Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_103438.html


22 января 2014

Сергей Худиев

О выборе христианина

Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/67767.htm Православие.Ru

Недавние репортажи из Киева – охваченные пламенем люди, кровь и увечья, камни и гранаты – производят особенно горестное впечатление на фоне того, что все это совершается в Великий праздник Крещения Господня. Кто-то идет драться с "Беркутом", кто-то идет молиться в храм – и это ставит нас перед такой реальностью как конфликт лояльностей. Конфликт лояльностей – это неприятная ситуация, в которую может попасть, например, иммигрант. Он переехал в другую страну, оброс там дружбами, связями, обязательствами, и вот между его новой и старой родиной возникает конфликт, который вынуждает его разрываться между новыми и старыми преданностями.

Христиане часто оказываются в таком положении, потому что мы – люди с двойным подданством. Мы принадлежим Царству Божию, наш Царь, Судия и Законодатель – Господь наш Иисус Христос. Наши сограждане – другие члены Церкви, которые вместе с нами исповедуют драгоценную и спасительную веру в Господа. Наши законы – Святое Евангелие.

В то же время, мы живем в тех или иных гражданских обществах, нередко охваченных конфликтами как между собою, так и внутри себя. Каждая из сторон в конфликте претендует на нашу преданность и настойчиво требует, чтобы мы поклялись ей в верности.

Это вновь и вновь ставит христианина перед выбором – какая преданность и какая идентичность для меня важнее? Кому я принадлежу – Господу или тем или иным политическим вождям? Кто мне прежде всего свои: братья по вере или товарищи по борьбе? Чему я буду повиноваться – движению той или иной толпы или заповедям Божиим?

Конечно, такой конфликт может и не возникнуть: христианин может занимать ту или иную политическую позицию, исходя из своих соображений о том, что лучше всего соответствует общему благу. Лично я, скорее, евроскептик. Как и многие жители стран, уже входящих в Евросоюз.

Я не сомневаюсь в европейской идентичности Украины (как и России). Я сомневаюсь в европейской идентичности Евросоюза. Но это мое мнение, никоим образом не часть Божественного Откровения, другие христиане могут думать иначе. А есть то, что частью Откровения несомненно является. Это заповедь "не убий". А также запрет на ненависть, как пишет Апостол: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1Иоан.3:15).

Кидаться в "беркутовцев" камнями или тем более "коктейлями Молотова" – значит явно и грубо нарушать заповедь "не убий", которая воспрещает нам покушаться на жизнь и здоровье нашего ближнего и на наше собственное. Тот парень, который, как сообщается, подхватил светошумовую гранату, чтобы кинуть ее обратно в "беркутовцев", и остался без руки, на всю оставшуюся жизнь стал калекой. Зачем? Ради чего? Сами "беркутовцы" – по крайней мере, люди подневольные, исполняющие приказы. А камнями-то кидаться кто неволит?

Но самые страшные раны – это раны, которые люди наносят своим душам. Ненависть лишает разума очень быстро: еще недавно, если бы мы сказали некоторым людям, что они будут одобрять попытки поджечь человека живьем, они бы не поверили.

На днях, когда по интернету прошло видео с "беркутовцем", подожженным "коктейлем Молотова", те же люди только кричали и подзуживали: велики, мол, злодеяния режима, вперед на баррикады, преступления "беркутовцев" (которые, однако, жечь никого не жгли) полностью оправдывают такое с ними обращение. С другой стороны слышны аналогичные по накалу призывы "усмирить бандеровцев свинцом"...

Ненависть всегда оправдывает себя реальными или предполагаемыми преступлениями врагов, зверство – ссылками на зверства противника. И тут христианин, верящий в бессмертную душу, которую можно спасти или погубить, смотрит на вещи совершенно иначе. Если "они" своими грехами губят свои души, значит ли это, что я должен погубить свою? Если "они" нарушают заповеди Божии, значит ли это, что я должен их нарушать? Если "они" предаются ненависти и насилию, значит ли это, что и я должен им предаться? Должен ли я вообще участвовать в этом забеге в ад наперегонки? И главное: кому должен?

Массовые выступления – это настолько сильный эмоциональный и психологический водоворот, что сравнение с опьянением от вина оказывается слишком слабым. Яростное вино революции кружит голову так, как не кружит ее ни один наркотик, а потом человек приходит в себя и обнаруживает, что он на всю оставшуюся жизнь остался изувечен или изувечил своего ближнего.

И тут особенно грустно видеть некоторых христиан, даже священнослужителей, которые ищут этого вина, а не утешения Святого Духа. Они выбрали не ту сторону (речь не о стороне Януковича или его противников). Они выбрали сторону мира сего с его бесконечной ложью и злобой против Царства Божия. Нам не сказано, что блаженны те, кто предается злобе и ненависти под тем или другим знаменем – нам сказано, что блаженны миротворцы.

И Украинская православная церковь занимает тут позицию, единственно уместную для верных христиан. Как сказал в своем обращении митрополит Киевский Владимир, "мы осуждаем акты насилия и жестокости, совершенные как против мирных участников общественных акций и журналистов, так и против правоохранителей, которые исполняли обязанности в соответствии с присягой... Призываем весь народ Украины, независимо от политических убеждений, быть мудрым и ответственным, воздерживаться от насильственных и противоправных действий и не поддаваться на провокации".

Пример того, что значит быть христианином, показали в эти дни монахи Киево-Печерской лавры отец Гавриил, отец Мелхиседек и отец Ефрем. Они стали на уже печально знаменитой улице Грушевского в Киеве между митингующими и "Беркутом" и на какое-то время прекратили противостояние. Они не заняли ни одну из сторон, но остались на стороне Христа. Как в далеком двенадцатом веке сказал князьям киевский митрополит Никифор, "мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития".

РЕКЛАМА