Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105550.html


24 ноября 2014

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему "Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы"


15 июля 2014 года

г. Москва


15 июля 2014 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений состоялись общественные слушания на тему "Строительство новых храмов Москве: вызовы, мифы, проблемы".

В ходе мероприятия участники отметили тот факт, что строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в Москве востребовано верующими жителями города, особенно в тех случаях, когда речь идет о новых районах, где культовое строительство не производилось во время гонений и ограничений, налагавшихся на религиозную жизнь. Вместе с тем в ряде случаев другие жители российской столицы выступают против такого строительства по различным причинам, в том числе в связи с состоянием территорий природного комплекса города Москвы, являющихся территориями общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).

Как отмечали участники общественных слушаний, в настоящее время не достигнута предусмотренная Генеральным планом города Москвы (далее – Генеральный план) обеспеченность жителей озелененными территориями общего пользования: согласно Генеральному плану к 2015 году обеспеченность озелененными территориями общего пользования должна была составить 29,2-29,8 кв. м. на человека. Однако по данным Московского городского комитета по статистике площадь зеленых насаждений в пределах городской среды сократилась с 2000 по 2008 годы на 11 кв.м. на жителя, и в настоящее время эта тенденция сокращения продолжается. Поскольку градостроительное освоение экологически значимых территорий с сокращением площади растительности и иными негативными явлениями происходит практически во всех районах города Москвы, проблема приобретает не только локальное, но и общегородское значение.

В этих условиях участники мероприятия отмечали, что важным является продолжение и развитие диалога с широким участием различных групп населения, при этом приоритет при ведении такого диалога должен отдаваться учету мнения жителей тех конкретных мест, где властями планируется строительство. Вместе с тем жителям должна быть предоставлена полная информация о технико-экономических показателях объектов с документальным подтверждением, после ознакомления с которой сами жители определят место и необходимость строительства. В целом же программа строительства в Москве новых храмов должна стать одним из инструментов социального диалога, гражданской солидарности и общественного согласия.

В рамках такого диалога важно активизировать разъяснительную работу относительно социальных функций строящихся храмов, мечетей, синагог, их вклада в духовное развитие, культуру и образование.

Строительство религиозных и культовых сооружений необходимо рассматривать тщательно, с участием всех заинтересованных групп населения, определяя целесообразность такого строительства с учетом реализации социальных программ и строительства других социально значимых объектов.

Вместе с тем нельзя не признать права органов власти принимать соответствующие решения в рамках закона и с учетом результатов упомянутого диалога.

Следует иметь в виду, что земельное, градостроительное, природоохранное законодательство Российской Федерации и города Москвы предполагает следующее:

– в пределах особо охраняемых природных территорий, равно как и в границах иных озелененных территорий, градостроительная деятельность разрешается, возведение на указанных территориях объектов капитального строительства осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы и по обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (подпункт "а" пункта 5 части 2 статьи 11 Закона города Москвы от 25 июня 2008 № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее – Закон города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы"); статья 17 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 "О защите зеленых насаждений" (далее – Закон "О защите зеленых насаждений"); подпункты 4.2, 4.2.1 и 4.4.2 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 296-ПП);

– территории природных комплексов – городских парков, в пределах которых согласовано строительство православных храмов, не обладают охранным статусом, предусмотренным для особо охраняемых природных территорий (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ); часть 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве");

– порядок предоставления находящихся в собственности города Москвы земельных участков под строительство в данном случае предполагает многоступенчатую процедуру согласования мест размещения объектов и оформляется путем заключения двусторонних сделок – договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, которые, в свою очередь, в установленном законом порядке проходят процедуру государственной регистрации (часть 3 статьи 5 и статья 30 ЗК РФ; часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");

– документация по планировке территории и проектная документация на строящийся объект в обязательном порядке проходит государственную экспертизу на предмет выявления ее соответствия документам территориального планирования, экологическим требованиям, а также требованиям законодательства города Москвы, в том числе в области охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений (части 10 и 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 7 и 8 статьи 7 Закона города Москвы "Градостроительный кодекс города Москвы"; статья 17 Закона "О защите зеленых насаждений");

– предусмотрены и иные меры обеспечения защиты зеленых насаждений при строительстве, а именно государственный контроль, компенсационное озеленение и иное (статьи 4 и 7, 8 Закона "О защите зеленых насаждений");

– признается возможность вырубки зеленых насаждений на участке строительства при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и на основании специального разрешения – порубочного билета (статья 3 Закона "О защите зеленых насаждений", а также пункт 8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства города Москвы от 10 сентября 2002 года №743-ПП ).

На основании вышеизложенного большинство участников слушаний считает правомерным предоставление земельных участков для строительства православных храмов по программе "200 Храмов Москвы" в пределах особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, иных территорий с наличием зеленых насаждений.

Вместе с тем другие участники слушаний выступают против любого строительства на озелененных территориях и считают необходимым дополнительно проработать правовой аспект строительства религиозных и культовых зданий и задают следующие вопросы:

1. Какие изменения должны быть внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации для разрешения вопросов о безопасности размещения религиозных и культовых сооружений в городах России, в том числе в городе Москве.

2. Должна ли процедура принятия решений о строительстве таких сооружений быть прописана в законодательстве города Москвы, прозрачна ли она и должна ли она быть вообще.

По итогам слушаний участники рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:

Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательство, направленных на обеспечение культовой деятельности на особо охраняемых природных территориях при обеспечении сохранности природного наследия.

Органам власти и муниципальным органам города Москвы, других крупных городов Российской Федерации:

1. При решении вопроса о строительстве культовых и иных объектов рассмотреть возможность изучения мнения местных жителей в форме опросов, референдумов и прочих демократических процедур, проводимых до принятия решений и исключающих произвольные решения и конфликты в последующем.

2. Рассмотреть возможность осуществления надлежащего и детального контроля по соблюдению законности, строительных и природоохранных норм, земельного законодательства.

3.Рассмотреть возможность соблюдения механизма, предполагающего проведение слушаний по вопросу строительства новых объектов. При этом такие слушания носят рекомендательный характер и не могут явиться основанием для нарушений действующих нормативных правовых актов. Следует обеспечивать присутствие на слушаниях жителей района через соответствующие механизмы оповещения.

4. Рассмотреть вопрос о сопровождении каждого эпизода строительства нового культового здания, как и любого другого общественной, экологической и правовой экспертизой, желательно осуществляемой двумя группами независимых специалистов – юристов и экологов, причем разные группы местных жителей должны иметь возможность предложить известных им экспертов.

5. Рассмотреть возможность включения строящихся храмов, мечетей и синагог в Генеральный план города Москвы и других городов, в территориальное планирование новых районов, что позволит существенно снизить конфликт различных интересов, создаст эффективный механизм профилактики социальных направлений.

Религиозным организациям:

Рассмотреть возможность ведения разъяснительной работы среди местных жителей о целях и характере предполагаемого строительства и использования будущих зданий, а в случае начала строительства – предпринимать усилия по сохранению и регенерации зеленых насаждений и в целом по благоустройству городских территорий.

РЕКЛАМА