Светлана Галанинская Волонтеры от культуры Интервью с Анной Студеной "Покажи
мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" эти
слова апостола Иакова вспоминаются многим, когда произносят имя Ани Студеной.
Есть люди, которые успевают делать в этой жизни как-то ошеломляюще много. Анна
Студеная, основное место работы которой редакция журнала "Фома",
является организатором, координатором и соавтором множества культурных и
социальных проектов: организация концертов, издание журнала, арт-терапия с
больными детьми, постановка спектаклей и многое-многое другое... А также
прекрасным поэтом и музыкантом-барабанщиком в группе своего мужа Дмитрия,
основателя и руководителя содружества
поющих рок-поэтов "Даждь". Аня
рассказала "Религаре" об издании альманаха "Паруслов", об
открытии "Школы позитивной журналистики" при РПУ им.Иоанна
Богослова, а также об опыте различных
мастер-классов и волонтерских начинаний.
– Аня, как
вас угораздило стать культуртрегером?
– Все началось в 2001-м году, когда меня
постигло страшное разочарование в русском роке (смеется).
– Это уже
в 2001-м году оно вас постигло? Не рано?
– Может быть, даже поздно... Тогда возникло
ощущение, что наша музыка перестала пытаться отвечать на важные жизненные
вопросы и даже их задавать. Показалось, что дальше будут только технические
усовершенствования. Захотелось настоящего творчества. Все изменилось, когда я
попала на концерт "Даждь-содружества" и познакомилась с Димой
Студеным. Здесь я увидела настоящую жизнь.
– Вы стали
заниматься организацией концертов?
– Основным организатором до сих пор является мой муж Дмитрий Студеный,
а я ему помогаю. Хотя он, прежде всего, автор собственных песен.
– Каким
был следующий культурный проект? Они же вообще вытекают один из другого?
– Следующим стало издание альманаха
"Паруслов". Он существует до сих пор.
– И отметил
10-летний юбилей?
– Нет, юбилей мы отметили в прошлом году. Очень
много авторов, музыкантов и поэтов, про которых хочется рассказывать и
рассказывать. А среди слушателей "Даждь-содружества" нашлись люди,
готовые участвовать в создании журнала: художник Наталья Багровникова,
журналист Юлия Стракович и верстальщик Ольга Лехтонен. Все очень удачно
совпало. Потом к нам присоединилась корректор Надя Зайцева.
– А откуда
возникло название?
– Название придумал Дима Студеный. Мы ходили на
концерт Ильи Небослова, а потом решили написать отзыв: "паруслов для
небослова". И прижилось, пригодилось, когда мы задумали журнал...
– Какова
была концепция? Дополнительная площадка для участников
"Даждь-содружества" или что-то иное?
– Первый номер мы посвятили только
"Даждь-содружеству": там были
тексты песен и отзывы о концертах. Со второго номера появились литературные произведения новых
авторов, репортажи, рассказы о современных событиях, реальные истории из
жизни...
– Есть
мнение, что "Паруслов" – это некоммерческий аналог журнала
"Караван историй", такая
вереница рассказов о самом главном, свидетельств, не всегда связанных между
собой и рассчитанных на определенную аудиторию. Антипод "Каравана" по
содержанию, но очень похожий по форме?
– Давно я не держала в руках "Караван
историй" (смеется). Говорят, он неплох в своем формате. У нас отличие,
наверное, в том, что присутствуют не только истории как таковые, интервью с
интересными людьми, но и стихи, эссе и многое другое. Мы за десять лет
перепробовали разнообразные жанры.
–
Например?
– Публиковали ветку форума, где люди вспоминали,
как впервые услышали Башлачева и что почувствовали. Человек с его мыслями, чувствами и личными историями
– это самое важное. Так что, может быть, аналогия с "Караваном
историй" где-то актуальна. Только мы собираем истории "внутреннего
человека", отражающие жизнь души, духовную эволюцию, что ли.
– Это
попытка запечатлеть поворотные моменты внутренней жизни?
– Ну да. Интересуемся бытийными вопросами
(смеется).
– Почему у
каждого номера свои тема и заголовок?
– Название характеризует способ мировоззрения, о
котором рассказывается в журнале. Например, "Мячом".
– Что это
значит?
– Это разговор о том, насколько резкое движение
нужно сделать, чтобы изменить жизнь. Или "Долгожданное детство" – воспоминания наших музыкантов о детстве, их
рассказы о собственных детях и опыте родительства. Или "Истоки", где
мы искали собственные исторические корни.
– Видимо,
журнал попал в одну тенденцию.
– В какую?
– Это
попытка актуализировать нон-фикшн, когда интересен уже не сам рассказ сам по
себе, не цепь событий, а фигура, которая в центре, личность...
– Конечно. Мы во многом выросли из жж,
перепечатывали материалы оттуда. Там же пишут откровенно и на самые разные
темы, в том числе на религиозные и политические.
–
Неизбежен вопрос: а зачем вообще нужен перенос сетевого контента в бумажный
формат? Аудитория ведь сужается.
– Нам хотелось собрать все интересное и
актуальное в одном издании, как собирают команду на своем корабле. Таким
образом формируется новый контекст, в котором даже сетевые тексты
воспринимаются иначе, обрастают новыми смыслами, становятся яснее. Мы формируем
свое культурное пространство и рекомендуем это людям, которые к нашему мнению
прислушиваются. По-моему, это и есть гражданская журналистика.
– Что вы
имеете в виду?
– То
есть не профессиональная журналистика, а блоггерская, выросшая в сети. Ее
создают "граждане" – те, кто хочет высказаться. Такая публицистика
свободнее в смысле формы.
– Издание
меняется со временем?
– По спирали. В последних номерах мы как-то
совсем в лоб стали рассказывать о том, что нас окружает. Были стихи, но сама
поэтическая суть куда-то ушла. Хочется это вернуть. Какие-то спонтанные
материалы вроде огромного стихотворения американской поэтессы про пожар в
Лос-Анджелесе. Ведь идеальный "Паруслов" – это стихотворение современного
поэта, как мне кажется, где есть и символ, и личные подробности, и окружающая
реальность в мелких деталях.
– Поворот
к социальной тематике тоже планируется?
– От этого мы как раз не уходили. Нас интересуют
творческие люди, которые к тому же социально активны.
– Вы о
волонтерстве?
– В том числе. Например, музыканты
"Даждь-содружества" Юлия Лепе и Людмила Щербакова вместе с
профессиональными аниматорами являются участниками группы "Поющие
клоуны", которая, в свою очередь, стала частью масштабного проекта
"Музыка помогает". Они занимаются музыкальной терапией с умственно
отсталыми детьми в специализированных интернатах. Их консультирует профессиональный
музыкальный терапевт, авангардная певица Алиса Апрелева, тоже участник
"Даждь-событий". В "Дажде" поразительно много замечательных
людей.
–
Социально ориентированная журналистика может
существовать вне христианского контекста?
– Это, наверное, как литература: хорошая
журналистика не может не показывать в человеке образ Божий.
– А у нее
есть такие возможности?
– Качественное интервью или очерк вполне на это
способны. Не в желтой прессе, не в формате "интервью со звездой",
конечно. Но я встречаю подобные качественные тексты, например, в "Русском
репортере". Был у них замечательный материал о почтальоне, который
разносит почту в глубинке... Тут еще важный момент – любовь к человеку. Честный
взгляд, который видит и недостатки тоже, но видит и красоту.
– Чтобы
открывать новых героев, нужна неангажированная пресса с хорошим бюджетом. Так вообще бывает? Вот
ваши возможности ограничены ввиду отсутствия единого спонсора. А появись он,
наверняка бы начал диктовать контент. Есть выход из этого круга?
– Делать много маленьких хороших журналов
(смеется). Но вообще, я серьезно. Больше "Парусловов" хороших и разных!
– Сейчас
многие бумажные издания "эмигрируют"
в интернет по экономическим причинам. А вы наоборот. Почему?
– Бумажный журнал – это артефакт, который
приятно подержать в руках, как настоящую бумажную книгу. Произведение
искусства.
– Аналог
музыкального альбома? Вот публика давно скачивает треки в интернете, а альбомы
продолжают выходить, хоть это и убыточно для музыкантов...
– Совершенно верно. Даже программа такая есть на
радио – о музыке, которая существует только на CD.
– Другие
ваши проекты – тоже источник потенциального контента для журнала?
– Да, источником является все, перед нами стоит
задача привлечения новых людей. Например, театральный режиссер Алла Плакатина
придумала проект "Поиграем в театр". Мы ставим спектакли в весьма
сжатые сроки. Причем в постановках задействованы не профессионалы, а люди,
прошедшие минимальный отбор. Алла помогла сделать совместный проект с храмом
Всех Святых на Соколе: чтение жития Петра и Февронии, приуроченное к их дню
памяти в сентябре. Планируются новые спектакли. Уникальность "Поиграем в театр" в том, что с репетициями
совмещены занятия по сценической речи и
актерскому мастерству.
– А что вы
делали в РПУ?
– РПУ приютил нашу "Школу позитивной
журналистики". Правда, в этом сезоне мы решили переехать в клуб "Живой уголок", это там, где проводит встречи клуб Донского монастыря, отец
Косьма. Поскольку тема задуманного курса – фэнзин, то такое неформальное место,
думаю, очень подойдет нам.
–
Неизбежен вопрос: что такое позитивная журналистика?
– Мне Александр Логунов рассказывал что-то вроде
анекдота. Спрашивают: а что такое православный пессимизм? Это значит, что все
будет плохо, конец мира и прочее. Но зато потом будет очень хорошо. Позитивная
журналистика отражает правду мира: видит и проблему, и выход из нее.
– То есть
это проблемная журналистика?
– В основном да. Я уже сейчас не помню, откуда
взялось название. Вывесила в прошлом году объявление ВКонтакте с вопросом, не
хочет ли кто-нибудь преподавать журналистское мастерство. Потребность огромная
в этом была...
– Сперва
возник спрос, потом предложение?
– Да, именно.
Все наши проекты – "Паруслов", "Музыка помогает",
"Поиграем в театр", "Школа позитивной журналистики",
литературные обсуждения, музыкальные мастер-классы – возникали в ответ на
запрос. Был запрос, мы искали людей, которые могут на него ответить и если люди
находились, идея воплощалась в жизнь. В этом году придумали курс, который будет
совмещен с созданием журнала, то есть посетители курса смогут принять в этом
участие.
– Кто,
кроме вас, преподает?
– Я не преподаю, что вы?! Александра и Сергей
Оболонковы, профессиональные журналисты, Сергей – редактор отдела культуры
Lenta.ru, а Саша работает в журнале "Батя" и пишет для "Милосердия" и
"Правмира". Но не только они, будут еще и другие журналисты.
– А
"Даждь-содружество" проводит мастер-классы игры на инструментах и
вокала?
– Ну, это естественно. При таком количестве
музыкантов. Это ведь замечательный способ саморазвития и полезный навык. Умение
играть на чем-то, петь или хотя бы просто свободно дышать могут очень
пригодиться в жизни. Пусть люди попробуют, каково это быть музыкантом! Говорят,
что раньше в европейской деревне, садились по вечерам и играли разные
музыкальные произведения.
– И туда
может прийти любой желающий?
– Конечно! Следите за обновлениями группы
ВКонтакте "Мастер-классы содружества "Даждь" и за Даждь-сайтом.
– Все
бесплатно?
– У нас система свободных пожертвований, то есть
ставим коробку и назначаем ориентировочную сумму. И, знаете, это неплохо
работает. Мы раньше пробовали взимать фиксированную плату, и приходило мало людей.
Видимо, чисто психологически свобода выбора предпочтительнее. Деньги идут на
развитие проектов. Вообще наш главный ресурс – это люди. Не надо забывать и про
обратную связь. Для всех участников, преподавателей, музыкантов – это прежде
всего творческая лаборатория, а не возможность заработать. Конечно, нам не
хватает координаторов, веб-мастеров, дизайнеров. Можно делать больше. Все
проекты открыты. Предлагайте свои идеи, мы готовы сотрудничать.
Стихи Анны
Студеной
Я Путин, если ты был на Болотной,
Я Навальный, если ты был на Поклонной.
Я тот, кого ты не любишь.
Я твой ближний.
Я говорю не по-русски, торгуя на рынке,
Я живу за забором и участвую в шоу
Я тот, кого ты не любишь.
Я твой ближний.
Я делаю евроремонт в субботу утром,
И это я кидаю рекламу в почтовый ящик.
Я тот, кого ты не любишь.
Я твой ближний.
Я за оранжевые митинги...
Я против оранжевых митингов
Я за оранжевые митинги
Я против оранжевых митингов
Я за оранжевые митинги
Я против оранжевые митинги..
Я против
Я за
Где кончатся силы, начнется Твой океан
Атлантический, Тихий, Северно-Ледовитый:
в мире нет стран
Тобой не омытых.
Мне бы хватило лужи в осенних листьях...
Господи, Ты мне нужен.
Докажу жизнью.
text, дождь, улица вниз,
разговор бежит через лужи,
я так хотел быть с Ним,
знать, что Ему нужен
text, ливень, улица вверх,
вода унесла босоножки,
ты должна видеть Свет,
знаю, мы это можем
silentium, мутные волны в дом,
холодно, подоконник.
Если Церковь нас подберет,
мы никогда не утонем. Источник:
|