поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 ноября 2014  распечатать

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему "Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы"


15 июля 2014 года

г. Москва


15 июля 2014 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений состоялись общественные слушания на тему "Строительство новых храмов Москве: вызовы, мифы, проблемы".

В ходе мероприятия участники отметили тот факт, что строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в Москве востребовано верующими жителями города, особенно в тех случаях, когда речь идет о новых районах, где культовое строительство не производилось во время гонений и ограничений, налагавшихся на религиозную жизнь. Вместе с тем в ряде случаев другие жители российской столицы выступают против такого строительства по различным причинам, в том числе в связи с состоянием территорий природного комплекса города Москвы, являющихся территориями общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).

Как отмечали участники общественных слушаний, в настоящее время не достигнута предусмотренная Генеральным планом города Москвы (далее – Генеральный план) обеспеченность жителей озелененными территориями общего пользования: согласно Генеральному плану к 2015 году обеспеченность озелененными территориями общего пользования должна была составить 29,2-29,8 кв. м. на человека. Однако по данным Московского городского комитета по статистике площадь зеленых насаждений в пределах городской среды сократилась с 2000 по 2008 годы на 11 кв.м. на жителя, и в настоящее время эта тенденция сокращения продолжается. Поскольку градостроительное освоение экологически значимых территорий с сокращением площади растительности и иными негативными явлениями происходит практически во всех районах города Москвы, проблема приобретает не только локальное, но и общегородское значение.

В этих условиях участники мероприятия отмечали, что важным является продолжение и развитие диалога с широким участием различных групп населения, при этом приоритет при ведении такого диалога должен отдаваться учету мнения жителей тех конкретных мест, где властями планируется строительство. Вместе с тем жителям должна быть предоставлена полная информация о технико-экономических показателях объектов с документальным подтверждением, после ознакомления с которой сами жители определят место и необходимость строительства. В целом же программа строительства в Москве новых храмов должна стать одним из инструментов социального диалога, гражданской солидарности и общественного согласия.

В рамках такого диалога важно активизировать разъяснительную работу относительно социальных функций строящихся храмов, мечетей, синагог, их вклада в духовное развитие, культуру и образование.

Строительство религиозных и культовых сооружений необходимо рассматривать тщательно, с участием всех заинтересованных групп населения, определяя целесообразность такого строительства с учетом реализации социальных программ и строительства других социально значимых объектов.

Вместе с тем нельзя не признать права органов власти принимать соответствующие решения в рамках закона и с учетом результатов упомянутого диалога.

Следует иметь в виду, что земельное, градостроительное, природоохранное законодательство Российской Федерации и города Москвы предполагает следующее:

– в пределах особо охраняемых природных территорий, равно как и в границах иных озелененных территорий, градостроительная деятельность разрешается, возведение на указанных территориях объектов капитального строительства осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы и по обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (подпункт "а" пункта 5 части 2 статьи 11 Закона города Москвы от 25 июня 2008 № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее – Закон города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы"); статья 17 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 "О защите зеленых насаждений" (далее – Закон "О защите зеленых насаждений"); подпункты 4.2, 4.2.1 и 4.4.2 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 296-ПП);

– территории природных комплексов – городских парков, в пределах которых согласовано строительство православных храмов, не обладают охранным статусом, предусмотренным для особо охраняемых природных территорий (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ); часть 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве");

– порядок предоставления находящихся в собственности города Москвы земельных участков под строительство в данном случае предполагает многоступенчатую процедуру согласования мест размещения объектов и оформляется путем заключения двусторонних сделок – договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, которые, в свою очередь, в установленном законом порядке проходят процедуру государственной регистрации (часть 3 статьи 5 и статья 30 ЗК РФ; часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");

– документация по планировке территории и проектная документация на строящийся объект в обязательном порядке проходит государственную экспертизу на предмет выявления ее соответствия документам территориального планирования, экологическим требованиям, а также требованиям законодательства города Москвы, в том числе в области охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений (части 10 и 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 7 и 8 статьи 7 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы"; статья 17 Закона "О защите зеленых насаждений");

– предусмотрены и иные меры обеспечения защиты зеленых насаждений при строительстве, а именно государственный контроль, компенсационное озеленение и иное (статьи 4 и 7, 8 Закона "О защите зеленых насаждений");

– признается возможность вырубки зеленых насаждений на участке строительства при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и на основании специального разрешения – порубочного билета (статья 3 Закона "О защите зеленых насаждений", а также пункт 8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства города Москвы от 10 сентября 2002 года №743-ПП ).

На основании вышеизложенного большинство участников слушаний считает правомерным предоставление земельных участков для строительства православных храмов по программе "200 Храмов Москвы" в пределах особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, иных территорий с наличием зеленых насаждений.

Вместе с тем другие участники слушаний выступают против любого строительства на озелененных территориях и считают необходимым дополнительно проработать правовой аспект строительства религиозных и культовых зданий и задают следующие вопросы:

1. Какие изменения должны быть внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации для разрешения вопросов о безопасности размещения религиозных и культовых сооружений в городах России, в том числе в городе Москве.

2. Должна ли процедура принятия решений о строительстве таких сооружений быть прописана в законодательстве города Москвы, прозрачна ли она и должна ли она быть вообще.

По итогам слушаний участники рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:

Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательство, направленных на обеспечение культовой деятельности на особо охраняемых природных территориях при обеспечении сохранности природного наследия.

Органам власти и муниципальным органам города Москвы, других крупных городов Российской Федерации:

1. При решении вопроса о строительстве культовых и иных объектов рассмотреть возможность изучения мнения местных жителей в форме опросов, референдумов и прочих демократических процедур, проводимых до принятия решений и исключающих произвольные решения и конфликты в последующем.

2. Рассмотреть возможность осуществления надлежащего и детального контроля по соблюдению законности, строительных и природоохранных норм, земельного законодательства.

3.Рассмотреть возможность соблюдения механизма, предполагающего проведение слушаний по вопросу строительства новых объектов. При этом такие слушания носят рекомендательный характер и не могут явиться основанием для нарушений действующих нормативных правовых актов. Следует обеспечивать присутствие на слушаниях жителей района через соответствующие механизмы оповещения.

4. Рассмотреть вопрос о сопровождении каждого эпизода строительства нового культового здания, как и любого другого общественной, экологической и правовой экспертизой, желательно осуществляемой двумя группами независимых специалистов – юристов и экологов, причем разные группы местных жителей должны иметь возможность предложить известных им экспертов.

5. Рассмотреть возможность включения строящихся храмов, мечетей и синагог в Генеральный план города Москвы и других городов, в территориальное планирование новых районов, что позволит существенно снизить конфликт различных интересов, создаст эффективный механизм профилактики социальных направлений.

Религиозным организациям:

Рассмотреть возможность ведения разъяснительной работы среди местных жителей о целях и характере предполагаемого строительства и использования будущих зданий, а в случае начала строительства – предпринимать усилия по сохранению и регенерации зеленых насаждений и в целом по благоустройству городских территорий.

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты