Андрей Зайцев История православия на окраинах империи Чем знаменита Молдавская Церковь Лариса Шорина. Под одним омофором. Очерки о деятельности
иерархов Русской Православной Церкви на территории Бессарабии в
1813 1918 гг. Кишинев, 2014 Какие ассоциации
возникают у вас от словосочетания "Молдавская Церковь"? Кто-то вспомнит про
преподобного Паисия Величковского, кто-то скажет про то, что это
самоуправляемая часть в составе Русской Православной Церкви. Между тем, именно
к православию в Молдавии имеют прямое отношение один из кандидатов на
патриарший престол в начале ХХ века – митрополит Арсений (Стадницкий) и
священномученик, автор обширного труда о Серафимо-Дивеевском монастыре –
митрополит Серафим (Чичагов)
Книга Ларисы
Шориной рассказывает о православных архиереях, управлявших Молдавской Церковью с
1813 года по 1914. За это столетие с нуля была создана новая митрополия,
построены храмы, православное богослужение переведено на молдавский язык. Епископы, управлявшие
Церковью в Бессарабии, были очень разными людьми: строгими и ласковыми,
блестящими проповедниками и людьми, предпочитавшими кабинетную работу и
произносившими лаконичные проповеди. Всех их, как
свидетельствует автор книги, "объединяла вера в Бога, стойкость в отстаивании
догматической чистоты православия, понимание необходимости непоколебимого
противостояния натиску мира сего в его дерзостных вызовах, порой лукаво скрытых
под личиной секуляристской лояльности к Церкви, а зачастую и откровенно
враждебных ей". Чтобы
представить себе всю сложность епископского служения на национальных окраинах
Российской империи, достаточно вспомнить воспоминания митрополита Евлогия
(Георгиевского), который несколько лет управлял Холмской епархией. Соседство
православных, католиков и униатов, стремление местных властей и богачей
отделиться от России приводили к гонениям на православных христиан, и архиерею
нужно было использовать весь свой такт, административные способности и любовь к
людям, чтобы защитить верующих от нападок, а Церковь от нищеты и разрухи. В начале XIX века
ситуация в Бессарабии была еще хуже, и митрополиту Гавриилу (Бэнулеску-Бодони)
приходилось защищать православие не только от иноверцев, но и от некоторых
православных греков, предпочитавших откупаться от Турции и быть полновластными
хозяевами в своих монастырях и храмах, но не подчиняться епископу из России,
который хотел создать единую епархию, защитить священников и мирян от произвола
местных властей, привести народ в храмы, научить грамоте детей и создать
духовные училища для будущих пастырей. Всем этим и
занимались молдавские архиереи на протяжении почти ста лет. Вместе с Россией
они переживали войны, болезни, радовались приезду членов императорской семьи,
украшали храмы. За столетие
некоторым архиереям (митрополиту Серафиму (Чичагову) пришлось пострадать от
верующих, которые в пылу политической борьбы начала ХХ века обвиняли епископа в
"неправильных" взглядах. По счастью, у владыки нашлись и защитники: "Священник Иеремия Чекан, ранее
подвергавшийся неоднократным и строгим наказаниям со стороны владыки Серафима и
прежде часто ему оппонировавший, публикует открытое письмо со следующими
словами: "...Вы пишете статейки против архипастыря Серафима. Бросьте это мертвое
дело. <...> Я пришел к заключению, что владыка Серафим был лучшим иерархом нашей епархии". Сам же митрополит Серафим при прощании
с епархией сказал, что церковная смута разорвала его сердце: "Обвинение против молдавского народа
разорвало мое сердце, и сшить теперь его нельзя. <...> От ухода моего да
вразумятся враги народа". Читатель найдет в книге Ларисы Шориной и
другие, не менее интересные, выдержки из документов, которые рассказывают о
непростой истории православия в Молдавии. Книга распространяется бесплатно. Желающие
её получить могут обратиться по адресу: axion.c@gmail.com
Источник:
|