Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105518.html


17 ноября 2014

Сергей Худиев

Частица "Гы"

Источник: http://radonezh.ru/118515 Радонеж

На прошлой неделе журналист "Эха Москвы" Александр Плющев иронично прокомментировал у себя в твиттере смерть сына одного высокопоставленного чиновника, предположив, что она явилась проявлением Божией справедливости на некоторые его грехи. Журналист был уволен. Кровавый режим злобно гнетет честного журналиста – отозвалась общественность. Подробности и текст твита широко разошлись в интернете, так что не будем его воспроизводить здесь, а лучше ответим на недоумения, выражаемые сторонниками Плющева: "А что, нельзя увязывать смерть человека с его грехами? Вон, церковники неоднократно говорили, что такие-то бедствия и гибель людей явились результатом таких-то грехов – вот и Плющев о том же"

Чувствуешь себя несколько странно, объясняя очевидное – потому что некоторые тексты выглядят просто издевкой; как будто люди притворяются и смеются в кулачок. Но примем, что это не так – что люди искренне не понимают, что не так в этом злосчастном твите.

Елена Волкова в своей колонке в "Открытой России" пишет "В моем прочтении твит Плющева – это черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб"

Позвольте объяснить, что в этом-то все и дело. Утверждения что "такие то общественные беды явились результатами таких-то грехов" могут быть бесспорными – гражданская война происходит от мятежа, страшный пожар в клубе "Хромая Лошадь" от коррупции, плохо устроенное общество с глубокими социальными язвами переживает стихийное бедствие гораздо тяжелее. Они могут быть более спорными – мол, затопление в Новом Орлеане во время урагана "Катрина" случилось от неблагочестия его жителей; в отношении конкретных людей они могут быть даже глупыми и неуместными – мол, такая-то пожилая противница строительства храма умерла от сердечного приступа и это кара Божия – но они не содержат принципиального элемента этого твита. Юмора. Стеба. Изъявления веселья по поводу чужого горя.

Попробую – если это не понятно до сих пор – привести пару примеров, никак не связанных с религией.

Утверждения "имярек погиб в результате своего неправильного поведения" или "такая-то группа людей навлекла на себя беду потому что имела в своей среде такое-то поведение" могут быть верными или неверными, но они не выражают удовольствия по поводу несчастий этих людей. Скажем, утверждение "Страшный пожар, унесший жизни людей, явился результатом грубого пренебрежения к технике безопасности. Сего ради прошу вас и умоляю – соблюдайте правила техники безопасности!" может быть неверным. Может, техника безопасности тут вообще не причем, а это инструктор по технике безопасности, как известно, зануднейший из людей, везде и всюду и по всякому поводу читает лекции про свою технику безопасности.

Утверждение "имярек погиб в результате длительного злоупотребления психоактивными веществами, да не будет этого с вами, прекращайте употребление немедленно!" может быть неверным по отношению к этому человеку. Может быть, этот врач всюду лезет со своими лекциями о вреде веществ, а на самом деле вещества тут не причем.

Но сами эти утверждения не имеют элемента насмешки, юмора и стеба. В них, так сказать, нет грамматической частицы "гы".

Шутки юмора по поводу пожара или смерти человека от веществ – это радикально другой жанр.

Говорить о причинах смерти (или иных несчастий) людей можно и даже необходимо – в этом состоит обязанность следователей, врачей, инструкторов по технике безопасности, и, если Вы верите в духовную реальность – священников. "Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою" (Иез.3:18,19)

Насмехаться над горем семьи, хоронящей своего близкого человека – нельзя. "Черный юмор, пародия, или, как теперь говорят, стеб" тут абсолютно неуместны. Публичные насмешливые комментарии по поводу смерти человека, у которого остались скорбящие родные, это крайнее свинство и бесчеловечие, с этим вас ни в Европу, ни в Азию, ни в Африку ни в какой-либо вообще человеческий социум не пустят.

Когда из человека, который за это пострадал, делают мученика либерализма – это очень прискорбный пример того, как партийность суждений губит партию.

Есть вещи которых делать нельзя в принципе – вот нельзя и все. Нельзя стебаться над смертью человека, которого сейчас хоронит его семья. Если кто-то этого не понимает – его надо отправлять в детский сад на перевоспитание, потому что обычно такие элементарные вещи там и усваиваются.

РЕКЛАМА