Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_106459.html


09 апреля 2015

Андрей Зайцев

Религия и цифры. Можно ли измерить веру?

Источник: http://pravoslavie.fm/opinion/3385/ Православие.ру

Человек спешит по своим делам. Он идет по улице: слушает музыку, беседует с приятелем или просто погружен в свои мысли. Рядом с ним месят весеннюю грязь или радуются солнцу другие прохожие. Всем некогда. В этот момент к нашему герою подбегает девушка и спрашивает: "Вы соблюдаете Великий пост? Можете ответить на несколько вопросов?".

В такой ситуации большинство из нас просто скажут "нет", а оставшиеся будут мучительно искать "правильные" ответы про Пасху и Великий пост, но их настоящее отношение ко Христу и Церкви нельзя будет выразить с помощью цифр. О своей любви и глубоких чувствах обычно социологам не рассказывают.

Каждый год перед большими праздниками (Пасха и Рождество) ВЦИОМ проводит очередной опрос и выясняет, что 77 процентов граждан не обращают внимания на Святую Четыредесятницу и едят как обычно. Только 3 процента опрошенных говорят о том, что соблюдают Великий пост "полностью".

После этого многие светские и некоторые православные издания делают новость с кричащим заголовком "Только три процента россиян соблюдают Великий пост", но если прочитать текст по ссылке внимательно, то можно узнать, что около половины опрошенных отказываются от мясной и молочной пищи, курения или употребления алкоголя.

Проблема в том, что заголовок "Почти половина россиян не пьет Великим постом" не интересен ни радикальным сторонникам идеи о том, что Россия – традиционная православная страна, ни тем, кто считает народ неграмотным, суеверным, не читающим Евангелие.

"Живую веру невозможно измерить цифрами"

В результате в Интернете вновь говорят о том, что за 20 лет православие в стране так и не возродилось, или, напротив, призывают прибегнуть к радикальным миссионерским провокациям, чтобы формально воцерковить как можно большее число россиян. Участники дискуссии забывают о том, что живую веру невозможно точно измерить цифрами.

Представим себе, что на одной лестничной клетке живет 5 человек.

Мужчина – он знает наизусть Символ веры, хорошо разбирается в основах православия, любит историю Церкви или жития святых, читал Евангелие, знает, как отличить священника от епископа, но при этом молится дома, в храм ходит редко, почти не постится, а причащается пару раз в год. Он "воцерковленный христианин" или нет?

А вот женщина. Она старается каждую неделю быть в храме, причащает детей, хлопочет по хозяйству, старается соблюдать пост, но не отличит Болотова от Карташева, I Вселенский собор от VII, не знает, как зовут ее епархиального архиерея, Евангелие читала, но больше любит акафисты. Еще она немного суеверна и не может толково объяснить, что происходит в алтаре во время Евхаристического канона. Эта женщина – "воцерковленный христианин"?

Вот маленький ребенок, которого мама причащает чаще, чем себя, но он не сможет ответить на вопрос социолога. Мы его будем считать христианином?

Вот бабушка, которая редко ходит в храм, но ежедневно молится дома. Ее представления о православной догматике чудовищны, но она читает Евангелие. Она верит во Христа и в черную кошку, а еще и к экстрасенсам обращалась. На Пасху она пойдет на кладбище, чтобы ухаживать за могилами предков, а в храм пойдет только чтобы куличи освятить. Вы готовы отказать этой старушке в праве называться христианином?

Вот молодая девушка, которая переступала порог храма пару раз за всю жизнь. Называет себя неверующей, но крещена. Ее жизнь совсем не образец добродетели, но при этом она, например, помогает бедным. Мы её в какую колонку определим по опросу?

В результате три человека из пяти при опросе назовут себя православными, а четвертая может ответить "верующая" или даже тоже "православная", а маленький ребенок не ответит ничего.

В результате мы получаем от 60 до 80 процентов людей, считающих себя православными и прямо говорящими об этом. В храм из них часто ходят только 40 процентов (мама и ребенок, которого мы формально не можем считать "православным", поскольку он не в состоянии ответить на вопрос), еще 20 процентов могут прочитать "Символ веры" наизусть. Минимум 60 процентов, считая малыша, пойдут освящать куличи.

А теперь скажите, какой процент православных христиан живет на этой выдуманной мною лестничной клетке?

И это еще самый простой случай. Мы говорим о внешних, формальных критериях, а как просчитать то, что происходит у человека в душе?

И последнее. Можно долго насмехаться над тем, что православными себя в России называют процентов 70, а в храм еженедельно ходят от одного до пяти процентов, но никуда не уйти от факта, что две трети наших соотечественников считают себя именно православными. Конечно, ситуация может измениться – в условиях гонений число христиан уменьшится, и нам, православным, нужно заботиться о нашей Церкви и людях, живущих вокруг нас.

Так что не стоит вести бесконечные споры по поводу социологических исследований или втискивать всех православных в прокрустово ложе стандартного опроса. Идет Страстная седмица, и стоит вспомнить о том, что Христос распялся за каждого человека, вне зависимости от того, знает ли он Символ веры и ходит ли еженедельно в храм. Это не значит, что достаточно иметь "Бога в душе", но и превращать всю Церковь в кружок по изучению Библии или православной догматики тоже не имеет смысла.

РЕКЛАМА