"Брак – добровольное мученичество". Священник о разводах и "развенчании" Источник: Аргументы и Факты Накануне
Красной горки праздника свадеб, священнослужитель рассказал SMOL.AIF.RU об
отношении церкви к детям, рожденным в "гражданских" браках, повторных
венчаниях и веских причинах для развода. В народе говорят: кто на Красную Горку
женится тот во век не разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на
"высокое" покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак
именно на следующей неделе после Пасхи. Кто-то после церемонии в ЗАГСе
отправляется в церковь, чтобы получить божье благословление. О том, обязательно
ли венчаться, в каких случаях допустимо повторное венчание, как относится
церковь к детям, родившимся в так называемых гражданских браках, и почему не
одобряет добрачные отношения, SMOL.AIF.RU рассказывает отец ГЕОРГИЙ (СВИТЦОВ),
настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела
Смоленской епархии.
"Венчание в угоду моде не имеет смысла"
Олеся ТОМАШОВА, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание
ритуал обязательный или желательный? Отец ГЕОРГИЙ: Для христианина обязательный. Но если люди
венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет
смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья
дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: "Кто верует и
крестится, тот спасен будет". Придя на официальную светскую брачную
церемонию, человек тем самым говорит окружающим это мой муж (моя жена) и я
за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается
к богу: "Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить
благословение на наш брак". Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от
будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят
жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет. Согласно православному вероучению, изначально Господь указал
на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения
церковного брака прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной
Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для
повторного вступления в брак, среди которых отвлечение одного из супругов от
православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был
пересмотрен и 15 лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало
возможным? Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного
вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к
повторному браку сейчас, очень большое снисхождение к немощи человеческой.
Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к
сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в
семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных,
правильных семейных традиций. Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было
столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции
как таковой не существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В
семейных отношениях все было гораздо чище. Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых
раньше просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в
частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания
бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является
истинно христианским. Также в числе оснований серьезная болезнь супруга.
Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто-то
из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать
за разводом. Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо
указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое
прошение и выносит свое суждение можно повторно венчаться или нет. А суд может не разрешить повторное венчание? Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех
идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то может
придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за
свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешения
Церковного суда истинного благословления он не получит.
"Не сошлись характерами" не аргумент Сколько раз можно развенчиваться? Нет такого понятия развенчание, есть чин второбрачия.
Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется
по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся
прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится
второй раз большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред
Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен.
Кроме того, на так называемых "второбрачных" раньше не возлагали
венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов
вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных. А третий церковный брак возможен? Третий брак дозволяется Церковью как очень большое
снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило
святителя Василия Великого "Томос единения"). Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда
супруги, как сейчас часто говорят, "не сошлись характерами"? Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти
навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь
можно только через преодоления, испытания. "Не сошлись характерами"
означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит:
брак это великий подвиг, более того добровольное мученичество. Но, как правило, "развенчаться" или разводиться
приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден
признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме
сказать вернись к ней (или к нему), тоже неправильно насильно мил не
будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить
ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок, тем
самым заставить его задуматься. Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте? Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает,
что в 60 лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и
нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь
призывает не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно
как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально
христиане, а на самом деле нет.
"Настоящая любовь не прекращается" Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так
называемым "гражданским" бракам, которых сегодня становится все
больше? Отрицательно. Такой союз это безответственные отношения
между людьми. На юридическом языке он называется сожительством.
"Гражданский брак" выражение совершенно ложное. Настоящим же
гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Люди говорят "Зачем жениться официально? Штамп в паспорте
ничего не значит". Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл а если
так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то
препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную
ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это
считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей,
родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и
к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает. Все больше молодых людей начинают "пробовать" жить
вместе до вступления в брак. Это допустимо? Жениху и невесте время ухаживания дается для того, чтобы они
вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и
вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые
партнеры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны увидели в человеке
напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный
объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и
осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение,
которое, как известно, очень быстро проходит. Но ведь бывает, что и любовь проходит? У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не
прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит,
что кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда.
Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно они по-настоящему
никогда не любили.
|