поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 июля 2015  распечатать

Галина Плущевская

Мы возвращаем Заболоцкого России...

Центральным и самым значимым событием в чреде праздничных мероприятий, посвящённых Дню города, стало открытие в Тарусе памятника выдающемуся поэту XX столетия Николаю Алексеевичу Заболоцкому. Событие это наверняка не только стало основным в праздничной программе, но и войдёт как в историю нашего города, так и в историю русской литературы – Таруса стала первым в России городом, увековечившим память Николая Заболоцкого. Будем надеяться, не последним.

Чтобы был понятен масштаб поэтического гения человека, которому мы воздвигли памятник, позволю себе авторскую ремарку: наш институтский преподаватель, специалист по современной литературе, прямо и без обиняков называл Заболоцкого "Пушкиным XX столетия".

На открытие бюста Николая Заболоцкого собралось много тарусян и гостей нашего города. На площадке перед киноконцертным залом было тесно от людей и телекамер – освещать событие прибыли областные и федеральные телеканалы. Среди почётных гостей праздника – временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области А.Д. Артамонов; писатель, главный редактор "Литературной газеты" Ю.М. Поляков; заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ им. Ломоносова М.М. Голубков, профессор Новосибирского государственного университета, один из главных на сегодняшний день исследователей жизни и творчества Н.А. Заболоцкого И.Е. Лощилов. На торжестве присутствовали главы представительной и исполнительно-распорядительной власти города и района, а также многочисленные представители творческой интеллигенции, для которых Таруса в летние месяцы остановится вторым домом.

Праздник начался с волнующей и красивой ноты – тарусской демонстрации художника-модельера Натальи Меглицкой. У Натальи – тарусские корни. Кому как не ей глубоко чувствовать все эти непостижимые узоры калужской белой и цветной перевити, всех этих "берегинь", "петухов" и "павлинов", перенесённых её творческой фантазией на платья и сарафаны, блузы и льняные комплекты, украсившие на время дефиле юных тарусских модниц. Подиумом стала лестница киноконцертного зала. По ней юные модели спустились прямо к публике. В показе модной авторской коллекции приняла участие также подруга модельера – актриса кино Елена Денисова.

Под лёгкую мелодию знаменитого "Городка" очаровательные "девочки Маруси" покружились перед участниками праздника, дав полюбоваться своими разузоренными нарядами. Для полного сходства момента в дефиле нашлось место даже симпатичной собачке – той самой, "с маленькой бородкой..."

А затем началась главная часть праздника. К микрофону вышел политолог, писатель, общественный деятель и новый Почётный гражданин Тарусы Александр Владимирович Щипков. Стараниями и попечительством его и его семьи наш город получает уже третий по счёту бесценный подарок – памятнику Н.А. Заболоцкому предшествовали памятники И.В. Цветаеву и генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову. Александр Владимирович открыл церемонию открытия памятника, сообщив, что оно включено в федеральный список мероприятий по увековечению памяти русских литераторов, приурочено к Дню города Тарусы и проводится в рамках проведения в Российской Федерации Года литературы. Он огласил приветствие, поступившее в адрес инициаторов установки памятника Николаю Заболоцкому от председателя Оргкомитета Года литературы, председателя Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкина:

"Приветствую участников и организаторов церемонии открытия памятника Николаю Заболоцкому – талантливому российскому поэту и литературному переводчику.

Появление первого в России памятника Н. Заболоцкому в Год литературы позволит привлечь широкое внимание к поэту, чьё творчество так высоко ценили Борис Пастернак и Иосиф Бродский. Благодарю вас за ваш энтузиазм и желаю всем вам успехов и новых интересных событий в культурной жизни".

Своё приветствие адресовал участникам праздника также министр культуры РФ В.Р. Мединский:

"Уважаемые друзья!

От имени министерства культуры Российской Федерации и от себя лично рад приветствовать вас на открытии первого в России памятника выдающемуся русскому поэту и переводчику Николаю Заболоцкому!

Творчество мастера неповторимо, его отличает невероятная глубина, полнота и проработанность художественных образов. Произведения поэта по праву стали классикой русской лирики, а стихи легли в основу многих песен.

...Отрадно, что памятный знак было решено установить в старинном городе Тарусе, где Заболоцкий провёл два года и который очень любил.

В последние несколько десятилетий имя мастера было незаслуженно умалено. Я уверен, что сегодняшнее мероприятие поможет "вернуть" его российскому читателю, в должной мере подчеркнуть его значимость для отечественной поэтической школы. Символично, что церемония проходит в рамках Года литературы, ведь возможность отдать должное творческим заслугам Николая Заболоцкого, несомненно, внесёт существенный вклад в процесс популяризации чтения.

Желаю организаторам и гостям открытия новых интересных проектов, мира, добра и всего самого наилучшего!"

"Что такое Заболоцкий? – сказал в своём выступлении А.В. Щипков. – Это мегаявление в русской культуре, которое под давлением определённых политических обстоятельств оказалось в тени. Я не буду сейчас говорить, произошло ли это случайно или намеренно, – это не имеет значения. Репрессированный талант. При жизни репрессированный физически, а после смерти фактически вытесненный с литературной площадки. А ведь Заболоцкий создал новое направление в поэзии. Литературоведы называют его "бронзовым веком" русской поэзии. "Золотой век" русской поэзии – пушкинский, лермонтовский – у всех на слуху. "Серебряный век", к которому Таруса имеет прямое отношение, тоже всем известен. К "бронзовому веку" относятся поэты, которые родились во время войны, это дети фронтовиков. Понятие "бронзовый век русской поэзии" – устоявшееся литературное понятие. А принадлежит оно моему покойному другу ленинградскому поэту Олегу Охапкину. Именно он впервые в 1975 году сформулировал это понятие в своей поэме, которая так и называется – "Бронзовый век".

После 1945 года, после крови, после страданий, после Ленинградской блокады, после победы над мировым злом игра в салонную поэзию становится неуместной. В русскую поэзию возвращается народная правда, народное страдание. После 1945 года советская поэзия становится религиозной поэзией.

Таруса – так уж ей предначертано – имела непосредственное отношение к истокам "серебряного века" и каким-то невероятным образом имеет прямое отношение и к "бронзовому веку" русской поэзии – присутствием здесь Николая Заболоцкого, – отметил Александр Владимирович. – Здесь, в Тарусе, поэт-философ достиг поэтической вершины. Его письмо – абсолютно просто и совершенно. И наполнено евангельской глубиной:

Я сегодня в сообществе прачек,

Благодетельниц здешних мужей.

Эти люди не давят лежачих

И голодных не гонят взашей.

Натрудив вековые мозоли,

Побелевшие в мыльной воде,

Здесь не думают о хлебосолье,

Но зато не бросают в беде.

Это сказано о тарусянах. Это сказано о России. Мы обязаны вернуть имя Заболоцкого России в полном объёме и звучании. Мы обязаны воздать ему почести и прямо сказать, что Заболоцкий – первый русский поэт XX века. Первый поэт бронзового века России".

И вот – торжественный, кульминационный момент. Спадает покрывало – и глазам собравшихся предстаёт прекрасный бронзовый бюст, как и два предыдущих, подаренных семьёй Щипковых нашему городу, – работа нашего талантливейшего современника, скульптора "старой школы", ученика великого Конёнкова Александра Дмитриевича Казачка.

Мастерство исполнения – абсолютное. В этой своей работе скульптор приблизился к тем же канонам "гениальной простоты" в искусстве, к каким пришёл Николай Заболоцкий в свой тарусский период творчества. Александру Дмитриевичу удалось поймать и отлить в бронзе неуловимое: облик "поэта с лицом бухгалтера", весельчака с горькой складочкой у рта, простеца, чей прямой диалог с мирозданием и Создателем нам ещё, пожалуй, только предстоит постичь...

Выступая у памятника Николаю Заболоцкому, временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области А.Д. Артамонов отметил, что событие, происходящее в рамках Дня города, наверняка в истории города останется навсегда. Николай Заболоцкий некогда писал о Тарусе как о захолустном городке, сегодня она преображается – радует не только своим благоустройством, но и своими замечательными памятниками. Анатолий Дмитриевич поблагодарил семью Щипковых за любовь к городу и отметил, что Таруса всегда была местом притяжения талантливых людей. И сегодня важно, чтобы город не только был объектом сравнения с французской деревенькой Барбизоном, а стал мощнейшим центром русской культуры.

Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков в своём выступлении заметил, что Заболоцкий давно заслужил памятники и в Москве, и в Петербурге – глядишь, они вслед за Тарусой "подтянутся". Юрий Михайлович отметил и спорность формулировки: "Заболоцкого ценили Пастернак и Бродский". Это ещё как посмотреть и как оценить – кто важнее для русской литературы! Но главное – памятник открыт. Главред "Литературной газеты" выразил за это огромную благодарность городу, области и, конечно же, семье Щипковых.

Нетрудно понять, почему первым городом России, публично выразившим свою любовь к Заболоцкому, стала Таруса. Его здесь просто никогда не забывали! Назовите какой-то другой город, где прототипа знаменитой "девочки Маруси" знают по фамилии, а почти библейские поэтические образы прачек – это просто бабы с тарусской "портомойни", которых наверняка встречал в Тарусе Заболоцкий. Все эти образы и пейзажи – это жизнь нашего города. Мы узнаём в его стихах себя.

Об этом говорил в своём выступлении на открытии памятника глава администрации района Е.М. Мальцев. Он напомнил, что совсем недалеко от того места, где теперь открыт бюст, Заболоцкий жил – в маленьком доме на улице Либкнехта. Что поэтическое наследие поэта теперь воплотилось в тарусской традиции весёлого детского фестиваля – он в этом году прошёл уже в пятый раз, и к тарусским "петушкам" и "гусям" прибавились теперь ещё и смоленские. Фестиваль для детворы стал межрегиональным, и уже не из Тарусы, а наоборот – в Тарусу стремятся девочки, и мальчики тоже, из разных городов России.

Евгений Михайлович поблагодарил инициаторов и главных спонсоров проекта – семью Щипковых. И прочитал своё любимое стихотворение Заболоцкого – "Не позволяй душе лениться..."

Колоссальным художником назвал Заболоцкого завкафедрой истории новейшей русской литературы МГУ М.М. Голубков. Единственным из литературного течения "обереутов" Заболоцкий выжил в 1930-е годы, прошёл пересылки и лагеря. Поздний Заболоцкий – это поэт-реалист, и реализм этот – уникальной пробы. Это высочайшая, определённая глубокой мерой человеческого страдания лирика. На примере стихотворения "Где-то в поле возле Магадана" Михаил Михайлович показал, как воплощается в поэзии Заболоцкого знаменитый посыл Иммануила Канта "о звёздном небе над головой и нравственном законе внутри меня". Расчеловеченный бесчеловечными муками лагерей человек не может рассчитывать на внимание Неба – звёзды здесь больше не смотрят на людей. И только смерть двух несчастных замёрзших стариков вновь соединяет их с божественным. (Если это – не глубоко религиозное стихотворение, то что тогда религиозная поэзия? – авт.).

Профессор Новосибирского университета Игорь Лощилов выступил на празднике от имени и по поручению родных Заболоцкого. Он выразил уверенность, что памятник в Тарусе – лишь "первая ласточка". За Тарусой обязательно последуют и Москва с Петербургом, и Комсомольск-на-Амуре, и Караганда, и село Михайловское Алтайского края – места личной биографии поэта. "Горько, что не дожил до этого дня сын Заболоцкого Никита Николаевич, – сказал Игорь Евгеньевич. – Он был бы очень рад сегодняшнему событию".

Завершило праздничный ряд выступлений обращение к гостям праздника автора бюста – скульптора Александра Дмитриевича Казачка. Александр Дмитриевич говорил о том, что эта работа в полной мере открыла ему Заболоцкого. Он был поражён мощью, красотой, глубиной его поэзии. "Великую нашу культуру надо передавать молодёжи. Спасибо таким людям, как Александр Владимирович Щипков, как его семья, – они это делают", – сказал скульптор.

Завершая торжество, Александр Владимирович Щипков поблагодарил всех, кто вместе с ним и его семьей сделал возможным появление в Тарусе памятника выдающемуся поэту – кто поддержал идею, кто помог средствами. Во-первых, это депутатский корпус Городской Думы Тарусы во главе с Н.Д. Верзилиной, Государственная Дума РФ и лично депутаты Сергей Нарышкин и Сергей Миронов, руководитель Аналитического управления ГД Андрей Петров и заместитель начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента Ольга Васильева.

А.В. Щипков поблагодарил Всемирный русский народный собор, возглавляемый Святейшим Патриархом Кириллом, и лично протоиерея Всеволода Чаплина и секретаря Собора Олега Костина, а также главу Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия.

Особые слова благодарности он адресовал двум замечательным женщинам – Наталье Николаевне Заболоцкой, дочери Николая Алексеевича, и его невестке Наталье Андреевне Дубяге-Заболоцкой, а также человеку, который сделал для Тарусы три памятника: Ивану Цветаеву, генералу Михаилу Ефремову и нынешний портрет Николая Заболоцкого, – скульптору А.Д. Казачку. Отдельно А.В. Щипков поблагодарил руководство Тарусского района – Светлану Манапову и Евгения Мальцева, без которых, по его словам, едва ли удалось бы справиться с поставленной задачей.

Жители города приняли всем сердцем увековечение в своём городе памяти выдающегося русского поэта. По словам А.В. Щипкова, к нему обратились тарусяне и попросили озвучить на празднике их просьбу – присвоить городскому киноконцертному залу имя Николая Алексеевича Заболоцкого.

...К памятнику поэту под сенью раскидистых тарусских деревьев легли живые букеты. Почему-то представилось, как сквозь речные туманы по старым улицам маленького города сюда будет спешить солнце. Проберётся сквозь золотую листву, подарит тепло и счастье, даст покой исстрадавшейся душе...

Я тебя ещё добуду,

Мой зелёный слабый луч...

Таруса и Заболоцкий обрели друг друга. Теперь – окончательно.

Источник: Октябрь. Таруса

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Щипков

Николай Заболоцкий

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты