поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
28 октября 2014  распечатать

Пантелеимон (Долганов), митрополит Ярославский и Ростовский

Православное мировоззрение – краеугольный камень культурной идентичности русского народа на примере Ярославской земли

Более тысячи лет назад начал свое формирование один из ярчайших культурных феноменов в истории человечества – русская культура. Сплав славянского миросозерцания и византийского христианства породил ряд славяноговорящих государств, рассматривающих себя как духовных и культурных преемников великой Империи римлян. Всецело оценивая вклад в мировую культуру иных славянских государств, необходимо отметить, что именно в Российской империи родилась великая литература, поставившая перед иными цивилизациями и народами ряд важнейших вопросов о мире и человеке в православной перспективе. Это стало возможным только после того, как наши предки доказали право иметь голос в ряду иных цивилизационных моделей.

В русской цивилизации органично объединены не только люди различных этносов, но и различных религиозных убеждений. Уникальным историческим свойством православия как религиозной системы является его чрезвычайная мягкость к культурным и этническим традициям принимавших его народов. Православные миссионеры, с исключительным вниманием относясь к местной культуре, всячески поддерживали ее. Одним из ярких примеров является вопрос о языке – Православие никогда не настаивало на использовании некоего универсального сакрального языка, не вводило в жесткие языковые схемы новообращенные народы, а наоборот, одним из первых действий, осуществляемых проповедниками было создание письменности и перевод на язык коренного населения священных текстов, а так же сокровищ мировой культуры.

Подобный подход русское православие приняло от греков и балканских славян. Это сформировало культурный код нового народа. Ведь, говоря о крещении Руси, мы прибегаем к определенному упрощению. Русь в начале правления князя Владимира была не более чем конфедерацией этносов Восточно-европейской равнины. Лишь Православие объединило разрозненные племена и роды славян, финно-угров и тюрков в монолит русского народа. Вне православия невозможно говорить о "русском" не столько в национальном, сколько в культурном смысле.

Ядром христианского учения является Благая Весть, заключенная в словах Евангелия. Но Евангелие не является собственно сборником специфично религиозных норм. Для православного человека Бог присутствует не только в молитве или религиозной активности, но исполняет Собою все сферы человеческого бытия. Отсюда мы можем говорить не только о православной духовности, но и о православном мировоззрении. Наиболее полно воплощение новой реальности христианского мира можно проследить на примерах истории и культуры Центральной России, в частности – Ростово – Ярославской земли со времени основания Российской государственности.

Одной из характерных черт православного мировоззрения, специфичных именно для восточного христианства и ярко реализованных в русской культуре, является соборность. Определяющая одно из характерных свойств жизни Церкви, соборность как социальный термин была предложена Алексеем Степановичем Хомяковым, являясь нормой уклада русской деревни.

Вне соборности, рассматривающей социум не как собрание индивидов, не как доминирование коллектива над личностью, невозможно представить себе существование и функционирование таких институтов как народное ополчение и Земской Собор. В кризисный момент истории не пошатнувшееся единовластие, а соборное решение русского народа смогло освободить страну от интервентов и возвести на царский престол династию Романовых. Как тут не вспомнить Некрасовские строки: " Сила народная – сила могучая. Совесть спокойная, правда живучая".

С ускорением процесса урбанизации к XXI в. данный термин меняет социальное измерение ввиду распада крестьянской общины. Однако его религиозное значение актуально пока жива Церковь, а значит – всегда. Новая эпоха с необходимостью рождает новые формы общественной организации. Соответственно и соборность находит новое место как в творчестве религиозных философов, так и в социально – политическом измерении.

Вместе с тем представляется важной и собственно религиозная, духовная связь между людьми как членами одной Церкви. Это объемное чувство общности во многом, в том числе переживаемое братство по вере во многом определило ряд внутри и внешне политических решений, принимаемых властью на протяжении столетий.

Именно апелляция к единой вере помогала преподобному Сергию Радонежскому мирить князей. Авторитет монастырей, их уклада, внешнее благолепие и упорядоченность социальных взаимоотношений внутри обители избавляло людей от попытки решить возникающие социальные противоречия бунтарским путем. Вне этого ощущения общности и открытости, русскому государству просто не удалось бы пережить феодальной раздробленности, принять кавказские, западнорусские и азиатские территории.

Во все времена Российской истории дух соборности помогал нашему народу преодолевать вызовы времени. XX век поставил перед российским народом новые вопросы. Традиционные строй и уклад были разрушены. Несмотря на это выработанные за тысячелетие образчики русской культуры, в красках, камне и текстах свидетельствующие о Воскресении Христовом, вместе с волной эмигрантов, выплеснувшиеся за границы русского мира, обогатили все народы, дав залог для понимания "таинственной русской души" носителями иных культурных традиций.

В Советском Союзе на долгие годы заняли место разнообразные явления "нового порядка" – коллективизация, интернационализм и другие, выросшие, тем не менее, на христианских корнях и предотвратившие разделения по этническим и конфессиональным признакам.

Стоящий сегодня перед нами вопрос о необходимости консолидации российского общества не может быть решен без возврата к традиционным для нашего народа идентичности, а значит – идентичности укорененной в православной культуре.

(Доклад на Выездном заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему "Российская идентичность: стратегия актуализации потенциала. Региональный аспект". Ярославль. 23 октбяря 2014 год)

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты