает желающих. Все на добровольной основе, ибо сказано: невольник не
богомольник. Это одна сторона дела. Другая связана с тем, что он занимается
духовным просвещением и нравственным воспитанием личного состава воинской
части, чем способствует поддержанию морально-психологического состояния личного
состава на уровне обеспечивающем выполнение задач по предназначению.
Что подразумевается под
духовным просвещением?
-
Это рассказ о традиционных для России религиях, об истории взаимодействия
религии и армии в интересах защиты Отечества. Бывает возникают вопросы о новых
деструктивных псевдорелигиозных образованиях, которые отрицательно относятся к
военной службе.
В
силу своего пастырского и житейского опыта священник, как правило, хорошо
понимает солдат, может помочь в разрешении возникающих проблем. Порой батюшке
достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять, в какой именно помощи он
нуждается. Сколько случаев суицидального настроения удается блокировать нашим
батюшкам! Молодым в армии вообще нужны поддержка и внимание, поскольку у
командиров порой не хватает времени дойти до каждого подчиненного. Священник
тот, кто готов уделить внимание каждому и определить, кто особенно нуждается в
помощи и поддержке.
Могли бы вы привести
примеры?
Большая часть
военнослужащих нашей армии православные, поэтому в войсковой части обычно
присутствует именно православный священник. Однако среди военнослужащих 10 12
процентов мусульмане. Как известно в
армии нередко проводятся обряды крещения, что неудивительно. И вот однажды,
когда православный священник после крещения раздавал солдатам крестики,
ребята-мусульмане стали просить : "А нам, батюшка, пожалуйста, тоже дай на
цепочке полумесяцы, и обязательно серебряные". Другой пример: бывает, что
молодой солдат, называющий себя мусульманином, отказывается, например, мыть пол,
или выполнять иную подобную работу. Говорят: "Это женская работа, мне
Коран запрещает это делать". Но грамотный священник ему в ответ:
"Коран велит тебе жить в чистоте и уважать тех, кто рядом". И
приводит соответствующие аяты из Корана. Очевидно, что такие случаи просто
попытки таким уклониться от обязательной для всех военнослужащих работы. На
поверку оказывается, что такой "правоверный" и Коран-то в руки никогда не брал.
В
то же время мы имеем много примеров, когда именно православные священники
организовывали для военнослужащих-мусульман посещение мечети в дни значимых
исламских праздников. Так было на авиационной базе в Канте, в Екатеринбурге.
Накануне Парада Победы 7 мая было организовано посещение православными
солдатами из числа участников парада Храма Христа Спасителя, а мусульмане в
этот день молились и в мечети на Поклонной горе. Кстати говоря, это
мемориальная мечеть, которая была построена в память о погибших в годы Великой
Отечественной войны солдатах. После молитвы была совместная с имамом беседа и чаепитие.
Это очень сближает.
В
Забакайлье другой пример. Здесь в войсках служит значительное количество
военнослужащих, исповедующих буддизм. В связи с этим решением Министра обороны
в войсковом соединении на границе с Монголией назначен помощником командира по
работе с верующими военнослужащими
штатный буддистский священнослужитель – лама Батымункуев. Это молодой
грамотный, определенно современный человек, он помогает и военнослужащим
другого вероисповедания.
Каковы критерии отбора
военных священников?
-
Мы стараемся брать тех, кто имеет армейский и пастырский опыт. Важно также,
чтобы священник был готов и мог работать со всеми от солдата до генерала и
стать для них духовным авторитетом. Необходима готовность помогать людям других
вероисповеданий, доброжелательный настрой по отношению к ним. На базе Военного
университета мы учим вновь назначенных штатных армейских священников. А еще
каждый год проводятся военные сборы в разных городах Москве, Ростове,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Когда священники собираются из разных мест и
разных родов войск с Черноморского и Тихоокеанского флотов, из ракетных
войск, из десантных, они обмениваются бесценным опытом. Конечно, их сближают
совместные богослужения, которые традиционно служатся на этих сборах. Разъезжаясь
потом по местам постоянного служения, батюшки поддерживают связь друг с другом по телефону и интернету.
Кто из священнослужителей
стал первым штатным помощником командира по работе с верующими военнослужащими?
-
Начало традиции было положено на Черноморском флоте. Первым назначенцем был
протоиерей Александр Бондаренко, бывшим подполковник, а ныне – помощник
командующего флота по работе с верующими военнослужащими.
Как идет формирование
института войскового и флотского священства?
Идет
плановое комплектование соединений, заграничных баз и ВУЗов в соответствии с
поручением Президента РФ. В настоящее время в восках и на флотах работают 93
штатных священнослужителя, в том числе два мусульманина и один – буддист, о
котором говорилось, остальные – православные. Но это только 40 процентов штат,
то есть впереди еще много работы.
Что еще характерно для
деятельности священнослужителей?
Священники
работают не только на "зимних квартирах", но и выходят с воинскими частями на
учения, участвуют в дальних походах кораблей. В частности на учениях "Запад –
2013", которые прошли 20 – 26 сентября в полевых условиях на учебных точках
были развернуты мобильные пункты работы с верующими, по сути – соответственно
оборудованные передвижные храмы. Причем, не только православные, но и походная
мечеть.
Армия
идет в ногу со временем, роль религиозного фактора возрастает. В связи с этим
кроме личной религиозности личного состава, мы занимаемся анализом религиозной
ситуации в местах дислокации войск и влияния этих факторов на выполнение задач
по предназначению.
Есть тревожные моменты?
-
Да. Они связаны с проявлениями в некоторых регионах идеологии ваххабизма и
религиозного экстремизма. Они могут в определенных условиях оказывать
отрицательное влияние на обстановку в местах дислокации войск и на выполнение поставленных задач, мы обязаны это
учитывать. Это новые задачи для органов по работе с верующими военнослужащими
да и для Вооруженных Сил в целом. Такого не было ни в царское, ни в советское
время.
Моральный климат с
приходом священников в части улучшается? Я о дедовщине прежде всего.
-
Невозможно с приходом священнослужителя в воинское соединение одномоментно
получить положительный эффект, особенно в вопросах поддержания воинской
дисциплины. Но мы видим на примерах бригады управления объединения в Западном
военном округе, авиационной базы в Челябинске, бригады химической защиты
Центрального военного округа и некоторых других, что постепенно, обстановка
меняется к лучшему. Особенно заметно влияние священнослужителя на нравственный
климат в воинском коллективе. Например, я знаю случай, когда утреннем разводе
священник встал рядом с командиром, и в его присутствии обычно острый на язык
военачальник уже не смог использовать ненормативную лексику. Он потом говорил:
" У меня язык не поворачивался ругаться, я же видел перед глазами
крест..." Само присутствие священника в облачении удерживало от
оскорбления подчиненных!
А
высокая нравственность, основанная на традиции и на вере, может быть, наиболее
важное качество, которое всегда отличало российского защитника Отечества. Источник: |||
|