Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104788.html


23 июля 2014

Сергей Худиев

Единением и любовью спасемся

Источник: http://radonezh.ru/106150 Радонеж

Выступая на торжествах по случаю 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: "Единением и любовью спасемся – наверное, это сердцевина того послания, которое преподобный Сергий обращал к своему народу... Народ наш, отечество наше, историческая Русь – это самое главное, что мы должны сберечь и передать следующим поколениям. И во всем этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства – и духовного, и иного, человеческого".

Слово "спасение" имеет в Писании несколько оттенков – от "сохраниться" или даже просто "выздороветь" до "обрести жизнь вечную"; конечно, в новозаветном, христианском контексте, это слово употребляется, прежде всего, по отношению к "вечному спасению", и это важно постоянно подчеркивать в мире, который живет так, будто вечности не существует.

Каждый из нас покинет этот мир. Кто-то – после тяжелой и продолжительной болезни, когда врата смерти, к которым он приближается, видны издалека, кто-то будет выхвачен внезапно – сердечный приступ, дорожное крушение, нож или пуля злодея. Оказавшись там, откуда нет пути назад, мы обнаружим – каждый по одиночке – что те решения, которые мы принимали в течении жизни, привели нас в одно из двух мест, где мы останемся навсегда.

Либо мы войдем в радость Господа нашего, либо обнаружим, что дверь, в которую нас настойчиво приглашали, а мы отказывались войти, теперь окончательно закрылась, а мы остались снаружи – во тьме внешней.

Поэтому главное, что возвещает Церковь – это вечное спасение, к которому мы идем путем веры и хранения заповедей. И преподобный Сергий не искал обустроить земную жизнь общества – он искал именно вечного спасения. Но так устроен сотворенный Богом мир, что, когда люди взирают на небеса, где Христос сидит одесную Бога, и помышляют о горнем, а не о земном (Кол. 3:1,2) они получают в добавок и земное благоустроение; когда мыслят о земном – это земное приходит в упадок. Как сказал Патриарх, "Не особой волей и силою, а святостью объединил когда-то Русь святой игумен земли Русской".

В антихристианской пропаганде часто утверждалось (и утверждается), что поиск небесного спасения мешает благоустроению на земле. Что же, мы пережили долгий период, когда у нас люди отказались от небесного спасения, и с земным благоустроением тоже как-то не заладилось.

На самом деле земное благоустроение и небесное спасение связаны – грех не только заграждает небо, но и опустошает землю. Когда алкоголик обращается к Богу с покаянием и верой, он обретает небесное спасение – но и спасение земное, его жизнь, некогда разоренная и опустошенная грехом, приходит в порядок. Люди хотят жить в благоустроенном обществе – благоустроенном, прежде всего, морально, в обществе, где к людям относятся с любовью и уважением, где все честно исполняют свои обязанности.

Мечтаемая многими Европа – это именно то место, где люди по-человечески относятся друг ко другу. Насколько это сообразно реальной Европе – другой вопрос, но идеал именно таков.

Идеалы братства и человеколюбия провозглашались и русской революцией 1917 года – только очень скоро оказалось, что мечтаемое царство всеобщего братства так и осталось мечтаемым, а вот бесконечное братоубийство – совершенно реальным. Сегодня мы видим, как срабатывает та же ловушка – люди хотят в просвещенную и гуманную Европу, но тут вдруг выясняется, что в прекрасное далеко не пускают какие-то плохие люди, которых надо объявить вредными насекомыми и поубивать – точно также, как В.И.Ленин в 1917 году писал об "общей единой цели: очистки земли... от всяких вредных насекомых".

Парадоксальным образом, рвение к высотам цивилизованности и процветания оборачивается одичанием, падением (и до того не райских) нравов, ненавистью и войной.

Почему? Почему "убьем всех гадов и заживем, наконец, в братской любви" – это постоянно повторяющийся образ мысли и поведения?

Прежде всего потому, что мы, люди, падшие существа, живущие в падшем мире; ненависть – гораздо более эффективное средство мобилизации, чем любовь. Лидеры, которые хотят быстро и эффективно собрать людей под свои знамена, всегда будут пользоваться именно ненавистью и разделением. Политики – местные и зарубежные – всегда будут прибегать к простой схеме "вам угрожают такие-то враги, я вас от них спасу". Политики всегда будут прибегать – как делали это миллион раз – к грубой лести, основанной на противопоставлении "вы, жевуны, прекрасные люди, не то, что эти уроды мигуны". "Никогда мы не будем братьями".

И вот Церковь является сообществом "не от мира сего", она устроена совершенно по-другому. Она видит человека так, как его видит Бог – как существо, созданное по образу Божию и драгоценное в очах Создателя. Она провозглашает Благую Весть о том, что Бог соделался Человеком, принял смерть и воскрес, и призывает каждого и каждую принять дар спасения и вечной жизни. Вселенская Церковь свидетельствует о глубочайшем единстве человеческого рода – падшего в Адаме и Искупленного во Христе. Церковь Святой Руси, кроме этого – об общих духовных корнях восточнославянских народов, рожденных в Киевской Купели.

На небесах мы все будем братьями – или мы будем в совсем другом месте.

Конечно, у политиков свои виды и на Церковь – им нужно, чтобы она служила их целям, благословляла их войны, прикрывала их обманы. И они, увы, без труда находят себе религиозные общины, которые именно это и делают. Но Церковь не поддается этому соблазну – и именно поэтому для многих является предметом ненависти. Что же, ей не привыкать.

В мире насилия и обмана, в мире, который верит только в большие батальоны и большие деньги, люди этого не понимают: "нет, вы скажите, Церковь за тех или за этих?" Ах, не за нас? Тогда значит, за врагов!

Но Церковь всегда ищет мира и спасения всем. И перед каждым человеком стоит выбор: верить Церкви и тому Евангелию, которое она проповедует, или политикам, которые обманывали постоянно и обманут еще раз.

РЕКЛАМА