поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
28 августа 2014  распечатать

Дмитрий Бабич

УПЦ МП при киевском режиме: перед лицом испытаний

Источник: Международная жизнь

Избрание митрополита Черновецкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) на пост предстоятеля всей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) – единственной признанной всем миром канонической украинской православной церкви и самой большой религиозной организации Украины – избрание это состоялось вопреки сильнейшему давлению на священнослужителей и к явному неудовольствию и самого киевского режима, и могущественных олигархических кланов Украины. Нет сомнения, что давление это будет продолжено и после интронизации нового "блаженнейшего" митрополита. Ведь УПЦ МП, обладая полной финансовой, организационной и политической самостоятельностью, тем не менее по церковным канонам является частью Русской Православной Церкви, а сам митрополит Онуфрий по уставу является членом Священного Синода РПЦ.

Формы давления

Одной из форм этого давления являются информационные "вбросы" от раскольнически настроенных священнослужителей самой УПЦ МП. Последним примером такого давления стало заявление протоиерея Георгия Коваленко о том, что Крым должен вернуться в лоно Украины (при покойном митрополите Владимире отец Георгий Коваленко был пресс-секретарем Церкви и до сих пор как бы по инерции воспринимается как лицо, отвечающее за взаимодействие Церкви со СМИ). Сам митрополит Онуфрий по поводу потрясающих Украины событий подобных политических заявлений избегает, так что множество журналистов сразу же бросились к Коваленко с вопросом: это его личное мнение или позиция Церкви? Коваленко ответил вполне по-иезуитски: это, мол, мнение "гражданина Украины и спикера Церкви, которая поддерживает территориальную целостность Украины" (это значит, что, делая свое заявление, Коваленко его со священноначалием не согласовывал, но умышленно поставил митрополита в щекотливое положение – выступать против "целостности" в сегодняшней Украине опасно). Подобные Коваленко лица составляют в УПЦ МП меньшинство, но они влиятельны и имеют доступ к СМИ: к ним относятся и митрополит Александр Драбинко (бывший секретарь покойного предстоятеля УПЦ МП), и архимандрит Кирилл Говорун, являвшийся при митрополите Владимире главой Отдела внешних церковных сношений. Оба какое-то время хвалили Майдан и "пробрасывали" идею автокефалии УПЦ МП.

Сам покойный митрополит Владимир большей независимости от Москвы, чем предоставленная УПЦ МП полная финансовая и кадровая самостоятельность, не добивался. Той же политики придерживается и его преемник Онуфрий. Тем не менее уже самого факта членства митрополита Онуфрия в Священном Синоде РПЦ и в целом поддержания канонической связи РПЦ и УПЦ МП достаточно для возбуждения ненависти со стороны нового киевского режима к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. И ненависть эта исходит не только со стороны поносящих Россию украинских "националистов от православия" (они объединены вокруг так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата, УПЦ КП, возглавляемой анафематствованным экс-митрополитом Филаретом Денисенко). Ненавидят УПЦ МП и многочисленные националистические организации Украины, и министерства и ведомства режима, мечтающего не только о политической, но и о духовной власти над гражданами Украины. Со времен президентства Виктора Ющенко представители ныне властвующих на Украине "проевропейских" националистов взяли курс на захват этой духовной власти через объединение православных церквей Украины в единую "патриотическую" церковь и полный откол этой церкви от России. После такого откола подчинение новой "единой" церкви политическим командам из президентской администрации и Рады стало бы делом техники.

"Нелюбимая" церковь

С первых дней правления приведенных к власти Майданом путчистов-националистов УПЦ МП стала для нового режима самой нелюбимой церковью в стране (что и неудивительно: если во время столкновений в Киеве УПЦ МП молилась о мире и прекращении кровопролития, то УПЦ КП предоставила для "оппозиционных" боевиков свои здания, "благословляя" их на драку молитвами и колокольным звоном). В первые дни после победы Майдана были сделаны попытки силовым путем отобрать у Церкви Киево-Печерскую лавру, Почаевскую лавру, церковный собор в Сумской области. Все эти попытки митингового характера, проходившие под лозунгом "наказания сторонников Януковича" были пресечены в основном силами насельников монастырей и прихожан.

Впрочем, связь старой Церкви с Россией стараются свести к минимуму. Еще весной министерство культуры нового режима заявило о "нежелательности" визита на Украину Патриарха РПЦ Кирилла. Таким образом впервые за тысячу лет предстоятелю возникшей как раз в Киеве общей Церкви был закрыт доступ к великой общей купели восточнославянских народов. УПЦ МП, однако, не стала по этому поводу молчать, назвав заявление минкульта вмешательством в дела церкви со стороны государства (эта позиция была выражена УПЦ МП на Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций – ВСЦР еще в июне 2014 года).

Многие ожидали стабилизации ситуации с избранием нового президента Украины Петра Порошенко, который формально числится прихожанином УПЦ МП. Но на самом деле положение не улучшилось. Просто стало ясно, что новая власть отказалась от, вероятно, имевшихся первоначально планов решить проблему "наскоком", конфисковав собственность УПЦ МП и передав ее более лояльным "альтернативным православным" и греко-католикам. После прихода Порошенко вместо ликвидации УПЦ МП через слияние с раскольниками взят курс на подчинение УПЦ МП интересам нового режима, на принуждение Церкви к разрыву связей с "третьим Римом" (Московской Патриархией, Россией и с "русским миром" в целом). По методам и итогам это принуждение напоминает действия французских революционеров 1789-1792 гг., заставлявших французских католических священников отказываться от связей с Римом, отвергать папские энциклики и всех себя посвятить "службе нации", приняв республиканскую присягу. И для Франции, и для ее церкви кончился этот насильственный разрыв плохо. (После наполеоновских войн и в оставшиеся десятилетия девятнадцатого века Франция никогда больше не играла той роли нации-эталона, которая была свойственна ей в веке восемнадцатом, до разрыва с Римом.)

Борьба на информационном фронте

Перед выборами нового блаженнейшего митрополита Украины мощнейшие украинские СМИ почти открыто поддерживали альтернативную Онуфрию кандидатуру – митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого). Против УПЦ МП была развернута настоящая информационная война в СМИ, по поводу которой Онуфрий, исполнявший на момент появления порочащих Церковь материалов обязанности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, был вынужден сделать отдельное заявление.

В заявлении митрополита Онуфрия отмечается, что телеканал "1+1" "полностью искажает позицию нашей Церкви относительно украинской государственности", а также "распространяет откровенную неправду о нескольких епископах нашей Церкви". Человек, знакомый со сдержанной стилистикой заявлений православных иерархов (как люди, прошедшие испытание жизнью в условиях атеистического государства, они знают цену неосторожного слова) отметит дышащий отчаянием, буквально взывающий к помощи тон заявления Местоблюстителя, "вынужденного признать, что осознанная дискредитация Украинской Православной Церкви стала частью редакционной политики телеканала "1+1".

После избрания Онуфрия собором епископов УПЦ МП, собор принял осторожное, но тоже дышащее отчаянием заявление. В нем, призвав всех, кто "незаконно взял в руки оружие", к миру (а призыв сей может адресоваться вовсе не к сражающимся за свою жизнь ополченцам ДНР и ЛНР, а к карательной "милиции" господина Коломойского), собор выразил свою "обеспокоенность тем, что в зоне боевых действий регулярно фиксируются факты насилия в отношении церковных служителей".

Совершенно очевидно, в чей огород бросают свой маленький камешек участники собора: в насилии по отношению к священникам УПЦ МП были замечены как раз части украинской армии и особенно союзных ей "добровольческих" батальонов. Так что понятно, что не Россию и не ее союзников подозревают участники собора, говоря о том, что насилие по отношению к священникам "несет угрозу нарушения межконфессионального и межрелигиозного мира на Украине". (Присутствие около входа в Киево-Печерскую лавру, где проходило заседание собора, "протестующих" с лозунгом "Геть московского попа" наглядно свидетельствовало о том, откуда на самом деле исходит угроза межконфессиональному миру.)

Очень важно, что в отличие от УПЦ КП настоящая Православная Церковь Украины не стала благословлять применение оружие против ополченцев и населения юго-восточных областей страны. Напротив, священники сочли необходимым "усилить работу по сбору гуманитарной помощи мирным жителям, военнослужащим и пострадавшим в Донецкой и Луганской областях". (Хочется отметить, что гуманитарная помощь военнослужащим – это не благословение на покупку им оружия, а также на стрельбу, особенно по мирным кварталам.) Церковь также призывается "активно включиться в социальную работу, направленную на создание достойных условий жизни для вынужденных переселенцев".

УПЦ при оккупации: страшные параллели с современностью

Одна из причин, почему требование "отречения от Москвы" воспринимается так болезненно, – воспоминания о годах Великой Отечественной войны, когда немецкие оккупационные власти проводили в отношении православия на Украине фактически ту же политику, что и нынешний киевский режим. Эта политика, как отмечает в своем солидном историческом исследовании Михаила Шкаровского "Русская церковь и третий рейх" (М., издательство "Вече", 2010), включала все те же магистральные направления:

    1. Разрыв связей украинской православной церкви с Москвой и Россией.

    2. Попытка слить все православные церкви Украины под лояльным "европейским" завоевателям и их местным националистическим прислужникам руководством.

    3. Попытка "европеизировать" церковь через некритичное восхваление последних "трендов" и успехов Западной Европы (в сороковые годы – в лице овладевшей тогда почти всей территорией сегодняшнего ЕС гитлеровской "Великогермании"), приказ священникам молиться за Адольфа Гитлера в церквях (сегодня место фюрера занимают дико извращенные новыми идеологами ЕС и Украины якобы "европейские" ценности).

    4. Опора на украинских этнических националистов во всем – от кадровой церковной политики до языка, вплоть до попытки перевода на украинскую "мову" обычно совершаемых на церковнославянском языке богослужений.

    5. Прямое давление на священников, включая физическую расправу, – особенно в части недопущения патриотической "общеславянской" риторики (в сороковые годы это делалось под видом борьбы с большевизмом, сегодня – с ненавистной новым властям и националистам концепцией "русского мира").

Тут стоит, например, процитировать докладную записку Министерства по восточным территориям (Reichsministerium Ost) "Положение на Украине" от 20 октября 1942 года: "Принимая во внимание ход войны, германские оккупационные власти имеют достаточно оснований требовать абсолютной самостоятельности украинской церковной иерархии от Московского Патриархата и осуществления объединения всего православного церковного управления под одним руководщством". (Цитируется по Михаил Шкаровский "Русская церковь и третий рейх" (М., издательство "Вече", 2010, стр.181).

Стоит отметить, что даже и антибольшевистские иерархи Православной Церкви Московского Патриархата, возглавившие в годы войны православную жизнь на оккупированных территориях, не пошли на выполнение этих требований гитлеровцев. Когда у Русской Православной Церкви вновь появился свой Патриарх – избранный в 1043 году Сергий (Страгородский) – они тотчас же стали поминать его во время служб в своих храмах. Эта верность "сталинскому" Патриарху, естественно, вызвала ярость у немцев – не меньшую ярость, чем та, что вызывает верность "сепаратистов в рясах" из УПЦ МП "путинскому патриарху Кириллу" у нынешних киевских властей.

Именно за эту верность патриотическому и православному долгу, за отказ прекратить поминовение имени Патриарха и были убиты в сороковые годы два главных экзарха РПЦ на оккупированных территориях – экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский) и экзарх Украины Алексий (Громадский). Сегодня обстоятельства их гибели более или менее ясны: Сергия расстреляли вместе со спутниками в машине русские сотрудники гестапо, свалившие убийство на советских партизан, а Алексия вполне открыто расстреляли бандеровцы.

Думается, через великие испытания придется пройти и УПЦ МП – теперь уже под руководством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты