поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
20 октября 2014  распечатать

Светлана Галанинская

Новые сценарии религиозности: взгляд исследователей

В России инцидент с антирелигиозным демаршем "семи академиков" понемногу становится достоянием анекдотов. В остальном мире наука как не вмешивалась, так и не вмешивается в вопросы свободы совести. Ее отношения с религией – это сотрудничество. Наука дает обществу знания в области материального, а религия вносит духовные и этические критерии.

Поиск возможностей для диалога продолжается.

29 октября пройдет юбилейная международная научно-практическая конференция "Государство, религия, общество в современной России", посвященная 50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедре государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В рамках этого мероприятия между Русской Православной Церковью и Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации будет подписано соглашение о совместном сотрудничестве в области развития церковно-государственных отношений и в сфере образования. На конференции состоится совместный брифинг Митрополита Илариона и ректора Академии Владимира Мау. В преддверие этого события заместитель заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХ иГС , кандидат философских наук, Вероника Владимировна Кравчук ответила на вопросы корреспондента "Религаре"

– Есть мнение, что в религиоведении сегодня не осталось "белых пятен": все, что можно было, уже изучено. Это правда?

– Никак не могу согласиться с этим мнением. За последние сто с лишним лет религиоведение действительно продвинулось очень далеко, исчезли многие "белые пятна", но ведь появились и новые. Еще каких-нибудь сорок лет назад религиоведы придерживались того взгляда, что религия постепенно утрачивает свои позиции в современном обществе, сегодня все наоборот. На смену "секулярным" теориям религии пришли постсекулярные. И уже мало кто говорит о закате религий. Многие фундаментальные и вроде бы известные вещи начинают открываться в новом свете. Так, например, недавно известным исследователем Р.Фридманом были опубликованы новые данные об авторстве Ветхого завета, которые просто перевернули все представления об этом предмете. Конечно, в его распоряжении были все самые современные возможности: данные археологии, лингвистики и многое другое. Религиоведение сегодня стало интердисциплинарным, то есть исследует общественные процессы не только на стыке разных гуманитарных дисциплин: социологии, политологии, философии, теологии, психологии, но и привлекает дисциплин, на первый взгляд очень далекие от нашего предмета. Разделить области гуманиарного знания и рассматривать их отдельно сегодня уже не получается: все взаимосвязано в нашем сверхкоммуникационном мире. Сегодня вообще вся наука, все открытия и в области естествознания и в гуманитарной сфере происходят на стыке разных наук. Только в этом случае возможен более или менее полноценный научный анализ, прогнозирование и моделирование.

– То есть объект исследования меняется сам в себе, меняется и методология?

– Я бы сказала так: усложняется и объект и методология. Отдельные фундаментальные вещи меняются в связи с открытием новых артефактов. Возможным оказывается то, о чем раньше говорили, что, мол, этого не может быть, потому, что не может быть никогда.

– Например?

– Например, находят новые документы, делаются открытия, уточняющие датировку событий, связанных с возникновением человечества, пересматривается не только хронология, но вообще вся картина мира, требующая переосмысления фундаментальных вещей, в том числе религиозной сфере. От взгляда в прошлое зависит, как известно и настоящее и будущее. К тому же значение религии в современном мире возрастает, а значит, религиоведам всегда будет, чем заняться.

.

– Роль религии возрастает в том числе и в России?

– Безусловно. За последние 20 лет, только по данным минюста, количество зарегистрированных религиозных организаций выросло в 4 раза. Рост религиозности регистрируют социологи. Нельзя не увидеть влияние религии на государственную идеологию и политику. Например, идея "русского мира", рожденная в недрах Руссой Православной Церкви, сегодня активно используется в государственной идеологии. Преломление религиозной проблематики в разных процессах уже нельзя не видеть. Например, в геополитических, геоэкономических, культурно-национальных процессах. Посмотрите на темы современных научных исследований. Они посвящены религиозному фактору в геополитике, исламскому банкингу, проблемам этнорелигиозной идентичности и ее влияния на современные процессы в всем мире. В новой Концепции внешней политики Российской Федерации впервые упоминается цивилизационный и религиозный факторы, влияющие на современные международных отношений. Раньше так остро это не ощущалось.

– А в мире в целом – почему происходит возврат к религиозному?

– Отвечая на этот вопрос трудно быть оригинальной. В эпоху глобализации активно идут процессы поиска этнической и культурной идентичности. На всякий яд есть противоядие. Есть пределы глобализации и есть обратная реакция на нее: взрыв локальных культур, поэтому актуализируется переживание идентичности. Возникает вопрос: на сколько сильна каждая составляющая в небезызвестном треугольнике идентичности ? Этническая, религиозная или гражданская? Мы помним, что во время югославского конфликта часть россиян была на стороне албанцев, а часть на стороне сербов. Судя по всему, есть триггеры, включающие процессы этнической религиозной самоидентификации и они очень важны. Понятно, что все кровавые конфликты сегодня происходят на экономической почве, с сознательным использованием религиозной или этнической подкладки, но "столкновение цивилизаций" и религиозных систем имеет более глубокие, я бы сказала, глубинные причины, если рассматривать исторический процесс с точки зрения культурно-исторических типов, в духе Арнольда Тойнби и Николая Данилевского..

– Эти процессы связаны с явлением постсекуляризации?

– Безусловно. Об этом мы уже немного говорили. Секуляризация достигла пика в 70-е годы, потом заговорили о возрождении религии в связи с иранской революцией 1979-го. Потом заговорили о феномене "южного" христианства, пятидесятнических церквах в Африке и Южной Америке, религиозном возрождении в России, наконец. Все чаще возникала мысль о том, что наша современность не столь уж секулярна, что возможно все не так однозначно, как вначале представлялось теоретикам секуляризма, а может все совсем не так, и нужно вести речь о религиозном возрождении? Или, во всяком случае, о том, что нельзя применять одни и те же критерии к разным регионам мира. Был пересмотрен и второй устоявшийся тезис – о том, что религия не совместима с модернизацией. Есть страны, где религиозные системы гармонично вписываются в социально-экономическое развитие, помогая модернизации – например, Индия, Южная Корея. "Секулярный мир" оказался совсем не однообразным, а отношения религиозной и светской сфер не однолинейными.

– Несмотря на это в российской публицистике до сих пор еще встречается выражение "Церковь и общество". Хотя Церковь и де юре общественная организация, да и по сути это важная часть общества, не говоря уже просто о людях с православными убеждениями. Почему так устойчива эта формулировка?

– Это выражение, конечно, не корректно: правильно было бы говорить не о "Церкви и обществе", а "Церкви в обществе". Мне кажется, во – первых Церковь как "тело Христово" в отличие от секулярного общества живет по несколько иным законам, не принимая некоторые явления, которые светское общество считает достижениями в области прав человека. Во вторых, отчасти это противопоставление – результат неудачных поисков национальной идеи, которыми активно занимались политики в 90-е годы, страшное время для страны. Это была попытка как-то выстроить новый идеологический вектор после краха коммунистической идеи. Либеральные ценности не прижились. Единственное ,что помогло тогда не развалиться стране – православие. Другого и не могло быть. Русский народ (67% относят себя к православию) является осевым этносом и на основе православия возникла осевая культура. В кризисных условиях эта идея была необходима. Но сегодня уваровская триада "православие,самодержавие, народность" многих раздражает и порождает социальную напряженность.

– Это была естественная потребность общества?

– Куда уж естественней. С падением СССР в общественном сознании нашего общества произошли значительные и очень болезненные сдвиги. Государство, к которому большинство населения относилось как к главе семейства, отказалось от своих патерналистских обязанностей, оставив население один на один с шоковыми либеральными реформами. Так вот, в глазах большинства населения, церковь как бы заместила собой прежнюю патерналистскую роль государства . Возможно ошибка заключается в том, что оформить этот процесс, направить его в какое-то понятное русло не удалось. Тем не менее Русская ПравославнаяЦерковь – это один из самых больших социальных институтов на сегодняшний день, пользующийся огромным авторитетом, и, по – прежнему, цементирующий общество фактор.

– Кстати, единственный из дореволюционных институтов, переживший советский период. Сохранивший в себе нить традиции.

– Поэтому она и имеет такое колоссальное влияние. Православие в России помимо чисто религиозной всегда выполняло культуро – и государствообразующие функции, то на, что при советской власти монопольно претендовала коммунистическая идеология.

– Отсюда и жесткая конкуреция, и отделение церкви от общества (не только от государства), невозможное в секулярной Европе того времени? А сегодня восстановление религии в исторических правах для многих естественно, но у кого-то вызывает резкое неприятие. Возникает конфликт...

– Это странная ситуация, потому что в России православие –культурообразующая и государствообразующая религия, как уже упомянула. Как известно, до XVII века вся культура была религиозной . Возьмите музыку, иконопись, храмовую архитектуру. У нас многовековая христианская традиция в отличие, например, от США, которым столько же лет, сколько нашему балету... Справедливости ради надо сказать, что процесс отделения религии от общества начался в нашей стране еще при Петре I, когда на 200 лет церковь, что называется, заковали в чиновничий мундир. Большевики потом отделили церковь от государства (что, по-моему, правильно), но не только не допустили церковь до общества, но и маргинализовали ее. В постсоветский период все пошло тоже непросто. В какой-то момент мы выбрали странную модель религиозной политики – отделения церкви от государства с одновременным ее сближением с ним, не учитывая ни свой собственный исторический опыт, ни опыт других европейских стран, где есть конкордатная и другие системы сотрудничества, где и сейчас (например, в Германии, Италии), несмотря на светскость, государство финансирует деятельность религиозных организаций и задает правовые рамки этого сотрудничества. На мой взгляд, не надо было слепо копировать навязанную модель, с тем, чтобы потом пытаться втиснуть в нее существующие реалии. В этом смысле Европейский опыт взаимоотношений государства и религиозных организаций во многом применим к нашей стране.

– Что можно будет увидеть и услышать на конференции?

– Во-первых, выставка публикаций, начиная с изданий Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦККПСС и до сегодняшних изданий кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХи ГС; будет показан фильм об истории старейшей религиоведческой школы, преемницей которой стала наша кафедра. В рамках юбилея пройдет несколько презентаций, в том числе , нашего журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", который благодаря усилиям Д.Узланера (главного редактора) издается не только на русском, но и на английском языке.

Программа конференции предполагает несколько фундаментальных научных докладов, с которыми выступят М.Мчедлова-руководитель центра "Религия и общество" Института социологии РАН, Ю.Смирнов-профессор кафедры философии Ленинградского педагогического университета, протоиерей В.Чаплин-Председатель синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ, член Межрелигиозного Совета России

Секции тоже будут интересными:

Первая-о месте религиоведения и теологии в сфере современной гуманитарной науки.

Вторая посвящена динамике изменений конфессионального и этнического портрета России.

Ну а третья – самая злободневная. На ней обсудим государственно-конфессиональные и межрелигиозные отношения.

– Актуальная политика тоже?

– Мы постараемся не затрагивать тему Крыма. Хотя пригласили экспертов из Украины. Это слишком остро и политизировано. Для серьезного анализа проблеме нужно дать отстояться. Подождем. Большое видится на расстоянии, как говорится.

Пользуясь случаем, приглашаю всех специалистов, экспертов и просто заинтересованных религиозной проблематикой людей принять участие в нашей конференции.

Ссылка для регистрации http://www.ranepa.ru/activities/item/5352-igsu-29-10.html

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты