Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_103331.html


09 января 2014

Ольга Кирьянова

Спасение в мегаполисе

Источник: http://www.onlinegazeta.info/moskow/moskva_gazeta_pravoslavnaya_moskva_online.htm Православная Москва

С руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским МАРКОМ, викарием Северо-Западного и Северного викариатств Москвы беседует Ольга Кирьянова.

– Вы являетесь помощником Святейшего Патриарха как правящего архиепископа Москвы в Северо-Западном и Северном викариатстве, поэтому хорошо знаете современную повседневную жизнь этой части православной Москвы. Как бы Вы могли ее охарактеризовать?

– Церковная жизнь приобретает отчетливую динамику и определенный вектор развития. Я служу в Москве с 2000 года, когда приехал сюда после несения послушания в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Раньше все в Москве, в основном, "варились в своем соку". Конечно же, звучали требования активизировать церковную жизнь, но на местах каждый это делал по своему собственному усмотрению. Сейчас Святейший Патриарх Кирилл постоянно ставит новые задачи и настаивает на ускорении их реализации. Мы, в свою очередь, стремимся к тому, чтобы жизнь церковная на практике служила реализации стратегических замыслов Священноначалия. Это касается, например, строительства храмов. Совсем недавно в Митино фактически за год был построен первый храм, заложенный уже в рамках реализации новой столичной программы храмоздательства. Новые церковные здания Москвы, которые ранее были освящены в рамках программы, закладывались до ее старта, а наш стал первым, обязанным своим появлением именно Программе-200. На территории викариатств строятся и другие храмы. Святейший Патриарх уделяет этому большое внимание, и мы стараемся эту тему держать на особом контроле. Храмоздательство является предметом нашего интенсивного соработничества с городскими властями. Ведется обширная деятельность на приходах, да и само количество приходских мероприятий постоянно растет. Только в одном из наших храмов в неделю происходит более десятка разного рода событий: занятия в воскресной школе и в кружках греческого и церковнославянского языка, кружок молодых мам, молодежные встречи. В Троицком храме в Хорошеве уже не первый год проводятся курсы для подготовки сестер милосердия. Все это лишь малая часть той работы, что идет при храмах. Даже в 90-е годы представить себе такую интенсивность работы было немыслимо. Богатство и многообразие церковной жизни сейчас удивительны. Жаль, не всегда она адекватно представлена в СМИ и люди порой не знают об этом. В Северо-Западном викариатстве недавно создана православная школа "Спас". Она пока состоит лишь из начальных классов. Совсем недавно получена лицензия на образовательную деятельность. Главное – дети здесь находятся в здоровой среде. К сожалению, следует признать, что в общеобразовательных школах нравственная атмосфера ухудшается. Мне рассказали, что в одной (считающейся продвинутой) московской школе, в которую в свое время даже приезжал Д. Медведев, раньше после выпускных вечеров собирали в туалетах бутылки из-под спиртного, а сейчас – шприцы и презервативы. Поэтому создание православных школ – это важная тема.

– Святейший Патриарх говорит, что епископ призван на своей канонической территории быть не только церковным администратором, но и пастырем. В чем Вы видите специфику пастырского служения в мегаполисе? На что нужно обращать особое внимание?

– Специфика пастырского служения в мегаполисе – это, прежде всего, готовность к динамичной жизни. Жизнь большого города кардинально отличается от жизни в деревне. Однажды два священника приехали из Москвы в Смоленск, вышли погулять и вдруг поймали себя на мысли, что идут по улице в два раза быстрее, чем смоляне. Это красноречивый показатель того, что человек, который живет в мегаполисе, привыкает к ускоренному темпу жизни. Священнику в городе нужно подстраиваться под ритм окружающих людей, потому что они очень заняты, принимать во внимание их возможности. Важно уметь общаться и с людьми грамотными, интеллигентными и с простыми, и с коренными жителями и с приезжими. Нужно говорить с каждым человеком на понятном ему языке, работать не только с теми людьми, которые регулярно посещают храм, но вообще со всеми, заходящими в церковную ограду. Но самое главное, чтобы человек был настоящим пастырем, чтобы его глаза светились добротой, чтобы люди к нему тянулись. В противном случае, даже если священник будет архидинамичным, образованным, но более похожим на менеджера – люди не пойдут к нему.

– Среди новых храмов, строительство которых предполагается в Северном и Северо-Западном викариатствах, храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, вокруг которого сложилась непростая ситуация. Какова она сейчас?

– Вопрос находится в стадии решения. Если раньше приходилось сталкиваться с откровенным нежеланием застройщиков Ходынского поля вообще учитывать мнение верующих, то после того, как православные люди публично выступили и устроили стояние, на которое собралось около полутора тысяч человек, власти (в частности – главный архитектор города) поняли, наконец, что это не какая-то жалкая кучка людей, а настоящая, реальная православная община, что люди действительно хотят появления этого храма. И сейчас, как я понимаю, власти Москвы готовы к сотрудничеству с Церковью в решении проблемы.

– Не раз приходилось слышать, что пикеты и митинги – это не тот путь, которым православные христиане должны добиваться правды. Нужно только молиться, и Господь сам все управит. Вы согласны?

– Нет. Я не согласен. Современный мир – это мир демократии, где существуют определенные методы народного волеизъявления, в том числе через митинги и через стояния. Мы говорили о дискриминационном отношении к православным школам. Вот вышли бы тысяч двести родителей с детьми на какую-нибудь площадь и сказали бы: "Дайте православным школам такие же права, какие имеют этнические школы!". Думаю, что мы сейчас не побирались бы в органах образования, не сталкивались бы там с такими унижениями. Общество должно видеть православных людей сплоченными и активными, готовыми к отстаиванию своих прав. Если вы не хотите сами участвовать в решении вопроса с введением курса ОПК, хорошо, значит, тогда пусть ваши дети ходят в те школы, где после выпускного из уборных выгребают шприцы и презервативы. Во многих вполне цивилизованных странах вопрос решается иначе: в Австрии, например, есть и христианские, и мусульманские школы. Если религиозная организация устраивает школу, то финансирование преподавателей идет целиком за счет государства. Стопроцентное финансирование. Подобная система действует и в Англии, и в Канаде, и во многих странах. У нас в России получается, что самая дискриминируемая – это православная школа. С одной стороны, казалось бы, людям эти школы нужны, а с другой – никто не стремится об этом гласно заявлять. Надо отстаивать свою позицию, в том числе с помощью принятых в демократическом обществе способов.

РЕКЛАМА