поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 февраля 2014  распечатать

"Есть, наверное, проблема, связанная с тем, что Кураев в университете выступает как бы от имени христианства, в то время как всё-таки он уже часто говорит вещи, которые христианством не являются".

Источник: Русская Служба Новостей

В.ЧАПЛИН: Он стремительно уходит от православия, от христианства таким, каким его знает Священное писание и Священное предание. Шанс возвратиться, конечно, есть. Но для этого ему нужно многое пересмотреть и в собственной жизни и в собственной позиции.

И.ПЕРЕСЕДОВ: И с нами на связи протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата. Здравствуйте, Всеволод.

М.АНДРЕЕВА: Здравствуйте.

В.ЧАПЛИН: Добрый вечер. Всех сердечно приветствую. Здравствуйте.

И.ПЕРЕСЕДОВ: Отец Всеволод, вокруг имени Кураева скандал уже некоторое время продолжается. Но, по-моему, впервые он выступил, если можно так сказать, против патриарха. Что ему за это грозит?

В.ЧАПЛИН: Я думаю, что ничего удивительного в этом нет. По сути того, что он сказал, я всем советовал судить о деятельности святейшего патриарха не по слухам, а по тому, что он официально говорит в проповеди и в своих публичных выступлениях, и по тем официальным действиям, которые он предпринимает. Вот о том разговоре, на который якобы ссылается Кураев, мне ничего не известно. Был ли он, я не знаю. Скорее всего, нет. При этом надо еще вот что иметь в виду: если Андрей Кураев преподает в университете, упоминая, что он является священнослужителем, и значит, как бы говорит от имени христианства, ему нужно все-таки помнить о том, что христианство – это не только личная позиция, это соотнесение своей позиции с тем, что написано в Священном писании, в Священном придании церкви, с тем, как думает и говорит вся церковь. Если кто-то считает, что святыни можно не почитать – это не христианство, если кто-то считает, что церковь и государство обязательно должны противостоять – это не христианство. Если кто-то считает, что он один умнее всей церкви и более истинен, чем вся церковь – это не христианство по определению. Поэтому есть, наверное, проблема, связанная с тем, что Кураев в университете выступает как бы от имени христианства, в то время как все-таки он уже, скорее всего, часто говорит вещи, которые христианством не являются. И поэтому как-то его соответствующим образом, по крайней мере, позиционируем как человека, который является философом, но не имеет отношения к тому христианству, какое мы знаем как православные люди.

М.АНДРЕЕВА: Отец Всеволод, а вы с ним лично не общались последнее время?

В.ЧАПЛИН: Давно нет. Вы знаете, как-то особого желания нет, и нет повода. Я ему все сказал, и считаю, что у него есть два пути: это измениться, считать другим человеком через покаяние, через соотнесение своей жизни и своих слов с тем, как думает, дышит и говорит, действует Церковь. А второй путь, он, по-моему, по нему идет – это замкнуться в узком кругу своих последователей, частью какой-то группы, которая отлична от православия, отлична от Евангельского, истинного христианства, которое православная церковь исповедует.

И.ПЕРЕСЕДОВ: Но все же, даже после тех слов, тех рекомендаций, которые вы ему дали, вот Кураев заявляет о том, что патриарх лично пытается как-то негативно повлиять на его судьбу. Хотя я могу сказать, что мы сегодня связывались с деканом философского факультета, на котором преподает отец Андрей, он сказал, что никаких предпосылок для того, чтобы Кураев перестал там работать, он не видит, и уверен, что как минимум до конца учебного года работает по контракту абсолютно спокойно. Но я просто еще раз процитирую слова, которые сейчас все еще висят в блоге Андрея Кураева. Он утверждает, что подобного рода разговор был. Он говорит: "Сама возможность разговора означает, что в наших церковных руководителях, – имея в виду патриарха в том числе, – так и не сформировалась культура самостоятельного внутреннего ограничения, самоограничения своей власти". В данном случае, эти оценочные слова высказаны в адрес патриарха. Могут рассматриваться церковным судом или какой-то комиссией, как основание, не знаю, для низвержения Кураева из сана или что-то подобного?

В.ЧАПЛИН: Я не знаю. Если кто-то по этому поводу подаст заявление в церковный суд, оно, конечно, может рассматриваться. Но я не ожидаю, что большое количество людей будет это делать. Мне кажется, в этом случае Кураев просто пытается обратить внимание к собственной личности, которое за последние несколько дней, может быть недель, ослабло. И, по сути, он пытается этим восполнить очень важный принцип: в церкви нет демократии. В церкви полнотой власти обладает не епископ. Точно также, как в царствие Божии полнотой власти обладает Бог. Там нет демократии, там нет партий, там нет плюрализма. И, собственно, в церкви всегда было и всегда будет так. Если церковь вдруг окажется зависимой от интернет-кампаний, от демократических процедур, это будет не церковь. Это будет церковь Антихриста, ложная церковь. И вот в этом плане пафос господина Кураева все более похож на протестантский пафос, на пафос обновленчества. То есть на попытку поставить церковь в зависимость от публичных процедур, от кампаний, от политтехнологий. Если церковь будет именно такой, это будет, как я уже сказал, анти-церковь.

И.ПЕРЕСЕДОВ: Я правильно понимаю, что в ваших глазах Кураев сейчас не является православным и не является христианином?

В.ЧАПЛИН: Он стремительно уходит от православия, от христианства таким, каким его знает Священное писание и Священное предание. Шанс возвратиться, конечно, есть. Но для этого ему нужно многое пересмотреть и в собственной жизни и в собственной позиции.

И.ПЕРЕСЕДОВ: Спасибо.

В.ЧАПЛИН: Спасибо. Всего доброго.

М.АНДРЕЕВА: Спасибо большое. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата был с нами на связи.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Протоиерей Всеволод Чаплин

Протодьякон Андрей Кураев

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

05.06.2020

Улица протопопа Аввакума появится в центре Казани

В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в "ПЦУ"

04.06.2020

РПЦ: в Москве увеличилось число запросов на помощь в службу "Милосердие"

Более 40 участков в новой Москве отведены под строительство храмов

Новый вариант антиэкстремистской стратегии открывает дополнительные возможности для религиозных вузов – религиовед

Храмы Северной столицы открываются для прихожан с 5 июня

В Винницкой области рейдеры из "ПЦУ" повесили замки на храм, в котором молились прихожане

03.06.2020

Состоялся cобор Эстонской Православной Церкви Московского патриархата

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

10.05.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Димитрий Сазонов
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией

09.05.2020

Журнал "Международная жизнь":
Протест католических епископов и ученых

05.05.2020

ПЕRЕВОДИКА:
Ален де Бенуа
Коронакризис – это не конец света, это конец целого мира

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты