Старообрядцы в сердце Африки У
ревнителей русского старообрядчества недавно обнаружились единоверцы в
Центральной Африке, на берегах великого озера Виктория. Чем старая вера
оказалась так привлекательна для народов банту и как они наладили связь с
далекой Москвой, обозревателю "НГР" Владиславу Мальцеву рассказал
священник Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Никола БОБКОВ.
Отец Никола, как в Уганде появилась старообрядческая община?
В конце 20-х годов прошлого века один из местных членов
Англиканской церкви, задавшись вопросом о разделении христиан на католиков,
протестантов и так далее, обратил внимание в словаре на выражение orthodoxy, то
есть православие. Начал интересоваться, что это такое, и узнал, что это
Церковь, сохраняющая чистоту христианской религии. Этот человек и еще трое
также интересовавшихся истинной верой угандийца обратились с письмом в
Александрийский патриархат, но жили они далеко, и никто им тогда не ответил. Так
что в итоге они просто ушли из Англиканской церкви и создали новую, привлекая в
нее своих знакомых. Однако православие они, изучая самостоятельно, понимали
по-своему и, по сути, были близки к греко-католикам.
А в 1950-е годы произошел такой случай: в Уганде находился
греческий бизнесмен, у которого родился сын, и он, узнав, что там есть
православные храмы, обратился туда для крещения ребенка. Но в ходе обряда он
отметил: "Ребята, крестите-то вы как-то не так!" По возвращении домой
он обратился в Александрийский патриархат, и те прислали в Уганду своего
архимандрита, который прожил в стране несколько лет, приводя жизнь местных
православных к ортодоксии. Он достиг весьма достойных результатов, судя по
тому, что в наши дни количество православных в Уганде оценивается цифрой от 1
до 2 миллионов, у них есть митрополит и около 30-40 священников, все из
местных.
Община угандийцев обрела в 1950-е годы и священников из числа
местных верующих, которые прошли обучение в греческих монастырях и были
рукоположены архиепископом Александрийского патриархата, присланным для
окормления африканских неофитов. Местные священники затем перевели православное
богослужение и церковные книги с греческого на язык луганда, на котором в
основном и говорят те угандийцы, которые составили православную общину.
Однако некоторых верующих не устраивали новостильный календарь
и экуменическое общение с другими Церквами, принятые в Александрийском
патриархате. Молитвенные действия с католиками и англиканами, которые совершали
приезжавшие в Уганду греки, привели верующих к необходимости поиска большей
чистоты православия. Лидером этой группы был протопресвитер Иоаким Кийимба, сын
священника и внук местного епископа. Поскольку отец Иоаким в 1970-е годы учился
в медицинском институте в Ленинграде, он был наслышан об экуменической
деятельности митрополита Никодима (Ротова), так что к РПЦ они решили не
обращаться. Он и его прихожане искали с начала 1990-х годов Церковь, следующую
старому стилю и не участвующую в экуменическом движении, в различных старостильных
греческих синодах, сменив несколько деноминаций, но поняли, что и там везде не
все гладко, и в 2012 году обратились к митрополиту Корнилию (митрополит
Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель РПСЦ. "НГР")
с письмом, прося о помощи. Завязалась переписка, и в 2013 году они перешли под
окормление Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви.
В мае 2013 года прибывший в Москву протопресвитер Иоаким Кийимба был принят в
нашу Церковь "в сущем сане", а затем в Уганду были направлены
делегации старообрядческого духовенства и мирян, которые являются специалистами
в различных областях (врач, строитель), с целью помочь в организации жизни
местных единоверцев. Я как священник обучал их двоеперстному крещению, земным
поклонам и так далее.
Такой поиск истинной Церкви, очевидно, присущ многим
угандийцам. Например, отец Иоаким мне рассказывал о действующей на одном из
островов на озере Виктория общине африканцев, принадлежащей к Русской
православной церкви за рубежом.
Что собой представляет сейчас старообрядческая община Уганды?
После ухода из Александрийского патриархата им все пришлось
начинать с нуля, но сейчас у общины уже есть один действующий храм в пригороде
столицы страны Кампалы и еще два строящихся. Число прихожан около 200. К
сожалению, в данный момент у них нет священника протопресвитер Иоаким Кийимба
скончался в конце января с.г., а подготовить себе на замену кого-то из паствы
он не успел. Сейчас обсуждается, как привезти в Россию двух кандидатов, которые
получат необходимое для священничества образование и отправятся домой нести
свое служение. Жители Уганды вообще нечасто выезжают за границу, в том числе по
материальным соображениям, бедность там пока господствует. Большинство
угандийцев живут очень бедно, и наши единоверцы там не исключение.
Медицинское обслуживание там слабое, люди в глубинке буквально умирают, не имея
возможности получить помощь врача. Так как отец Иоаким получил в свое время в
СССР медицинское образование, он создал в Кампале медицинское училище для
местных сирот, которые затем посещали деревни, помогая людям, а попутно
рассказывали им о своей вере. Здание для этого училища прихожане отца Иоакима
строили своими силами, и за несколько десятков лет воздвигли и оснастили всем
необходимым трехэтажное кирпичное здание. Там они хотят открыть и полноценные
курсы для медсестер. Возможно, будут открыты также курсы русского языка для
членов общины.
Привносят ли угандийцы в православную обрядность какие-то
местные традиции?
Не видел, но не удивлюсь, если они обнаружатся. У них есть
сильный трепет перед Священным Писанием. Даже в обычной жизни стараются
отказаться от каких-то остатков язычества. Обязательно платят церковную
десятину, правда, чаще всего продуктами кто-то приносит связку бананов, кто-то
плоды хлебного дерева и т.д. Один из членов общины, местный умелец, писал
безвозмездно иконы и фрески для храма в пригороде Кампалы.
Каковы перспективы расширения африканского старообрядчества?
Прежде чем говорить о расширении, необходимо провести
техминимум по обучению и навыкам устоявшейся группы, наладить постоянные
контакты, найти возможность местным старообрядцам систематически бывать в
России, чтобы посещать духовные центры древлеправославия. Пока речь идет не о
расширении, а сохранении достигнутого. Без этого миссия не имеет смысла. Для
нашей Церкви это тоже серьезное испытание. Источник: Независимая газета
|