поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
23 сентября 2013  распечатать

Светлана Галанинская

За веру, народ и Отечество

Интервью с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Борисом Лукичевым

Еще 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации принял решение о создании в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Это решение было инициировано коллективным обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и главы всех традиционных конфессий России. С тех пор мы уже привыкли к присутствию штатных священнослужителей в армии. Начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Борис Михайлович Лукичев рассказал "Религаре" о том, какова специфика священнического служения в войсковой части и почему потребность армии в священнослужителях продолжает возрастать.

Пока готовилось это интервью, пришло известие о том, что Борис Михайлович покинул пост начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Так что это его "крайнее" (как говорят военные) интервью в этой должности. Но не последнее, поскольку Борис Михайлович несомненно продолжит своё служение Родине и Церкви, где бы он не находился.

– Борис Михайлович, почему потребность армии в духовенстве сейчас столь высока?

- Я бы сказал так: даже выше, чем в светской части общества.

Дело в том, что в армии абсолютно все – верующие и неверующие, православные и неправославные – попадают в особую ситуацию, которая не сравнима с жизнью на гражданке. Занятия боевой подготовкой, боевые дежурства, выполнение специфических задач в дальних походах кораблей и полетах – все это создает особый климат, далеко не для всех комфортный. При этом более остро встают перед человеком насущные мировоззренческие проблемы. Люди по-новому задумываются о смысле жизни, о своих убеждениях, о вере. В сложных условиях военной службы и тем более в минуты опасности военнослужащие часто ищут духовную опору, защиту, утешение и, естественно, "вспоминают" о Боге. Поэтому военнослужащие часто более религиозны, чем гражданские лица.

Наверное, для многих важно решить внутреннюю проблему: можно, ли защищая кого-то, поднять руку на противника?

- Да, конечно. Вопрос предназначения один из главных. В обязанности военного входят защита Родины, принуждение противника к прекращению военных действий, нанесение ему физического ущерба, включая убийство. Эти вопросы остры, бескомпромиссны. А для молодого солдата могут быть неразрешимы. И кто как не священник ответит на них? Так что не только опасность и стресс требуют присутствия священника, но и морально-нравственные моменты.

– Что делает военный священник в первую очередь?

- Например, он может дать возможность и помочь военнослужащим помолиться перед боем. Это особенно важно для тех, чья служба связана с повышенной опасностью, например, для летчиков, моряков, ракетчиков, военнослужащих специальных войск . С другой стороны, духовно опытный пастырь может помочь решить какие-то житейские вопросы. А еще священник помогает адаптироваться в коллективе новым солдатам, может подсказать, как правильно себя вести. Он во многом позитивно влияет на формирование здоровой нравственной да и психологической атмосферы в армейском коллективе.

– А как насчет офицеров?

– Разумеется, религиозные потребности, нравственные и психологические проблемы встречаются у военнослужащих всех категорий от рядового до генерала. На командирах, например, лежит большая ответственность, они постоянно испытывают стрессовые нагрузки. Естественно возникает необходимость в духовной поддержке. Священник нужен и для гражданских служащих, которых в воинских частях тоже немало.

– Священник в армии является нравственным ориентиром? Для солдата важна возможность не только исповедоваться, но и просто поговорить?

- Формально мы действительно делим обязанности военного священника на две части. Попутно замечу, речь идет не о капелланах, то есть военнообязанных, которые имеют воинское звание. В Вооруженных Силах России священник просто прикомандирован к воинской части и трудится как гражданский персонал. В воскресения (а у мусульман в пятницу) и в дни церковных праздников он открывает храм, часовню или молитвенную комнату и совершает богослужение, исповедует и причащает желающих. Все на добровольной основе, ибо сказано: невольник не богомольник. Это одна сторона дела. Другая связана с тем, что он занимается духовным просвещением и нравственным воспитанием личного состава воинской части, чем способствует поддержанию морально-психологического состояния личного состава на уровне обеспечивающем выполнение задач по предназначению.

– Что подразумевается под духовным просвещением?

- Это рассказ о традиционных для России религиях, об истории взаимодействия религии и армии в интересах защиты Отечества. Бывает возникают вопросы о новых деструктивных псевдорелигиозных образованиях, которые отрицательно относятся к военной службе.

В силу своего пастырского и житейского опыта священник, как правило, хорошо понимает солдат, может помочь в разрешении возникающих проблем. Порой батюшке достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять, в какой именно помощи он нуждается. Сколько случаев суицидального настроения удается блокировать нашим батюшкам! Молодым в армии вообще нужны поддержка и внимание, поскольку у командиров порой не хватает времени дойти до каждого подчиненного. Священник – тот, кто готов уделить внимание каждому и определить, кто особенно нуждается в помощи и поддержке.

– Могли бы вы привести примеры?

Большая часть военнослужащих нашей армии – православные, поэтому в войсковой части обычно присутствует именно православный священник. Однако среди военнослужащих 10 – 12 процентов мусульмане. Как известно в армии нередко проводятся обряды крещения, что неудивительно. И вот однажды, когда православный священник после крещения раздавал солдатам крестики, ребята-мусульмане стали просить : "А нам, батюшка, пожалуйста, тоже дай на цепочке полумесяцы, и обязательно серебряные". Другой пример: бывает, что молодой солдат, называющий себя мусульманином, отказывается, например, мыть пол, или выполнять иную подобную работу. Говорят: "Это женская работа, мне Коран запрещает это делать". Но грамотный священник ему в ответ: "Коран велит тебе жить в чистоте и уважать тех, кто рядом". И приводит соответствующие аяты из Корана. Очевидно, что такие случаи – просто попытки таким уклониться от обязательной для всех военнослужащих работы. На поверку оказывается, что такой "правоверный" и Коран-то в руки никогда не брал.

В то же время мы имеем много примеров, когда именно православные священники организовывали для военнослужащих-мусульман посещение мечети в дни значимых исламских праздников. Так было на авиационной базе в Канте, в Екатеринбурге. Накануне Парада Победы 7 мая было организовано посещение православными солдатами из числа участников парада Храма Христа Спасителя, а мусульмане в этот день молились и в мечети на Поклонной горе. Кстати говоря, это мемориальная мечеть, которая была построена в память о погибших в годы Великой Отечественной войны солдатах. После молитвы была совместная с имамом беседа и чаепитие. Это очень сближает.

В Забакайлье другой пример. Здесь в войсках служит значительное количество военнослужащих, исповедующих буддизм. В связи с этим решением Министра обороны в войсковом соединении на границе с Монголией назначен помощником командира по работе с верующими военнослужащими штатный буддистский священнослужитель – лама Батымункуев. Это молодой грамотный, определенно современный человек, он помогает и военнослужащим другого вероисповедания.

– Каковы критерии отбора военных священников?

- Мы стараемся брать тех, кто имеет армейский и пастырский опыт. Важно также, чтобы священник был готов и мог работать со всеми – от солдата до генерала – и стать для них духовным авторитетом. Необходима готовность помогать людям других вероисповеданий, доброжелательный настрой по отношению к ним. На базе Военного университета мы учим вновь назначенных штатных армейских священников. А еще каждый год проводятся военные сборы в разных городах – Москве, Ростове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Когда священники собираются из разных мест и разных родов войск – с Черноморского и Тихоокеанского флотов, из ракетных войск, из десантных, – они обмениваются бесценным опытом. Конечно, их сближают совместные богослужения, которые традиционно служатся на этих сборах. Разъезжаясь потом по местам постоянного служения, батюшки поддерживают связь друг с другом по телефону и интернету.

– Кто из священнослужителей стал первым штатным помощником командира по работе с верующими военнослужащими?

- Начало традиции было положено на Черноморском флоте. Первым назначенцем был протоиерей Александр Бондаренко, бывшим подполковник, а ныне – помощник командующего флота по работе с верующими военнослужащими.

Как идет формирование института войскового и флотского священства?

Идет плановое комплектование соединений, заграничных баз и ВУЗов в соответствии с поручением Президента РФ. В настоящее время в восках и на флотах работают 93 штатных священнослужителя, в том числе два мусульманина и один – буддист, о котором говорилось, остальные – православные. Но это только 40 процентов штат, то есть впереди еще много работы.

Что еще характерно для деятельности священнослужителей?

Священники работают не только на "зимних квартирах", но и выходят с воинскими частями на учения, участвуют в дальних походах кораблей. В частности на учениях "Запад – 2013", которые прошли 20 – 26 сентября в полевых условиях на учебных точках были развернуты мобильные пункты работы с верующими, по сути – соответственно оборудованные передвижные храмы. Причем, не только православные, но и походная мечеть.

Армия идет в ногу со временем, роль религиозного фактора возрастает. В связи с этим кроме личной религиозности личного состава, мы занимаемся анализом религиозной ситуации в местах дислокации войск и влияния этих факторов на выполнение задач по предназначению.

– Есть тревожные моменты?

- Да. Они связаны с проявлениями в некоторых регионах идеологии ваххабизма и религиозного экстремизма. Они могут в определенных условиях оказывать отрицательное влияние на обстановку в местах дислокации войск и на выполнение поставленных задач, мы обязаны это учитывать. Это новые задачи для органов по работе с верующими военнослужащими да и для Вооруженных Сил в целом. Такого не было ни в царское, ни в советское время.

– Моральный климат с приходом священников в части улучшается? Я о дедовщине прежде всего.

- Невозможно с приходом священнослужителя в воинское соединение одномоментно получить положительный эффект, особенно в вопросах поддержания воинской дисциплины. Но мы видим на примерах бригады управления объединения в Западном военном округе, авиационной базы в Челябинске, бригады химической защиты Центрального военного округа и некоторых других, что постепенно, обстановка меняется к лучшему. Особенно заметно влияние священнослужителя на нравственный климат в воинском коллективе. Например, я знаю случай, когда утреннем разводе священник встал рядом с командиром, и в его присутствии обычно острый на язык военачальник уже не смог использовать ненормативную лексику. Он потом говорил: " У меня язык не поворачивался ругаться, я же видел перед глазами крест..." Само присутствие священника в облачении удерживало от оскорбления подчиненных!

А высокая нравственность, основанная на традиции и на вере, может быть, наиболее важное качество, которое всегда отличало российского защитника Отечества.

Источник: |||

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Светлана Галанинская

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты