Ольга Кирьянова Спасение в мегаполисе Источник: Православная Москва С
руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям
архиепископом Егорьевским МАРКОМ, викарием Северо-Западного и Северного
викариатств Москвы беседует Ольга Кирьянова. Вы являетесь помощником Святейшего Патриарха как правящего
архиепископа Москвы в Северо-Западном и Северном викариатстве, поэтому хорошо
знаете современную повседневную жизнь этой части православной Москвы. Как бы Вы
могли ее охарактеризовать? Церковная жизнь приобретает отчетливую динамику и
определенный вектор развития. Я служу в Москве с 2000 года, когда приехал сюда
после несения послушания в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Раньше все в
Москве, в основном, "варились в своем соку". Конечно же, звучали
требования активизировать церковную жизнь, но на местах каждый это делал по
своему собственному усмотрению. Сейчас Святейший Патриарх Кирилл постоянно
ставит новые задачи и настаивает на ускорении их реализации. Мы, в свою
очередь, стремимся к тому, чтобы жизнь церковная на практике служила реализации
стратегических замыслов Священноначалия. Это касается, например, строительства
храмов. Совсем недавно в Митино фактически за год был построен первый храм,
заложенный уже в рамках реализации новой столичной программы храмоздательства.
Новые церковные здания Москвы, которые ранее были освящены в рамках программы,
закладывались до ее старта, а наш стал первым, обязанным своим появлением
именно Программе-200. На территории викариатств строятся и другие храмы.
Святейший Патриарх уделяет этому большое внимание, и мы стараемся эту тему
держать на особом контроле. Храмоздательство является предметом нашего
интенсивного соработничества с городскими властями. Ведется обширная
деятельность на приходах, да и само количество приходских мероприятий постоянно
растет. Только в одном из наших храмов в неделю происходит более десятка
разного рода событий: занятия в воскресной школе и в кружках греческого и
церковнославянского языка, кружок молодых мам, молодежные встречи. В Троицком
храме в Хорошеве уже не первый год проводятся курсы для подготовки сестер
милосердия. Все это лишь малая часть той работы, что идет при храмах. Даже в
90-е годы представить себе такую интенсивность работы было немыслимо. Богатство
и многообразие церковной жизни сейчас удивительны. Жаль, не всегда она
адекватно представлена в СМИ и люди порой не знают об этом. В Северо-Западном
викариатстве недавно создана православная школа "Спас". Она пока
состоит лишь из начальных классов. Совсем недавно получена лицензия на
образовательную деятельность. Главное дети здесь находятся в здоровой среде.
К сожалению, следует признать, что в общеобразовательных школах нравственная
атмосфера ухудшается. Мне рассказали, что в одной (считающейся продвинутой)
московской школе, в которую в свое время даже приезжал Д. Медведев, раньше
после выпускных вечеров собирали в туалетах бутылки из-под спиртного, а сейчас
шприцы и презервативы. Поэтому создание православных школ это важная тема. Святейший Патриарх говорит, что епископ призван на своей
канонической территории быть не только церковным администратором, но и
пастырем. В чем Вы видите специфику пастырского служения в мегаполисе? На что
нужно обращать особое внимание? Специфика пастырского служения в мегаполисе это, прежде
всего, готовность к динамичной жизни. Жизнь большого города кардинально
отличается от жизни в деревне. Однажды два священника приехали из Москвы в
Смоленск, вышли погулять и вдруг поймали себя на мысли, что идут по улице в два
раза быстрее, чем смоляне. Это красноречивый показатель того, что человек,
который живет в мегаполисе, привыкает к ускоренному темпу жизни. Священнику в
городе нужно подстраиваться под ритм окружающих людей, потому что они очень
заняты, принимать во внимание их возможности. Важно уметь общаться и с людьми
грамотными, интеллигентными и с простыми, и с коренными жителями и с приезжими.
Нужно говорить с каждым человеком на понятном ему языке, работать не только с
теми людьми, которые регулярно посещают храм, но вообще со всеми, заходящими в
церковную ограду. Но самое главное, чтобы человек был настоящим пастырем, чтобы
его глаза светились добротой, чтобы люди к нему тянулись. В противном случае,
даже если священник будет архидинамичным, образованным, но более похожим на
менеджера люди не пойдут к нему. Среди новых храмов, строительство которых предполагается в
Северном и Северо-Западном викариатствах, храм преподобного Сергия Радонежского
на Ходынском поле, вокруг которого сложилась непростая ситуация. Какова она сейчас?
Вопрос находится в стадии решения. Если раньше приходилось
сталкиваться с откровенным нежеланием застройщиков Ходынского поля вообще
учитывать мнение верующих, то после того, как православные люди публично
выступили и устроили стояние, на которое собралось около полутора тысяч
человек, власти (в частности главный архитектор города) поняли, наконец, что
это не какая-то жалкая кучка людей, а настоящая, реальная православная община,
что люди действительно хотят появления этого храма. И сейчас, как я понимаю,
власти Москвы готовы к сотрудничеству с Церковью в решении проблемы. Не раз приходилось слышать, что пикеты и митинги это не тот
путь, которым православные христиане должны добиваться правды. Нужно только
молиться, и Господь сам все управит. Вы согласны? Нет. Я не согласен. Современный мир это мир демократии, где
существуют определенные методы народного волеизъявления, в том числе через
митинги и через стояния. Мы говорили о дискриминационном отношении к
православным школам. Вот вышли бы тысяч двести родителей с детьми на
какую-нибудь площадь и сказали бы: "Дайте православным школам такие же
права, какие имеют этнические школы!". Думаю, что мы сейчас не побирались
бы в органах образования, не сталкивались бы там с такими унижениями. Общество
должно видеть православных людей сплоченными и активными, готовыми к отстаиванию
своих прав. Если вы не хотите сами участвовать в решении вопроса с введением
курса ОПК, хорошо, значит, тогда пусть ваши дети ходят в те школы, где после
выпускного из уборных выгребают шприцы и презервативы. Во многих вполне
цивилизованных странах вопрос решается иначе: в Австрии, например, есть и
христианские, и мусульманские школы. Если религиозная организация устраивает
школу, то финансирование преподавателей идет целиком за счет государства.
Стопроцентное финансирование. Подобная система действует и в Англии, и в
Канаде, и во многих странах. У нас в России получается, что самая
дискриминируемая это православная школа. С одной стороны, казалось бы, людям
эти школы нужны, а с другой никто не стремится об этом гласно заявлять. Надо
отстаивать свою позицию, в том числе с помощью принятых в демократическом
обществе способов.
|