Сергей Худиев Частица "Гы" Источник: Радонеж На прошлой неделе журналист "Эха Москвы" Александр Плющев иронично прокомментировал у себя в твиттере смерть сына одного высокопоставленного чиновника, предположив, что она явилась проявлением Божией справедливости на некоторые его грехи. Журналист был уволен. Кровавый режим злобно гнетет честного журналиста отозвалась общественность. Подробности и текст твита широко разошлись в интернете, так что не будем его воспроизводить здесь, а лучше ответим на недоумения, выражаемые сторонниками Плющева: "А что, нельзя увязывать смерть человека с его грехами? Вон, церковники неоднократно говорили, что такие-то бедствия и гибель людей явились результатом таких-то грехов вот и Плющев о том же"
Чувствуешь себя несколько странно, объясняя очевидное потому что некоторые тексты выглядят просто издевкой; как будто люди притворяются и смеются в кулачок. Но примем, что это не так что люди искренне не понимают, что не так в этом злосчастном твите.
Елена Волкова в своей колонке в "Открытой России" пишет "В моем прочтении твит Плющева это черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб"
Позвольте объяснить, что в этом-то все и дело. Утверждения что "такие то общественные беды явились результатами таких-то грехов" могут быть бесспорными гражданская война происходит от мятежа, страшный пожар в клубе "Хромая Лошадь" от коррупции, плохо устроенное общество с глубокими социальными язвами переживает стихийное бедствие гораздо тяжелее. Они могут быть более спорными мол, затопление в Новом Орлеане во время урагана "Катрина" случилось от неблагочестия его жителей; в отношении конкретных людей они могут быть даже глупыми и неуместными мол, такая-то пожилая противница строительства храма умерла от сердечного приступа и это кара Божия но они не содержат принципиального элемента этого твита. Юмора. Стеба. Изъявления веселья по поводу чужого горя.
Попробую если это не понятно до сих пор привести пару примеров, никак не связанных с религией.
Утверждения "имярек погиб в результате своего неправильного поведения" или "такая-то группа людей навлекла на себя беду потому что имела в своей среде такое-то поведение" могут быть верными или неверными, но они не выражают удовольствия по поводу несчастий этих людей. Скажем, утверждение "Страшный пожар, унесший жизни людей, явился результатом грубого пренебрежения к технике безопасности. Сего ради прошу вас и умоляю соблюдайте правила техники безопасности!" может быть неверным. Может, техника безопасности тут вообще не причем, а это инструктор по технике безопасности, как известно, зануднейший из людей, везде и всюду и по всякому поводу читает лекции про свою технику безопасности.
Утверждение "имярек погиб в результате длительного злоупотребления психоактивными веществами, да не будет этого с вами, прекращайте употребление немедленно!" может быть неверным по отношению к этому человеку. Может быть, этот врач всюду лезет со своими лекциями о вреде веществ, а на самом деле вещества тут не причем.
Но сами эти утверждения не имеют элемента насмешки, юмора и стеба. В них, так сказать, нет грамматической частицы "гы".
Шутки юмора по поводу пожара или смерти человека от веществ это радикально другой жанр.
Говорить о причинах смерти (или иных несчастий) людей можно и даже необходимо в этом состоит обязанность следователей, врачей, инструкторов по технике безопасности, и, если Вы верите в духовную реальность священников. "Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою" (Иез.3:18,19)
Насмехаться над горем семьи, хоронящей своего близкого человека нельзя. "Черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб" тут абсолютно неуместны. Публичные насмешливые комментарии по поводу смерти человека, у которого остались скорбящие родные, это крайнее свинство и бесчеловечие, с этим вас ни в Европу, ни в Азию, ни в Африку ни в какой-либо вообще человеческий социум не пустят.
Когда из человека, который за это пострадал, делают мученика либерализма это очень прискорбный пример того, как партийность суждений губит партию.
Есть вещи которых делать нельзя в принципе вот нельзя и все. Нельзя стебаться над смертью человека, которого сейчас хоронит его семья. Если кто-то этого не понимает его надо отправлять в детский сад на перевоспитание, потому что обычно такие элементарные вещи там и усваиваются.
|