Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105665.html


14 декабря 2014

Андрей Зайцев

История православия на окраинах империи

Чем знаменита Молдавская Церковь

Лариса Шорина. Под одним омофором. Очерки о деятельности иерархов Русской Православной Церкви на территории Бессарабии в 1813 – 1918 гг. Кишинев, 2014

Какие ассоциации возникают у вас от словосочетания "Молдавская Церковь"? Кто-то вспомнит про преподобного Паисия Величковского, кто-то скажет про то, что это самоуправляемая часть в составе Русской Православной Церкви.

Между тем, именно к православию в Молдавии имеют прямое отношение один из кандидатов на патриарший престол в начале ХХ века – митрополит Арсений (Стадницкий) и священномученик, автор обширного труда о Серафимо-Дивеевском монастыре – митрополит Серафим (Чичагов)

Книга Ларисы Шориной рассказывает о православных архиереях, управлявших Молдавской Церковью с 1813 года по 1914. За это столетие с нуля была создана новая митрополия, построены храмы, православное богослужение переведено на молдавский язык.

Епископы, управлявшие Церковью в Бессарабии, были очень разными людьми: строгими и ласковыми, блестящими проповедниками и людьми, предпочитавшими кабинетную работу и произносившими лаконичные проповеди.

Всех их, как свидетельствует автор книги, "объединяла вера в Бога, стойкость в отстаивании догматической чистоты православия, понимание необходимости непоколебимого противостояния натиску мира сего в его дерзостных вызовах, порой лукаво скрытых под личиной секуляристской лояльности к Церкви, а зачастую и откровенно враждебных ей".

Чтобы представить себе всю сложность епископского служения на национальных окраинах Российской империи, достаточно вспомнить воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), который несколько лет управлял Холмской епархией. Соседство православных, католиков и униатов, стремление местных властей и богачей отделиться от России приводили к гонениям на православных христиан, и архиерею нужно было использовать весь свой такт, административные способности и любовь к людям, чтобы защитить верующих от нападок, а Церковь от нищеты и разрухи.

В начале XIX века ситуация в Бессарабии была еще хуже, и митрополиту Гавриилу (Бэнулеску-Бодони) приходилось защищать православие не только от иноверцев, но и от некоторых православных греков, предпочитавших откупаться от Турции и быть полновластными хозяевами в своих монастырях и храмах, но не подчиняться епископу из России, который хотел создать единую епархию, защитить священников и мирян от произвола местных властей, привести народ в храмы, научить грамоте детей и создать духовные училища для будущих пастырей.

Всем этим и занимались молдавские архиереи на протяжении почти ста лет. Вместе с Россией они переживали войны, болезни, радовались приезду членов императорской семьи, украшали храмы.

За столетие некоторым архиереям (митрополиту Серафиму (Чичагову) пришлось пострадать от верующих, которые в пылу политической борьбы начала ХХ века обвиняли епископа в "неправильных" взглядах. По счастью, у владыки нашлись и защитники: "Священник Иеремия Чекан, ранее подвергавшийся неоднократным и строгим наказаниям со стороны владыки Серафима и прежде часто ему оппонировавший, публикует открытое письмо со следующими словами: "...Вы пишете статейки против архипастыря Серафима. Бросьте это мертвое дело. <...> Я пришел к заключению, что владыка Серафим был лучшим иерархом нашей епархии".

Сам же митрополит Серафим при прощании с епархией сказал, что церковная смута разорвала его сердце: "Обвинение против молдавского народа разорвало мое сердце, и сшить теперь его нельзя. <...> От ухода моего да вразумятся враги народа".

Читатель найдет в книге Ларисы Шориной и другие, не менее интересные, выдержки из документов, которые рассказывают о непростой истории православия в Молдавии.

Книга распространяется бесплатно. Желающие её получить могут обратиться по адресу: axion.c@gmail.com

РЕКЛАМА