поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
17 декабря 2013  распечатать

Татьяна Медведева

Митрополит Иларион: Россия будет защищать традиционные ценности

Источник: Митрополит Иларион: Россия будет защищать традиционные ценности Подробнее: http://www.vmdaily.ru/new Вечерняя Москва

В Москве прошел первый форум "Религия и мир". В его работе приняли участие более 400 человек – представители традиционных религий и эксперты, среди которых Митрополит Волоколамский Иларион, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информацион.

Организатором форума стал Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы. Основным содержанием дискуссий были следующие темы: "Религиозные корни ценностных систем", "Социальное партнерство государства и конфессий". Предлагаем вам фрагменты некоторых выступлений.

Митрополит Волоколамский ИЛАРИОН:

Последние 25 лет в России происходит возрождение всех традиционных религий: и христианства, и ислама, и буддизма, и иудаизма. Это могут засвидетельствовать все конфессии – религиозное возрождение коснулось всех. За эти годы в Русской православной церкви идет беспрецедентное в истории строительство и восстановление храмов. За 25 лет мы построили и восстановили более 25 тысяч храмов – по три храма в день. Подобная история – и с монастырями. В 1988 в нашей стране было всего 20 монастырей. А сейчас их – 805! И это не просто монастырские стены, а люди, которые посвятили себя жертвенному служению – отказались от семьи, от естественных условий труда и отдых, отреклись от мира ради Бога. А что происходит на западе? Там наступила постхристианская эпоха. Религия стала феноменом прошлого. 25 лет назад страна, в которой мы жили была атеистическим государством. А Европа напоминала нам о религиозных ценностях. Сейчас эти два мира – поменялись местами. У нас – расцвет религиозных традиций и свобода вероисповедания, а на западе – гонения на религию и на традиционные ценности. Мы видели, как в Норвегии телеведущую отстранили от эфира за то, что она носит крестик. Сегодня в ЕС политик не имеет права мотивировать свои поступки религиозными соображениями. Во Франции миллион людей выходило протестовать против однополых браков. Но государство проигнорировало этот массовый протест. Политика идет вразрез с мнением большинства. Людям навязывается нравственный релятивизм – представление, что каждый человек или меньшинство может иметь свою шкалу ценностей. И в то же время идет демонтаж христианских ценностей. Все традиционные религии утверждают, что брачный союз мужчины и женщины имеет Богом установленную природу. И детей у мужа и жены должно рождаться – сколько Бог даст. Теперь на западе введена норма, что брак – это союз любых людей, которые имеют право усыновлять детей. Раньше система ценностей была универсальна и позволяла народам – плодиться и размножаться. Теперь нам говорят, что все нравственнее ценности относительны. Во Франции избавляются от полового детерменизма – исчезают слова мальчик и девочка, мама и папа. Вместо этого нужно говорить: дети, родитель номер 1 и родитель номер 2. Права однополых союзов закрепляются законодательно. Нас критикуют, что у нас якобы нет демократии, якобы дискриминируются секс-меньшинства. Кто-то хочет байкотировать Олимпиаду в Сочи. Лучше бы эти люди говорили о массовом истреблении христиан на Ближнем Востоке. Сегодня наша страна становится защитницей здорового консерватизма. И для этого должны объединить свои усилия все традиционные религиозные конфессии России.

Владимир ЛЕГОЙДА, председатель Синодального информационного отдела МП:

Философ Питирим Сорокин говорил: "Современный человек по воскресеньям верит в Бога, а в остальные дни в фондовую биржу". Нам говорят, что религия – это частное дело. Когда человек выходит в общество, пусть он забудет, что он христианин. Но в своей жизни нам постоянно приходиться решать вопросы добра и зла. Как христианин – я против абортов. Но общество нас убеждает, что на аборт – могут быть разные точки зрения. Я считаю, что христианин должен иметь право произнести вслух свою точку зрения и отстаивать ее. Мы видим вроде бы "безопасный тезис" – пусть каждый верит как хочет. Но дальше идет отрицание критериев нравственности, потом – навязывание взглядов меньшинства большинству. И дальше мы уже должны признавать браки гомосексуалистов. Это новый тоталитаризм меньшинств.

Рушан Хазрат АББЯСОВ, заместитель председателя Совета муфтиев России:

Три четверти ХХ века наш народ был под господством тоталитарного государства, которое пыталось создать человека нового типа и новую общность – "советский народ". Но эксперимент не удался. Вера жила в людях. У человека есть потребность в служении Богу и благочестивости. Сегодня во многих еще есть постсоветский атеизм. Традиционные религии не до конца используют свои ресурсы. Мы не может охватить всех мусульман. Нам не хватает мечетей. Сегодня люди должны услышать проповеди своих духовных наставников. Еще стоит задача борьбы с радикализмом. Некоторые мусульмане становятся легкой мишенью для экстремистов. В России и Москве нужно строить новые храмы для разных религий, чтобы они находились в добрососедстве как на Поклонной горе. Тогда мы сможем противостоять всем угрозам.

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества МП:

Сегодня для многих в мире очевидно, что мир становится поливариантным. Нет единого и магистрального вектора развития. Есть разные модели построения отношений государства, общества и религий. Упрощено для Авраамического мира есть три модели. Есть западная модель противостояния светской власти и духовной власти, напряжения между религиозностью и государственностью – между интересами разных экономических и социальных акторов и религиозными общинами. Есть исламская модель, которую можно назвать моделью полного единства и отождествления религиозной общины и государства. Есть поиск православной модели. Сегодня в нашей стране люди говорят не о курсах доллара к рублю, а о самом главном – какие философские основания должны лежать в фундаменте государственного строительства. Что такое православная модель? Какие интуиции мы пытаемся проговорить и понять? Насколько они соответствуют тому глубинному ожиданию будущего, которое есть в народе? Можно вспомнить Халкидонскую формулу, которая говорит о соединении во Христе Божеского и человеческого. Он звучит так: неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно – соединяется божеское и человеческое. Точно также без тотального детерменизма в Православии понимается суть отношений между государством и церковью. Они соединены неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Они не являются чем-то одним. Для церкви плохо быть частью государственного аппарата. Для церкви плохо иметь в руках меч кесаря. Для церкви плохо обладать силой принуждения к вере. Но церковь и государство, созданное православными христианами – не чуждые друг другу. Государству плохо быть полностью отстраненным от смыслов, связанных с общественным измерением религиозности. Для православной модели всегда была свойственна идея симфонии – согласия и сотрудничества церкви и государства. Это предлагает общие дела и общий дух. Сейчас православный христианин живет категориями единства церкви, народа и власти. Нет тотальной иноприродности. Для православной модели характерно представление о сильной, центральной и персонифицированной власти. Это образ царствия Божия на земле – и иерархичной, и централизованной системы. Таково православное мироощущение. Насколько оно выразится в тех или иных категориях права и политики – поживем, увидим. Православные способны жить в мире с верующими других конфессий и с неверующими людьми.

Епископ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОН:

В России очень много тех, кто живет за гранью нищеты, кто тяжело болеет, кто одинок и стар. Много детей, лишенных родительской ласки и заботы. О чем нас будет Бог спрашивать на Страшном Суде? Как говорил Господь в Евангелии: накормил ли ты голодного? Помог ли больному? Посетил ли узника? Сейчас все умеют говорить красивые слова. Но о нас судят по делам. Главная задача христианина – быть милосердным. У нас в стране работает служба "Милосердия". В нее входят детские дома, больницы, богадельни, приюты для одиноких мам и беременных женщин. У нас работает служба помощи бездомным. Благодаря ее деятельности сократилось число погибших бездомных людей. Государство не очень поддерживает церковные социальные проекты. Мы существуем на пожертвования.

Наиля ЗИГАНШИНА, председатель общественной организации "Союз мусульманок России":

Я горжусь, что живу в России. Мы, мусульмане, тоже стараемся приносить пользу обществу. Мы не разделяем людей по национальному и конфессиональному признаку. Исламские организации тоже работают с инвалидами, стариками, алкоголиками, одинокими матерями. При мечетях создаются реабилитационные центры. Нам нужно с уважением относится к старикам, как это делают на Кавказе. Сегодня, увы, дети находят тысячи причин, чтобы не заботится о своих старых и больных родителях. Надо вести пропаганду, чтобы люди заботились о немощных стариках.

По итогам работы была принята резолюция: "Участники московского форума "Религия и мир" выражают благодарность правительству Москвы и призывают сделать форум ежегодной экспертной площадкой с широким представительством экспертов, научного сообщества и религиозных объединений".

Также собравшиеся определили ряд базовых принципов, на которых, по их мнению, должно строиться партнерство религиозных общин и государства. Среди них – объединение усилий в отстаивании традиционных семейных ценностей, содействие утверждению в российском обществе "духа миролюбия", веротерпимости и готовности служить ближнему, поиск форм господдержки социального служения религиозных объединений.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Протоиерей Всеволод Чаплин

Владимир Легойда

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Епископ Пантелеимон (Шатов)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты