Светлана Галанинская, Евгений Белжеларский "Когда-нибудь мы будем дома..." С 16 по 23
февраля в Москве состоялся 16-й фестиваль Содружества поющих рок-поэтов
"Даждь". В этом году он проходил на трех замечательных площадках: в
культурном центре "Гармония, в клубе Арт'Эриа" (крипт храма Святителя
Николая на Трех Горах, давно зарекомендовавший себя как один из неформальных
культурных центров) и в книжном магазине "Гиперион".
| Юлия Теуникова |
16-й Фестиваль содружества
поющих рок-поэтов "Даждь", совсем не юбилейный, но от того не менее
чудесный. Название нынешней "главе" организаторы Дмитрий и Анна Студеные
выбрали многозначительное "Зеркала". Для людей, интересующихся
российской рок-культурой со времен советского андеграунда, оно говорит со
многом. Тут и рок-самиздатовское "Зеркало", и группа "Зеркало
мира", и одноименная песня, и не менее известная "Комната, лишенная
зеркал"... Если кто-то думает, что это полный список ассоциаций, он
наивный человек.
| Константин Золотарев |
Очевидно, что участники и
организаторы не занимаются специально выуживанием из прошлого ВСЕХ греющих душу
аллюзий. Но это даже хорошо: ведь спонтанная перекличка лучше придуманной. Как
известно, в этом мире случайностей нет.
Что касается эпиграфа к
фестивалю, то в в прошлом году им стала цитата из Ивана Ильина, а теперь
фестиваль предваряют слова рок-классиков : "Поэт умывает слова, возводя их
в приметы, подняв свои полные ведра внимательных глаз" (Александр
Башлачев) и "Голос Поэта снова зовет вас заглянуть в зеркало мира"
(Константин Никольский).
| Елена Анпилогова |
У "Даждя"
серьезный возраст. И хотя сегодня он, как всякое явление живого творчества,
обречен жить на культурных руинах, процессы роста все-таки идут своим чередом.
По духу, традициям,
интонациям фестиваль наследует скорее 80-м, чем 90-м и "нулевым". И
это правильно. Ведь, как известно, в поэзии преемственность и влияние чаще
прослеживаются в "шахматном" порядке через поколение. А тот факт,
что Даждь-содружество явление именно поэтического рока, с уклоном в
бардовскую и фолк-традицию, не вызывает сомнений.
| Мария Фроловская |
Впрочем, фестивальный
формат, да простит нам читатель это неприличное слово, не стоит на месте.
Обычно ведь участники подбираются по формальному признаку те, кто играет рок-музыку. В данном же случае
критерии иные содержательные. На афише
и билетах стоит девиз "Даждь-содружества", по-своему очень
обязывающий: "Для тех, кто выбирает Живой Свет". Основатель Содружества и организатор
фестиваля Дмитрий Студеный условием участия считает отсутствие в песнях
"чернухи" и нецензурной лексики. Условие выполнимое. А также разумное
и достаточное.
| Тимофей Яровиков |
Как здесь не вспомнить
Блаженного Августина, слова которого тоже прекрасно подошли бы в качестве девиза: "В главном единомыслие, во
второстепенном свобода, во всем любовь".
Почему именно так?
Дело в том, что хотя
большинство участников концертов воцерковленные православные люди, путь на
Даждь-сцену не закрыт всем, чье творчество не идет вразрез с христианскими
принципами. Здесь есть католики, баптисты и даже изредка попадаются люди иных
вероисповеданий.
Уникальность фестиваля еще
и в том, что он объединяет несколько поколений. Возраст участников от 20 с
небольшим до 50. Зрителей от детсадовцев до пенсионеров. Но не нами сказано,
что люди делятся на поколения не по вертикали, а по горизонтали.
| Анна Псурцева |
Безусловное достижение
фестиваля его уникальная атмосфера. Какая-то в хорошем смысле не от века сего,
а местами даже и не от мира. С какой-то почти семейной теплотой. Почти все участники знакомы друг с другом, а
у зрителей всегда есть возможность подойти к музыкантам, поблагодарить и задать
вопросы. Именно на "Дажде"
впервые засветились те, кто сегодня уже очень известен: например, Алексей
Вдовин, Павел Федосов, Елена Анпилогова.
Новые открытия случаются
каждый год. И на этот раз мы услышали и увидели таких замечательных музыкантов.
Например, Константина Золотарева, не похожего абсолютно ни на кого на
современной рок и бард-сцене. Со сказовой манерой и дивным инструментом о двух
грифах и расширенной деке: полугитарой-полугуслями. Его
социально-фольклорно-православные распевы балансируют на грани светлого
юродства. Которое является абсолютным антиподом тотального маскарада
"постмодернистской относительности". Образ реки-времени, с другого
берега которой зовут лирического героя умершие предки, действует гипнотически и
заставляет задавать правильные вопросы.
Тимофей Яровиков, лидер
группы "Сердце дурака" из Белоруссии, также запомнился многим. "Немосковским духом
повеяло", сказал после его выступления организатор Дмитрий Студеный.
Есть в этой музыке рок-н-ролльная бескомпромиссность, которой в Москве нынче
побаиваются или считают устаревшей. Слышны в ней и традиционные для нативного
рока темы пути-дороги (когда "кормят ноты и ноги"), музыкантского
братства. Часть публики, выросшая на музыке раннего "Аквариума",
ощутимо вздрогнула при звуках гитары и губной гармошки Тимофея.
Елена Анпилогова, играющая
на "Даждь" событиях, с 2000-го года, в очередной раз порадоваля
своей яркой и проникновенной лирикой. Ее лирическая героиня маленький человек
в жерновах современной постхристианской цивилизации. Хрупкая, искренняя,
выбирающая в качестве стратегии выживания всемирную отзывчивость, детскую
непосредственность и житейскую мудрость. Редчайший для нашего времени исконно
христианский тип. Это дорогого стоит.
Удивительно взрывным и
мощным оказалось выступление Марии Фроловской ("Травы ветра"). Есть такое ощущение
внутренней свободы, которое дает только истинная вера. И тогда весь мир
расстилается скатертью: "Садись на любой автобус, сойди на любом вокзале,
когда-нибудь мы будем дома!"
Дебютантка большой сцены
фестиваля Анна Псурцева филолог-переводчик из Мосвы, самая молодая участница,
запомнилась. пожалуй, прежде всего студентам и школьникам. Это совершенно иная
эстетика, граничащая с постмодерном: "Ведь если мы умрем, то только
понарошку, от тоски или от смеха, еще неизвестно". Отсюда и вольное
интонирование стихов Юнны Мориц, и экспрессивная образность (елочная гирлянда,
похожая на терновый венец), и некоторое недоверие слушателя, возникающее в
ответ на пожелание нуворишам: чтобы "камни небесные разбили ваши
особняки". Но сет Анны закончился словами "Бросить все и уйти за
Тобой". И это ко многому обязывает.
Особо хочется отметить тех,
кто играет на "Даждь"-фестивалях с конца 90-х и до сих пор. Это
Александр Логунов, Юлия Теуникова, Сергей Канунников и многие другие. Их
замечательные сеты оказались для остальных участников своеобразными
мастер-классами. И если творчество многих участников вполне можно считать
частью некоторой субкультуры, то песни Юлии Теуниковой, например, уже давно
являются примером ярчайшего индивидуального
стиля и высокого профессионализма в современной музыке. И новая пронзительная
песня Теуниковой "Время ожидания", заставившая разномастную публику
просто замереть до последнего аккорда, очередное тому подтверждение. Грустно
только, что музыканты такого уровня,
потенциально способные собрать и "пробить" любой зал, играли
на "Дажде" перед сравнительно небольшой аудиторией.
Вообще камерность фестиваля
можно считать одновременно его плюсом и минусом. Организаторам можно пожелать
лишь побыстрее преодолеть некоторую закрытость и более активно воздействовать
на культурную повестку. А реальным и потенциальным зрителям не пропустить
следующий "Даждь"-сезон. Источник:
|