поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 апреля 2015  распечатать

Флэшмоб на Пасху: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил верующим в пасхальные дни надевать красные ленты.

"Давайте предложим: пусть это будет не флешмоб, а общенародное такое действо. Давайте называть "красные ленточки", – заявил священник в эфире своей авторской программы "Вечность и время" на телеканале "Спас".

"Давайте свидетельствовать о Пасхе, о Воскресении Христовом, о христианском образе жизни и словами, и делами, и шарфиками, и ленточками, чтобы люди все-таки видели, что есть в этом обществе немало людей, которые живут Христом, духовными смыслами, связанными с Пасхой", – отметил он.

Празднование Пасхи, которая в этом году пришлась на 12 апреля, длится 40 дней – вплоть до Вознесения. Все это время верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" Традиционным пасхальным цветом является красный.

На днях патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с Пасхой по видеосвязи космонавтов МКС. По случаю праздника они надели красные майки.

Отметим, что вообще в народе помнят, любят и отмечают главным образом те праздники, которые предполагают какое-то общее для всех действие: наряжать елку, дарить женщинам мимозы и тюльпаны, печь куличи и красить яйца – и т.д. Праздники, которые такого элемента лишены, так и остаются просто дополнительными выходными, не вызывающими у подавляющего большинства народа сколько-нибудь отчетливых ассоциаций.

Недаром в России так стремительно стал повсеместным обычай повязывать в День Победы георгиевскую ленточку на одежду, сумку или машину: когда ветеранов осталось уже слишком мало, чтобы поздравления в их адрес "держали" любимый народом праздник, появилась потребность в каком-то другом жесте, доступном каждому.

"Как вы относитесь к предложению о.Всеволода? Может быть, следовало бы популяризовать аналогичным образом какие-нибудь еще праздники?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Очень хорошее предложение, вполне приемлемое и нетрудное к исполнению. Поэтому стоит его всячески поддержать. Таким же образом можно и праздник Троицы почтить, например, ленточками зеленого цвета – это цвет радостный, и храмы украшают в праздник зеленой травой.

Есть праздники, которые понятны только верующим – как Успение Пресвятой Богородицы или Усекновение главы Иоанна Предтечи. А Пасха и Троица – самые яркие из наших праздников. Так что, мне кажется, еще и Троицу можно отмечать не только праздником внутри храма, но и внешним образом – оповещая всех окружающих и выделяя себя как члена Церкви среди всего сообщества неверующих, ПОВЯЗЫВАЯ ЗЕЛЕНУЮ ЛЕНТУ.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Думаю, на Пасху подойдет и георгиевская ленточка. Красные банты – это печальная страница нашей истории: в Февральскую революцию эти банты повязывали все, вплоть до царской родни. Такая ассоциация мне не по душе.

Наша Пасха связана со светлым Христовым Воскресеньем, и георгиевская ленточка будет нас объединять, а не так, что одни красные банты повяжут, а другие георгиевские ленты.

А еще мне нравится, когда женщины носят красные платки и кофты. Мужчины все же построже в отношении одежды, и им вот в самый раз ленточку бы.

И вообще я бы ленточную тему не развивал дальше. Для нас главной ленточкой должна быть именно георгиевская. Любая другая будет дезавуировать сам символ георгиевской ленточки, ведь она символ даже не Дня Победы. Ее называли раньше муаровой лентой – Лентой славы. Вот слава о Христе как раз и есть. А сейчас идет ассоциативный ряд с Днем Победы, но смысл гораздо глубже. Так что не надо развивать скользкую тему ленточек, а то потом белая ленточка выскочит или радужная.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

В целом предложение отца Всеволода мне нравится. Но все-таки красная для многих ленточка – символ большевизма, и ее ношение на Пасху может быть неправильно понятно. А вот если на этой ленте написать буквы ХВ, тогда смысл сразу станет понятен.

Георгиевская лента – символ боевой славы России: не только прошлой, но и настоящей. Других ассоциаций у россиян нет. А у красной ленточки все-таки смыслов несколько, так что обозначить нужный необходимо.

Но вообще замысел хороший. Что касается других праздников – думаю, других символов нам не нужно. Иначе мы с этими символическими знаками, что называется, переборщим, и получится "несоленая соль". А раз в год красная ленточка, связанная исключительно с Пасхой, думаю, вполне уместна.

Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":

Идея отца Всеволода мне нравится. На эту Пасху мы специально заказали для нашего прихода несколько тысяч ленточек. Они, правда, не красного, а красно-желтого цвета, с надписью "Христос Воскресе". Мы раздавали эти ленточки, а из них делали потом бантики, которые прикалывали к лацканам, вешали на сумочки, привязывали на автомобили. Их охотно брали и воцерковленные прихожане, и те, кто, быть может, в первый – второй раз пришел на Пасху просто святить куличи.

Нововведения такого рода замечательны, и я их всячески приветствую. Нужно больше символов, которые связывали бы общество и Церковь: это поистине доставляет удовольствие, радость. Такие ленточки – тоже своего рода свидетельство о Христе. Они напоминают: нас много, с нами нужно считаться. А еще такие ленточки поднимают настроение. Важно, чтобы и на Пасху, и в любые другие праздники, люди расходились от нас с улыбками, унося радость. Так что я – за.

А вообще у этих ленточек есть предыстория: их носили люди, выступавшие в защиту либеральных ценностей (белые ленточки), и те, кто хотел поддержать сражавшихся на Донбассе (георгиевские ленточки). Церковь просто подхватила удачную идею. А без этого их, думаю, ленточки никто бы не понял и не принял. Если что-то насаждать искусственно, это вряд ли приживется, ну а здесь все получилось очень удачно.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

В Православной Церкви праздники связаны с определенным цветом облачения служителей. На Богородичные праздники он голубой. На Троицу, Вход Господень в Иерусалим, в Дни памяти преподобных – зеленый. А вот пасхальный цвет в нашей церкви красный. Этот цвет напоминает нам также о мучениках.

Конечно, ношение лент – не православная традиция. На лентах носили ордена. Меньшей степени – в петлице на груди, более высокой – на шее, ну а высшей – через плечо. Во Французской Республике лента к ордену Почетного легиона была красного цвета, а еще прилагалась розетка, которая надевалась как наши орденские планки.

Во время революций часто надевали красные банты. Их прикалывали на грудь как символ крови, которую революционеры проливают за свои идеи. Революционеры, конечно, совершили плагиат, использовав церковную символику мученичества.

Как видим, у этих ленточек есть предыстория, но в наши дни их ношение становится важным символом самоидентификации человека в обществе. Можно вспомнить и георгиевскую ленточку, которая прижилась в нашем обществе как символ Победы, а также стала символом русского патриотизма и единства всех русских людей, в какой бы стране они не проживали. Отсюда гонения на георгиевскую ленту в некоторых постсоветских государствах. А вот среди представителей российской оппозиции популярна белая ленточка.

Пасха – не только главный православный праздник. Для многих граждан нашей страны, чья религиозность не очень глубока, Пасха все рано важна, и связана с некоторыми внешними проявлениями: обменом приветствиями: "Христос Воскресе", пасхальными яйцами, христосованием. Очень трудно осуществлять социальную коммуникацию, обмениваясь, например, пасхальными яйцами. Поэтому идея отца Всеволода носить красные ленточки на Пасху мне кажется замечательной. Но приживется ли она? Все-таки георгиевская ленточка – однозначный символ, белая – неопределенный, а вот красная для многих связана с памятью о революции, большевиках.

Если красные ленточки станут символом Пасхи, это можно приветствовать, но есть опасность: старшее поколение будет принимать их за красный бант, что, конечно же, не очень хорошо. В любом случае, должны пройти годы, чтобы люди привыкли к такому значению лент, и приняли их.

Но ничего плохого в этом нет. Попробовать, в любом случае, стоит. Так что идея интересная, творческая и перспективная.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Христиане должны говорить о своей вере и свидетельствовать о ней не с помощью внешних знаков, а своей жизнью. Надеть ленточку легко, но нужно ли?

К тому же в последнее время этот символ несколько примелькался. Ко Дню Победы раздают георгиевские ленточки, белые надевали оппозиционеры с Болотной площади. "Желто-блакитные" ленточки стали символом Майдана. Вносить в обиход еще одну ленточку, думаю, неправильно.

Христиане просто должны вести себя так, чтобы все, кто видел их поступки, радовались и говорили: "мы хотим быть такими, как эти люди". А эти внешние знаки, к сожалению, только профанируют понятия "религия", "вера".

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

Вообще исторически человеку свойственно отмечать любое торжество при помощи каких-то внешних проявлений, символов. Подчеркнуть в наше бездуховное время свое отношение к величайшему событию во всей истории человечества – Воскресению Христову, конечно, следовало бы. Поэтому я могу лишь приветствовать появление "пасхальных лент".

Но также мы знаем: всякая идея всегда проверялась временем. Думаю, наш православный народ покажет, насколько жизнеспособна и востребована эта.

Однако сводить праздники только к внешним проявлениям не совсем верно – все-таки на форму влияет содержание. Самыми мощными, я бы даже сказал, зомбирующими население режимами были те, при которых упор делали на символику. В Германии 30-х и первой половины 40-х годов она завораживала многих. И только осознание ужаса происходившего заставило людей очнуться.

Или, например, символика наших "закоокеанских партнеров": на каждом доме висит флаг, каждый житель держит в руке маленький флажок, а во время исполнения Гимна все стоят, положив руку на сердце. Казалось бы, ничего плохого в уважении к государственным символам нет. Но посмотрите, что прячется под этим: в мире происходят гражданские войны, финансируемый, выпестованный американцами терроризм уносит множество жизней. Так что важна не форма, а содержание.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Мне кажется, это здорово. Пасха – самый большой праздник, и дополнительный символ ее только украсит. Дарить друг другу яйца, христосоваться тоже хороший обычай. В стихирах Пасхи хорошо сказано о радости, о прощении другу друга всех прегрешений. Действительно, в такой праздник не хочется таить обиду, зло. Хочется простить всех и поделиться радостью.

Не уверен, нужна ли подобная символика для других праздников, но знаю, какие отмечать я точно не стану. Это Хэллоуин и Валентинов день. В Хэллоуин я как-то зашел я в магазин и ахнул – все продавцы были наряжены в чертей и ведьм. Причем продавали там технику, и создавалось впечатление, что такой маскарад мешает самим продавцам. Вообще Хэллоуин не наш праздник, есть в нем что-то неприятное.

То же можно сказать про Валентинов день – кстати, на Западе католическая Церковь его не празднует. Изначально была благая идея – посвятить этот день семье. Но сейчас "валентинки" чаще дарят не женам, не невестам, а, так сказать, "второстепенным женщинам" – например, сотрудницам.

Я видел, как в некоторых регионах празднуют день Петра и Февронии – мне понравилось. Может, это станет хорошей традицией. Уже даже сложены пенсии про Петра и Февронию, их поет молодежь. Мне кажется, этот праздник супружеской верности и крепости любви можно популяризировать.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Я плохо к этому отношусь по одной причине: когда свершилась Февральская революция в России 1917 года, то у нас надевали красные банты те, кто поддерживал революцию. И вообще красный цвет для нашей исторической памяти связан прежде всего с революцией и гонением на Церковь. Так что у меня идея не вызывает симпатий.

Сам я из дома не выхожу, не надев рясу и подрясник. Так что моя вера во Христа со мной круглый год. И достаточно того, что мы куличи печем и яйца красим, но не это главное. Мы сейчас каждый день говорим своим верующим, чтобы Пасха была для них праздником души, а не праздником желудка. Пусть лучше они сделают больше добрых дел в эти дни, навещают своих родственников и приветствуют всех пасхальным призывом "Христос воскресе!"

Когда мы выходим на уровень официального пиара, как с космонавтами, это хорошо: пусть оденутся в красное, у нас вообще на Руси на праздники принято одеваться во все красивое. А повязки красные еще добровольные дружины напоминают. Так что мне эта идея какой-то сомнительной кажется.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:

Я бы выступил в поддержку празднования Международного Дня православных женщин (День Жен-мироносиц) – его отмечают во второе воскресенье после Пасхи. Эти женщины служили Христу, чем могли.

По обычаю в некоторых храмах епископ, если служит именно он, дарит каждой женщине по красному тюльпану или розочке. Мужчины в этот день поздравляют жен, сестер, матерей. Моя супруга воцерковлена, и этот праздник отмечает с удовольствием. Пытаюсь убедить и маму праздновать его вместо 8 марта, так как Международный Женский день всегда выпадает на Великий Пост и его как следует не отметишь.

Ну а что касается ленточек – с георгиевскими все понятно: это привычный символ. А вот красный цвет, на мой взгляд, у многих еще ассоциируется с большевиками. С красными бантами ходили на демонстрации, делали революции. Я бы смущался, если бы мне предложили надеть такой бант и пройти по городу – даже если там и написано "Христос Воскресе". Быть может, для Пасхи стоит поискать более удачный символ?

Правда, говорят: "Критикуешь – предлагай". Увы, пока я не могу предложить яркого символа, – как-то об этом не задумывался. Но, думаю, если нам провести "общеправославный мозговой штурм", идеи обязательно появятся.

А вот таких символов, как пасхальный кролик у американцев, мне бы точно не хотелось. От них бы я всячески открещивался. В Америке и Рождество уже прекратилось в "день жареной индейки". Они поздравляют друг друга со счастливым Рождеством, а слово "Христос" куда-то потерялось.

Но в целом я согласен с отцом Всеволодом – Пасху нужно популяризировать, чтобы люди поняли: это важный день для всех, кто считает себя православными.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Вопрос важный, и относится больше к жизни общественной, чем религиозной. Если бы у меня была такая ленточка, я, может, ее и навязал бы. Кстати, было у меня несколько георгиевских ленточек, да все куда-то подевались. Как раз несколько дней назад ходил и думал: надо бы раздобыть к 9 мая.

Каждый по своим внутренним соображением следует или не следует этим мелким и необязательным обычаям. Есть вещи обязательные, которые из обычая перерастают почти уже в канон, а есть вещи произвольные. От того, что у меня нет этой ленточки, никто не страдает и особо не замечает, а поздравить людей с Рождеством и Пасхой – это для меня необходимость. Не поздравлять было бы проявлением невежливости.

Так что решение этого вопроса остается в индивидуальной воле каждого. И только сложение этих индивидуальный желаний на национальном большом пространстве приведет к тому, закрепится обычай или нет. Иными словами правильно отец Всеволод призывает и привлекает к этому внимание, но делать общие выводы за всех не стоит.

Олег ЕФИМОВ, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы:

В этом, как, впрочем, и в прошлом году, я имел величайшее счастье присутствовать на ночной пасхальной службе. Каждая Пасха – это особое счастье и милость Божья! Все, как известно, начинается на улице, у храма, все сердечно ждут этого самого первого после Великого поста радостного возгласа: "Христос воскресе!". И мы единым выдохом и с единым сердцем кричим: "Воистину воскресе!". И для всех православных христиан, и для меня это воплощенная в словах формула счастья, формула радости!

Цвет красный – цвет крови Христовой. С чувством удовлетворения не первый раз замечаю, как на многих матушках красные платочки, – ведь не только красное яичко дорого к пасхальному дню. И в пасхальной одежде батюшек красный цвет, и на молодых людях можно увидеть красные галстуки, сорочки и завершается пасхальная неделя Красной горкой, и главная площадь нашей страны – Красная, прекрасная! И замечательно, что такая народная традиция существует.

Поэтому я, конечно, радостно поддерживаю предложение уважаемого отца Всеволода. Если бы в храм пришел инициативный человек с этими ленточками, и раздавал их перед пасхальной службой по благословению настоятеля храма, это было бы очень красиво, по православному, в этом нет ничего дурного.

Наверняка критики назовут их революционными бантиками. Отнюдь нет. Это они, революционеры, у нас забрали красный пасхальный цвет, сделав знамя красным. В русском языке так много красного – красивого и прекрасного. И мы будем приветствовать алые бантики, которые бы объединяли нас в едином славлении Христа воскресшего. Потому что это праздник праздников, торжество из торжеств, благодать великая.

Кстати, в Русской Православной Церкви знают и соблюдают символику цветов, особенно наши матушки. С них надо брать пример – на каждый праздник свой цвет. Мы как-то обсуждали темы православных праздников – Радоница, Троица и других. Пусть это не праздничные выходные дни, а дни особых традиций, но я уверен, что все вернется – и в цветах, и в платочках, и в соборной молитве. Все встанет на правильный путь и на нужные рельсы согласно времени, вечное наполнится новым своевременным смыслом!

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты