Выступление Александра Щипкова на открытии памятника Николаю Заболоцкому В рамках мероприятий Года литературы в России 11 июля 2015 года состоялось незаметное по форме, но грандиозное по смыслу событие: в Тарусе открыт первый в России памятник великому русскому поэту Николаю Заболоцкому. Инициатор и организатор установки памятника философ, писатель, политолог Александр Щипков выступил на мероприятии с торжественной речью:
Дорогие друзья! Разрешите мне начать церемонию открытия памятника выдающемуся русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому, проведшему в Тарусе последние годы жизни. Открытие памятника Заболоцкому включено в федеральный список мероприятий по увековечению памяти русских литераторов, приурочено к Дню города Тарусы и совершается в рамках проведения в Российской Федерации Года Литературы. Что такое Заболоцкий? Это мегаявление в русской культуре, которое под давлением определённых политических обстоятельств оказалось в тени. Я не буду сейчас говорить, произошло ли это случайно или намеренно, это не имеет значения. Репрессированный талант. При жизни репрессированный физически, а после смерти фактически вытесненный с литературной площадки. А ведь Заболоцкий создал новое направление в поэзии. Литературоведы называют его "бронзовым веком" русской поэзии. "Золотой век" русской поэзии пушкинский, лермонтовский у всех на слуху. "Серебряный век", к которому Таруса имеет прямое отношение, тоже всем известен. К "Бронзовому веку" относятся поэты, которые родились во время войны, это дети фронтовиков. Понятие "Бронзовый век русской поэзии" устоявшееся литературное понятие. А принадлежит оно моему покойному другу ленинградскому поэту Олегу Охапкину. Именно он впервые, в 1975 году сформулировал это понятие в своей поэме, которая так и называется "Бронзовый век". После 1945 года, после крови, после страданий, после ленинградской Блокады, после победы над мировым злом игра в салонную поэзию становится неуместной. В русскую поэзию возвращается народная правда, народное страдание. После 45 года советская поэзия становится религиозной поэзией. Послушайте Охапкина: Красовицкий, Ерёмин, Уфлянд, Глеб Горбовский, Соснора, Кушнер... Макинтошами, помню, устлан Путь Господень в живые души.
Рейн да Найман, Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев да Охапкин Наломали пред Ним березки, Постилали цветов охапки.
Охапкин описывает Троицу, в храм несут березки. Это день схождения на апостолов Святого Духа. Аллегорическое сравнение. Новый дух сходит на поэтов. Дух искренности, нестяжательства, служения отечеству, а не декадентские игры в столичных салонах.
И пошли по домам поэты. Те, кто Бога встречали с миром, А купцы разбрелись по свету Золотому служить кумиру.
Разбрелися по всем дорогам. Приступили ко всем порогам, И на бронзовосерых лицах Тихо бронзовый век горел. И далее Охапкин делает переброску к Пушкину, к "Пророку", к пушкинскому Серафиму, к Золотому веку русской поэзии:
Но поэзии нашей бронза Над машиною встанет грозно, Серафически распластав Огнецветный души состав
И снова про 45-ый год:
Мы стояли на тех гранитах. Где священная речь убитых Ваших пращуров, наших лир Освятила грядущий мир.
Кровь и народная жертва освящают искусство, говорит Олег Охапкин. И заключает:
Эта бронза еще в расплаве. Но ваятель отливку вправе Совершить на хозяйский глаз. Помяните, поймите нас!
Поэзия "бронзового века" была сформирована состоянием опалённости войной. До войны в поэзии было невероятное количество экспериментов, масса всевозможных направлений, игра с формой дань этому отдал и Николай Заболоцкий, принадлежавший к движению "обэриутов". Но после войны его творчество это уже совершенно иная поэзия. Корней Иванович Чуковский, тончайшим образом чувствовавший стиль, язык, талант, сравнивал Заболоцкого с Державиным и Тютчевым. То есть он ставил его в первый ряд русских поэтов. Заболоцкий был одним из первых, кто в своей поэзии дал импульс появлению поэтов "Бронзового века". Это такие имена как Соснора, Горбовский,Кушнер, Кублановский, Бродский, Кривулин, Лён, Охапкин и другие. Николай Заболоцкий был намного старше названных поэтов, он был их учителем, их предтечей, о чем не раз говорил Иосиф Бродский. Не только он участвовал в формировании поэзии "Бронзового века". Я бы сюда отнёс ещё блистательных Александра Твардовского и Давида Самойлова. Но надо честно признать: Заболоцкий первый. Его отличительная черта открытость, полное отсутствие игры в литературу, абсолютная искренность, и почти литургическая глубина. Заболоцкий открыл совершенно новую послевоенную страницу русской поэзии. Таруса так уж ей предначертано имела непосредственное отношение к истокам "Серебряного века" и каким-то невероятным образом имеет прямое отношение и к "Бронзовому веку" русской поэзии присутствием здесь Николая Заболоцкого. Здесь, в Тарусе поэт-философ достиг поэтической вершины. Его письмо абсолютно просто и совершенно. И наполнено евангельской глубиной:
Я сегодня в сообществе прачек, Благодетельниц здешних мужей. Эти люди не давят лежачих И голодных не гонят взашей. Натрудив вековые мозоли, Побелевшие в мыльной воде, Здесь не думают о хлебосолье, Но зато не бросают в беде.
Это сказано о тарусянах. Это сказано о России. Это третий памятник, которая наша семья дарит Тарусе. Первый памятник государственному деятелю, Ивану Цветаеву, который в начале ХХ века фактически играл роль министра культуры, то есть формировал идеологию развития культуры и закладывал основы будущих смыслов России. Второй памятник полководцу, защитнику отечества красному командиру генералу Михаилу Ефремову. Третий памятник поэту, определившему вектор развития русской литературы ХХ и ХХI веков. И не только литературы, потому что понятие "Бронзовый век" будет иметь и социальное и политическое измерение на путях возрождения России. Мы обязаны вернуть имя Заболоцкого России в полном объеме и звучании. Мы обязаны воздать ему почести и прямо сказать, что это Заболоцкий первый русский поэт ХХ века. Первый поэт "Бронзового века" России. Вчера вечером ко мне пришли тарусяне и попросили озвучить их просьбу присвоить тарусскому Киноконцертному комплексу имя Николая Заболоцкого. И тогда здесь мы откроем первый музей лучшего русского поэта XX века Николая Заболоцкого. Дорогие тарусяне, мы передаем в ваше хранение этот памятник. Примите его под народное покровительство. Храните его и берегите. Источник: Свободная пресса
|