поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
28 октября 2014  распечатать

Митрополит Корнилий (Титов), Русская православная старообрядческая церковь

Судьбы России и старообрядчества

Досточтимое собрание!

Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова: "Мы – русские, какой восторг!"

Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство, что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум бесконечным вселенным – русская нация и русская держава.

Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских, не будет России. Не будет России, не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и стратегическая.

Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю. Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были охвачены отчаянием и унынием.

Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом!

Об этом гениально написал Пушкин: "Кто тут нам помог? Остервенение народа".

Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался на православные святыни.

Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.

В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры, калмыки и прочие. Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея Платова поныне памятно многим. Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь за свободу России, ныне известны только Господу Богу.

Археологи, производящие раскопки на Бородинском поле и на полях сражений Великой Отечественной войны, среди человеческих останков во множестве находят старообрядческие литые крестики и иконки – память о тех бесчисленных православных Иванах, Петрах и Василиях, что не вернулись домой с кровавых сеч.

Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составляли славу и честь России, её историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром Солженицын назвал православных староверов "лучшей частью своего племени".

Старообрядцам принадлежит особенное место в русской истории и культуре, обусловленное тем положением, которое они, порой вынужденно, занимали в России.

Пушкин сказал: "История новейшая есть история христианства". Также можно утверждать, что и история российская есть история христианства, история Православия.

Трагический церковный раскол XVII века разделил русский народ на два лагеря, привел к образованию двух религиозных направлений в русском народе: сторонников реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и противников этих реформ, ревнителей церковной старины.

За новшествами Алексея Михайловича и Никона последовали жестокие реформы Петра I. К церковным "новинам" добавились перемены культурные и бытовые – европейская одежда, бритье бород и усов, курение табака. Староверы, не приняли этих новин, поэтому до сих пор наш жизненный уклад сохраняет многие черты, свойственные древнерусской культуре и быту.

Изгнанные с родной русской земли староверы, даже и в других странах, сумели сохранить то, чем жили наши предки 300-400 лет назад. И речь не только о внешнем, не об одних бородах или традиционной одежде – кафтанах и сарафанах, поныне надеваемых для моления в храмах, а о том, что старообрядцы сумели сохранить жизненный стержень наших предков, ту духовную составляющую, из-за которой Древнюю Русь называют Святой Русью.

И сегодня в старообрядческих домах звучит ежедневная молитва, соблюдаются посты, предписанные церковным уставом. И теперь истинный старовер, поверяя Святым Евангелием и канонами Церкви свои мысли и чувства, слова и дела, старается жить в вере и в мире с Богом и людьми. Верность и честность, правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность – не пустые слова для старообрядца!

Но староверы известны не только религиозностью и трудолюбием. Поныне старообрядческие семьи многодетны. Россия прирастает старообрядчеством! Повсюду, где бы ни жили староверы: на Дону или в Поморье, в Поволжье или на Урале, на Алтае или в Сибири, дети считаются Божиим благословением, поэтому аборты – тяжкий грех. Воспитание подрастающего поколения в традиционной православной культуре ведётся обычно с самого раннего возраста. В старообрядческих семьях из поколения в поколение передается неизменный русский дух, та русская красота, что воспета нашими великими поэтами и художниками.

Не будем также забывать, что в XVIII-XIX веках именно староверы заселили новые обширные земли, присоединенные к Российской империи. Они бежали туда от преследований или насильно переселялись властями на необжитые территории. Их многодетные семьи обустраивались на новых местах, обзаводились домами и садами, пашнями и стадами. Даже в самых неблагоприятных условиях, на самых худых землях, трудолюбивые старообрядцы с Божией помощью добивались прекрасных результатов и процветали.

Хочу процитировать знаменитые строки Николая Алексеевича Некрасова из поэмы "Дедушка", посвященные староверам, высланным в Забайкалье:

    Горсточку русских сослали

    В страшную глушь, за раскол.

    Волю да землю им дали;

    Год незаметно прошел –

    Едут туда комиссары,

    Глядь – уж деревня стоит,

    Риги, сараи, амбары!

    В кузнице молот стучит,

    Мельницу выстроят скоро.

    Уж запаслись мужики

    Зверем из темного бора,

    Рыбой из вольной реки.

    Так постепенно в пол века

    Вырос огромный посад.

    Воля и труд человека

    Дивные дела творят!

Далее поэт замечает о старообрядцах: "Трезво и честно живут". Действительно, трезвость, гнушение сивухой и табаком были возведены нашими предками в ранг религиозных заповедей. Вот он, народный здоровый образ жизни!

Но не только этим известны старообрядцы.

Грамотность и любовь к книге всегда отличали их. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих только молитву "Отче наш", многие старообрядцы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были настольными книгами, но чтение не ограничивалось только молитвенными текстами. Старовер любил и поныне любит поучения святых отцов, жития угодников Божиих, христианские притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, в которых бережно хранились старинные рукописные и печатные книги. Собирались также иконы и прочие предметы церковной старины. Архитектор Алексей Щусев писал: "Старообрядцы были большими консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев".

Правительственный чиновник "по борьбе с расколом" писатель Мельников-Печерский, живописал процесс собирания староверами родной старины: "Потомки бояр, окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков, кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги, золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное наследие".

Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны, происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада.

Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и Соловье-разбойнике, теперь известные нам с детства.

Поистине, старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая, поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убеждён, именно она – основная помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам по сути и проистекает!

Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее, отвечая на непростые вызовы современности.

Президент РФ В.В.Путин в своем последнем послании к Федеральному собранию отметил: "Возрастает ответственность России в сегодняшнем мировом развитии, как ключевого гаранта, как гаранта стабильности, как государства, которое последовательно отстаивает и защищает международное право, суверенитет, самостоятельность и самобытность народов. В мире все больше людей, – подчеркнул Президент, – поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной. Конечно, это консервативная позиция, – заметил Президент, – но, говоря словами Николая Бердяева: "Смысл консерватизма не в том, чтобы он препятствовал движению вперед и вверх, а в том, чтобы он препятствовал движению назад и вниз, к хаотичной тьме".

Старообрядцы, со времен раскола, по промыслу Божию, осуществляли эту задачу – остановить скатывание России к безверию, хаосу, движению к адской пропасти.

Недавно в свет вышла книга К. Кожурина "Повседневная жизнь старообрядцев", которая заканчивается словами: "Тот бесценный духовный опыт, который староверы вынесли из своего "ухода", должен стать достоянием всего человечества, – возможно, это последний шанс не только для находящейся в глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, уже основательно забывшего о своем христианском происхождении. Ведь "староверие" – не просто какая-то "национальная разновидность" христианства, как иногда его пытаются представить, а христианство в самом, что ни на есть чистом и универсальном виде".

Старообрядчество – здоровая консервативная сила, на протяжении веков успешно противоборствующая разрушению традиционных ценностей: религиозных, государственных и семейных. Обществу и стране, желающим успешно противостоять современным угрозам, как внешним, так и внутренним, уверен, есть чему поучиться у староверов.

И современные условия плодотворного сотрудничества между Российским государством и традиционными конфессиями, быть может, как никогда в нашей истории способствуют этому доброму обмену опытом. Мы открыты для диалога со всеми, искренне любящими Отчизну.

Без старины нет новизны, без прошлого нет будущего, и современной России нет без Святой Руси. А что составляло Святую Русь? Что делает нас, русских, русскими?

Еще Достоевский говорил, что русский – это понятие не национальное, а идеологическое. Русский – значит православный. И Достоевский замечательно подметил: "Русский и православный – слова синонимы".

И мы помним, что после падения Константинополя честь и достоинство Нового Рима, Третьего Рима перешли на Русь, в Москву. С тех пор на русский народ и русское государство легла священная обязанность хранить в чистоте и неизменности православную веру.

В связи с чем, досточтимые участники сего собрания, приглашаю вас посетить наши святыни – соборы московской Рогожской слободы – нашего духовного центра. Здесь вы сможете увидеть и услышать отблеск и отзвук живой Древней Руси (так назвал старообрядчество академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв) и, возможно, понять, почему нашу Родину называли Святой Русью.

В книге мыслителя и исследователя начала XX века И.А. Кириллова "Правда старой веры" написано: "Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Вышним промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России – она будет, но вырастет она под лучами просвещения принесенного из далекого прошлого старообрядчеством".

Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос – что может сплотить русский народ и способствовать его духовно – нравственному возрождению. Говоря о сущности старообрядчества, И.А. Кириллов написал: "Истинная национальность русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве".

Возвращение к русской православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, – есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа, в этом надо искать ответ на русский вопрос.

(Доклад на Выездном заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему "Российская идентичность: стратегия актуализации потенциала. Региональный аспект". Ярославль. 23 октбяря 2014 год)

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты