Митрополит Корнилий (Титов),
Русская православная старообрядческая церковь Судьбы России и старообрядчества Досточтимое собрание!
Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова:
"Мы – русские, какой восторг!"
Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство,
что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою
страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум
бесконечным вселенным – русская нация и русская держава.
Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их
существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских, не будет России. Не
будет России, не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни
государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это
задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и
стратегическая.
Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и
полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю.
Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель
подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были
охвачены отчаянием и унынием.
Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом!
Об этом гениально написал Пушкин: "Кто тут нам помог? Остервенение
народа".
Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался
на православные святыни.
Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда.
Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский
народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно
очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.
В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и
лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры,
калмыки и прочие. Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и
наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея
Платова поныне памятно многим. Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь
за свободу России, ныне известны только Господу Богу.
Археологи, производящие раскопки на Бородинском поле и на полях
сражений Великой Отечественной войны, среди человеческих останков во множестве
находят старообрядческие литые крестики и иконки – память о тех бесчисленных православных
Иванах, Петрах и Василиях, что не вернулись домой с кровавых сеч.
Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составляли
славу и честь России, её историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры.
Недаром Солженицын назвал православных староверов "лучшей частью своего
племени".
Старообрядцам принадлежит особенное место в русской истории и
культуре, обусловленное тем положением, которое они, порой вынужденно, занимали
в России.
Пушкин сказал: "История новейшая есть история христианства". Также
можно утверждать, что и история российская есть история христианства, история Православия.
Трагический церковный раскол XVII века разделил русский народ на два лагеря, привел к
образованию двух религиозных направлений в русском народе: сторонников реформ
царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и противников этих реформ, ревнителей церковной
старины.
За новшествами Алексея Михайловича и Никона последовали жестокие реформы
Петра I. К церковным "новинам"
добавились перемены культурные и бытовые – европейская одежда, бритье бород и
усов, курение табака. Староверы, не приняли этих новин, поэтому до сих пор наш жизненный
уклад сохраняет многие черты, свойственные древнерусской культуре и быту.
Изгнанные с родной русской земли староверы, даже и в других странах,
сумели сохранить то, чем жили наши предки 300-400 лет назад. И речь не только о
внешнем, не об одних бородах или традиционной одежде – кафтанах и сарафанах,
поныне надеваемых для моления в храмах, а о том, что старообрядцы сумели
сохранить жизненный стержень наших предков, ту духовную составляющую, из-за
которой Древнюю Русь называют Святой Русью.
И сегодня в старообрядческих домах звучит ежедневная молитва,
соблюдаются посты, предписанные церковным уставом. И теперь истинный старовер,
поверяя Святым Евангелием и канонами Церкви свои мысли и чувства, слова и дела,
старается жить в вере и в мире с Богом и людьми. Верность и честность,
правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность – не пустые слова
для старообрядца!
Но староверы известны не только религиозностью и трудолюбием. Поныне
старообрядческие семьи многодетны. Россия прирастает старообрядчеством!
Повсюду, где бы ни жили староверы: на Дону или в Поморье, в Поволжье или на
Урале, на Алтае или в Сибири, дети считаются Божиим благословением, поэтому
аборты – тяжкий грех. Воспитание подрастающего поколения в традиционной
православной культуре ведётся обычно с самого раннего возраста. В
старообрядческих семьях из поколения в поколение передается неизменный русский дух,
та русская красота, что воспета нашими великими поэтами и художниками.
Не будем также забывать, что в XVIII-XIX
веках именно староверы заселили новые обширные земли, присоединенные к Российской
империи. Они бежали туда от преследований или насильно переселялись властями на
необжитые территории. Их многодетные семьи обустраивались на новых местах,
обзаводились домами и садами, пашнями и стадами. Даже в самых неблагоприятных
условиях, на самых худых землях, трудолюбивые старообрядцы с Божией помощью
добивались прекрасных результатов и процветали.
Хочу процитировать знаменитые строки Николая Алексеевича Некрасова из
поэмы "Дедушка", посвященные староверам, высланным в Забайкалье:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел –
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки.
Так постепенно в пол века
Вырос огромный посад.
Воля и труд человека
Дивные дела творят!
Далее поэт замечает о старообрядцах: "Трезво и честно живут".
Действительно, трезвость, гнушение сивухой и табаком были возведены нашими
предками в ранг религиозных заповедей. Вот он, народный здоровый образ жизни!
Но не только этим известны старообрядцы.
Грамотность и любовь к книге всегда отличали их. В то время, когда
Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих только молитву "Отче наш", многие
старообрядцы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были настольными
книгами, но чтение не ограничивалось только молитвенными текстами. Старовер
любил и поныне любит поучения святых отцов, жития угодников Божиих, христианские
притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, в
которых бережно хранились старинные рукописные и печатные книги. Собирались также иконы и прочие предметы церковной
старины. Архитектор Алексей Щусев писал: "Старообрядцы были большими
консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много
образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть.
Это большая объективная заслуга старообрядцев".
Правительственный чиновник "по борьбе с расколом" писатель Мельников-Печерский,
живописал процесс собирания староверами родной старины: "Потомки бояр,
окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские
наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков,
кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги,
золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные
табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю
утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние
иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное
наследие".
Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны,
происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К
сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними
преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского
общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада.
Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали
новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и
самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны
на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические
творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и
Соловье-разбойнике, теперь известные нам с детства.
Поистине, старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая,
поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит
эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убеждён, именно она – основная
помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог
омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам
по сути и проистекает!
Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена
не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее,
отвечая на непростые вызовы современности.
Президент РФ В.В.Путин в своем последнем послании к Федеральному
собранию отметил: "Возрастает ответственность России в сегодняшнем мировом
развитии, как ключевого гаранта, как гаранта стабильности, как государства,
которое последовательно отстаивает и защищает международное право, суверенитет,
самостоятельность и самобытность народов. В мире все больше людей, подчеркнул
Президент, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей,
которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу народа:
ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни
религиозной, жизни не только материальной, но и духовной. Конечно, это
консервативная позиция, заметил Президент, но, говоря словами Николая
Бердяева: "Смысл консерватизма не в том, чтобы он препятствовал движению вперед
и вверх, а в том, чтобы он препятствовал движению назад и вниз, к хаотичной
тьме".
Старообрядцы, со времен раскола, по промыслу Божию, осуществляли эту
задачу – остановить скатывание России к безверию, хаосу, движению к адской
пропасти.
Недавно в свет вышла книга К. Кожурина "Повседневная жизнь
старообрядцев", которая заканчивается словами: "Тот бесценный духовный опыт,
который староверы вынесли из своего "ухода", должен стать достоянием всего
человечества, возможно, это последний шанс не только для находящейся в
глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, уже
основательно забывшего о своем христианском происхождении. Ведь "староверие"
не просто какая-то "национальная разновидность" христианства, как иногда его
пытаются представить, а христианство в самом, что ни на есть чистом и
универсальном виде".
Старообрядчество – здоровая консервативная сила, на протяжении веков
успешно противоборствующая разрушению традиционных ценностей: религиозных,
государственных и семейных. Обществу и стране, желающим успешно противостоять
современным угрозам, как внешним, так и внутренним, уверен, есть чему поучиться у староверов.
И современные условия плодотворного сотрудничества между Российским
государством и традиционными
конфессиями, быть может, как никогда в нашей истории способствуют этому
доброму обмену опытом. Мы открыты для диалога со всеми, искренне любящими
Отчизну.
Без старины нет новизны, без прошлого нет будущего, и современной
России нет без Святой Руси. А что составляло Святую Русь? Что делает нас,
русских, русскими?
Еще Достоевский говорил, что русский – это понятие не национальное, а
идеологическое. Русский – значит православный. И Достоевский замечательно
подметил: "Русский и православный – слова синонимы".
И мы помним, что после падения Константинополя честь и достоинство
Нового Рима, Третьего Рима перешли на Русь, в Москву. С тех пор на русский
народ и русское государство легла священная обязанность хранить в чистоте и неизменности
православную веру.
В связи с чем, досточтимые участники сего собрания, приглашаю вас посетить
наши святыни – соборы московской
Рогожской слободы – нашего духовного центра. Здесь вы сможете увидеть и
услышать отблеск и отзвук живой Древней Руси (так назвал старообрядчество
академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв) и, возможно, понять, почему нашу Родину
называли Святой Русью.
В книге мыслителя и исследователя начала XX века И.А. Кириллова "Правда старой
веры" написано: "Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света
Христова, из которого разовьется, если суждено Вышним промыслом, истинное
христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России – она
будет, но вырастет она под лучами просвещения принесенного из далекого прошлого
старообрядчеством".
Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос –
что может сплотить русский народ и способствовать его духовно – нравственному
возрождению. Говоря о сущности старообрядчества, И.А. Кириллов написал: "Истинная национальность
русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где
говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности
наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве".
Возвращение к русской православной вере, в которой и заключается душа
нашего народа, – есть основа нравственного, а вместе с ним и материального
возрождения России, возрождения русского духа, в этом надо искать ответ на
русский вопрос.
(Доклад
на Выездном заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по
межнациональным отношениям на тему "Российская идентичность: стратегия
актуализации потенциала. Региональный аспект". Ярославль. 23 октбяря 2014 год) Источник:
|