Алексей Сидельников Ofensor fidei (размышления об искушенных ругателях) Источник: Русская народная линия О том, что от ума бывает не только благо, но и горе, мы все знаем давно спасибо Александру Сергеевичу Грибоедову. Впрочем, современность внесла определенные коррективы в старую истину: от либерального ума бывают ныне и хамство, и оскорбления, и презрительное отношение к верующим (за которым по смердяковской логике почти неизбежно следует презрение к любому соотечественнику, а потом и к человеку вообще). Появилось новое явление этакий "образованный ругатель", то есть блестящий интеллектуал, направляющий собственную эрудицию не на просвещение малых сих, а на то, чтобы побольнее пнуть предметы своего изучения. Так библеист Андрей Десницкий язвит и злословит библейскими цитатами "православный культурно-цивилизационный код" России, в котором, по его искушенному мнению, "православного-то и нет ничего". А историк все того же государства Российского Андрей Зубов называет убийцу и ненавистника России Степана Бандеру "уважаемым мной Степаном Андреевичем" и "последовательным рыцарем".
Ofensor fidei
О том, что знание без веры и любви мертво, сказано много столетий назад. Современность опять же внесла коррективы и в эту формулу. Веры теперь требовать нельзя, но можно требовать элементарной "светской этики" ученого и преподавателя: если не любви, то хотя бы уважения к предмету изучения, в случае гуманитарных дисциплин к человеку. Ведь и Церковь, и история это люди. Человеческие существа или ныне живущие, или продолжившиеся через своих потомков, воспитанников, учеников. В каждом из отдавших душу (а порой и жизнь) за други своя и в Церкви, и в светской истории в каждом из таких людей Христос. А потому когда профессор Зубов на Валдайском клубе говорит, что драма со сносом памятника выбившим нацистов из Таллинна советским солдатам "не стоит и выеденного яйца", он богохульствует. Когда же библеист Десницкий на сайте gazeta.ru ничтоже сумняшеся пишет об использовании "кремлевскими пропагандистами" "тезисов патриарха и его команды" и смеется над тем, как украинские пограничники не пустили в свою горящую страну владыку Илариона (Алфеева), "отыгравшись на митрополите", он не просто злословит, он фарисействует. Фарисеи ведь тоже в свое время слыли неплохими библеистами не хуже консультанта Института переводов Библии Андрея Десницкого.
И уж для совсем юного библеиста задача догадаться, кому уподобляется Десницкий, присуждая Путину за осуждение Pussy Riot насмешки ради британский титул defensor fidei ("защитник веры", титул британских монархов). Сам того не замечая, Десницкий превращается при этом в нечто противоположное защитнику веры в этакого ofensor fidei (хулителя веры).
Избави Бог от ваших винегретов
Когда-то Набоков назвал псевдогуманные писания Ленина о строимом им обществе будущего "кувшином человеческой доброты с дохлой крысой на дне". Так и здесь из губки профессорского всезнания от г-на Десницкого пролился все тот же набивший оскомину уксус сравнений Путина то ли со Сталиным, то ли с российскими императорами. Когда читаешь у Десницкого на том же сайте gazeta.ru про "евразийско-имперско-советско-православный винегрет" сегодняшней российской идеологии, хочется вспомнить знаменитое: "Ты сказал!" (В духе искушенного в иврите и греческом автора хочется ему напомнить, что vinaigre по-французски как раз и значит уксус.) Смоченный уксусом язвительности винегрет это скорее образ существующей в голове г-на Десницкого мифологемы, чем отражение современной российской духовной реальности. Ведь, как он сам учил в апреле своих слушателей в возглавлявшейся до недавнего времени активистом "Правого сектора" Киево-Могилянской академии, "миф это попытка взять факт и положить на существующую у меня в голове ментальную карту, со всеми ее симпатиями и антипатиями".
Существующая в головах "искушенных ругателей" ментальная карта удручающе однообразна. К любой конфессии или церкви, к любой государственной идеологии, существующей к западу, югу или северу от Смоленска и Бреста, у этих господ трепетно-толерантное отношение (распространяющееся, увы, и на охватившее часть украинского общества национал-безумие). Зато к любой идее, связанной с "русским миром", с духовным самостоянием России (в котором нет ничего враждебного соседям!) и с вхождением России в Европу не на правах кающегося двоечника, к любой такой идее и Десницкий, и Зубов кипят ненавистью.
Возьмем хоть тот же "евразийско-имперско-советско-православный винегрет". На самом деле Десницкий не может не понимать, что идеология любого государства с драматичной национальной историей за плечами это неизбежно "винегрет". У США это европейско-иммигрантско-протестантско-экуменическо-свободнорыночный винегрет, к которому г-н Десницкий не проявляет и капли уготованной им для России и вечно пинаемой им РПЦ язвительности. У Франции это республиканско-голлистско-католико-светско-социалистический винегрет. И ничего, живет la belle France со своим "браком для всех и каждого", удостаиваясь от язвительного к России знатока библейских запретов одних лишь елейных похвал.
Каштаны цветут и при нацистах
Да что Франция! Трогательное начало речи Десницкого в еврейском центре ВААД в Киеве звучит вполне в духе возрожденного "Дождем" мещанского убеждения некоторых советских людей в 1941-м году: мол, поскольку немцы "культурная нация", то и сдаться им не грех. Радостно оглядев аудиторию, библеист с холеной бородкой удовлетворенно констатирует: "Так, значит, жидам, ляхам и москалям живется в Киеве неплохо?! Многие в Москве будут удивлены!" Ну да, и при нацистах в оккупированных ими местах многие годы было доступно пиво баварское, да и булочки в магазины поступали горячие, по расписанию и даже читались богословские лекции. Правда, рядом из репродуктора доносилось что-то рычащее про "Untermenschen". Так и теперь в Киеве в виде приложения к котлете по-киевски можно услышать от премьера Яценюка кое-что про недочеловеков. А в церкви внимать тому, как патриарх не признанной нигде в мире "православной церкви Киевского патриархата" Филарет призывает убивать (пардон, ликвидировать) несогласных с ним людей. Десницкий, чуткий к любому речевому огреху со стороны Патриарха Кирилла, похоже, вполне нормально воспринимает нижеследующий кровавый винегрет от киевского "предстоятеля" Филарета:
"Украине надо закрыть границу и ликвидировать всех террористов. Захватчик вторгся в наш дом, мы должны его выгнать. Если среди жителей Донбасса есть искренне верующие, они не должны убивать собственных сограждан. Те же, кто пришел из-за границы за деньги убивать украинцев, должны быть ликвидированы. И это не будет убийством... Украина не вторгалась на чужую территорию, не была агрессором, не совершала такой грех. Украинцы с оружием в руках борются против врагов, пришедших на нашу землю – это и есть защита своего Отечества, великая жертва ради ближнего".
Вот какие речи звучат теперь в городе Киеве хоть и цветут в нем по-прежнему каштаны, да и волна днепровская бьется о берег все так же, как прежде...
Невидимая купель
Итак, Патриарх Кирилл молится о мире и сохранении жизней, а Филарет о победе и умерщвлении врагов. Разница есть? Есть. Но Десницкий не торопится разить УПЦ КП и расистскую мифологию ее националистических союзников, хотя прекрасно информирован о ней ("московиты предстают в этой схеме славянизированными потомками угро-финнов" это из статьи Десницкого). Зато он с удовольствием злословит Святейшего за любое его действие или бездействие. Вот Патриархия в Москве не торопится переводить под свое священноначалие три крымские епархии, оставляя их в составе УПЦ МП. Что бы тут ревнителю украинской самостийности Десницкому не порадоваться? А он не радуется потому что это развитие событий не укладывается в созданный ему подобными миф о тотальной подчиненности Церкви "путинскому режиму" и его мифическим "планам по возрождению СССР".
Ах, вот если бы Патриарх пропел бы, скажем, хвалу "победе родного оружия" на востоке Украины, как это сделал из своего киевского окопа Филарет вот тут радости Десницкого не было бы предела. А пока приходится цепляться за мелочи, идя порой и на подтасовку фактов.
Вот Десницкий пишет: "Мы слышим о Севастополе как о городе русских моряков... Но мы не слышим на всех этих празднествах о крещальной купели князя Владимира, которая находится на территории этого города, в античном Херсонесе, или о том, как славянские учители Кирилл и Мефодий обрели в этом городе мощи святого Климента, папы Римского, хотя и это все было".
Почему же слышим! Патриарх говорил о Владимировой купели много раз, есть на эту тему десятки и сотни статей, передач, выставок. Имеющий уши да слышит! Но в том-то и беда искушенных ругателей, что слышат они прежде всего себя свои мифы, свои предубеждения, свои не менявшиеся уже двести лет со времен появления в России западнической либерально-революционной оппозиции обвинения в адрес Церкви.
Не в ту Европу
Вот пишет Десницкий о православной цивилизации: "Так что же, мы действительно особая православная цивилизация? Если бы это было так, Россия, вероятно, стремилась бы примерно туда же, где находятся православные Греция, Кипр, Болгария и Румыния, куда так стремятся не менее православные Сербия, Черногория, Молдова, Украина и Грузия, а именно в Евросоюз".
Опять подтасовка: Европа и Евросоюз это разные вещи. О враждебном отношении Евросоюза к христианству говорят сегодня даже самые либеральные европейские газеты (чего стоит одна история с запретом христианских символов на словацких монетах). И православные церкви Украины и Грузии в ЕС как раз не стремятся (а грузинская церковь за свою оппозицию энтузиасту НАТО, бывшему президенту Саакашвили, подверглась в ЕС настоящей пиар-атаке). Вот слова Местоблюстителя Киевской Митрополичьей кафедры, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия:
"Наш кризис начался с вопросов о евроинтеграции Украины, но потом перерос в борьбу за власть, политическое переустройство. Сегодня уже все забыли о евроинтеграции, борьба идет вокруг политических концепций и, следовательно, за власть. Мы четверть века после богоборческих гонений с нищим, бедствующим народом возрождаем на нашей земле веру Христову и укрепляем Церковь Его, а Европа показывает нам пример жизни без Христа. Там не обращают внимания на заповеди Христа, на его запреты".
Эта цитата из речи главного лица в сегодняшней УПЦ МП показывает: Десницкий в лучшем случае ошибается, а в худшем...
Итак, каково может быть наше отношение к ругателям с эрудицией? Не хочется даже называть таких ругателей людьми просвещенными: просвещение ведь от слова "свет". Назовем их лучше так: искушенные ругатели. Право любого верующего не убояться их внушительных curriculum vitae и навешанных лояльными им либеральными СМИ газетных регалий: ибо мудрость их вся от века сего, почти вся она есть безумие перед Господом.
И если надо будет защитить от них веру, то будем и мы перед ними defensors fidei.
|