поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
04 октября 2015  распечатать

Анастасия Соломатина, Маргарита Томаровская, Полина Федосова, Анастасия Беседина

Социология религии в обществе Позднего Модерна

25 сентября в Конференц-зале НИУ "Белгородский государственный университет" состоялось торжественное открытие Пятой Юбилейной Международной научной конференции "Социология религии в обществе Позднего Модерна".

Организатором мероприятия стал Институт управления НИУ "БелГУ" под руководством Виктора Михайловича Захарова; председателем оргкомитета выступил ректор университета Олег Николаевич Полухин (сопредседатели – руководитель Института общественных наук Белграда Мирко Благоевич и профессор Института управления Сергей Дмитриевич Лебедев).

С приветственным словом к участникам выступили проректор НИУ "БелГУ" по учебной работе и информатизации Александр Васильевич Маматов, член-корреспондент РАН, главный редактор журнала "Социологические исследования" Жан Терентьевич Тощенко и доктор социологических наук, профессор, вице-президент Российского Общества Социологов Ирина Александровна Сосунова.

Фото Анастасии Соломатиной

После приветственного слова Ирина Александровна торжественно вручила шести белгородским социологам Серебряные медали и другие почётные знаки РОС, отметив тем самым их вклад в развитие отечественной социологической науки.

Пожелав всем присутствующим удачи в научной деятельности, сопредседатель оргкомитета, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ "БелГУ" Сергей Дмитриевич Лебедев начал Пленарное заседание. На нем участники представили результаты исследовательских работ и поделились опытом с коллегами из разных стран и со студентами Института управления НИУ "БелГУ".

Пленарное заседание

Первым с докладом выступил член-корреспондент РАН, главный редактор журнала "Социологические исследования" Жан Терентьевич Тощенко. В своем выступлении он рассмотрел проблемы отношений между верующими и неверующими россиянами, проблемы конфликтных ситуаций на религиозной почве и раскола общества на почве религии. Также один из крупнейших российских социологов затронул актуальную тему "засора общественного сознания" мистицизмом и другими квазирелигиозными явлениями.

Далее слово было передано доктору социологических наук, ведущему научному сотруднику, руководителю форума по религиозным вопросам Института общественных наук Белграда Мирко Благоевичу. В его докладе рассматривались секуляризационные и контрсекуляризационные процессы в настоящем и будущем: взаимодействие церкви с политикой, проблемы военных конфликтов на религиозной почве и превращения религии в товар. Было уделено внимание религиозным аспектам развития Америки и Западной Европы. По теме доклада наиболее актуальный вопрос задал выступающему Ж.Т. Тощенко "Что Вы думаете о нашумевшей книге "Мечеть Парижской Богоматери"? Имеет ли место быть то, что предсказывает такая литература?", на что М. Благоевич ответил однозначное: "Эта книга – прогноз!".

С темой "Религия, политика, светскость: акценты современности и запрос общества" выступила доктор политических наук, профессор РУДН, главный научный сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН Мария Мирановна Мчедлова. В её докладе поднималась проблема толерантного диалога "религия-искусство", "религия-политика". Рассматривалось сопряжение религиозных и светских аспектов общества и политические импликации религиозных смыслов. В качестве примера религиозной направленности в культуре был приведен бренд "Apple", который "эксплуатирует" образ яблока – "запретного плода". В рамках доклада были представлены исследования степени религиозности в ряде Европейских стран, политическая роль Русской Православной Церкви. "Абсолютная свобода может быть только в обществе абсолютного долженствования", – утверждает Мария Мирановна. Серьезнейшей проблемой современности, по её мнению, представляется доверие со стороны народа религиозным авторитетам.

Известный белорусский учёный, доктор теологии Венского университета, доцент, заведующий кафедрой апологетики Минской Духовной Академии Владимир Александрович Мартинович выступил с темой, посвященной проблемам идентификации документов новых религиозных движений. В его докладе рассматривалась специфика современного сектантства, или нетрадиционной религиозности, сложные и причудливые пути его эволюции. Докладчиком был поднят исключительно сложный вопрос о подлинности и проблеме идентификации многочисленных и разнообразных документов таких организаций.

Доктор социологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Александровна Островская поделилась с участниками конференции докладом под названием "Биографический нарратив в изучении религиозности". Это особый метод интервьюирования, согласно которому вопросы, задаваемые респонденту, не затрагивают религиозные предпочтения, но косвенно на них ссылаются. Материалы были представлены на примере проводимого автором исследования религиозного еврейства Санкт-Петербурга. Елена Александровна увлекательно и интересно осветила процедуры биографического нарратива и тонкости процесса интервьюирования.

Следующий пленарный доклад представил заместитель декана Социологического факультета Московского государственного университета им. В.М. Ломоносова Сергей Викторович Трофимов. Он рассмотрел кризис системы регуляции религиозного вопроса светским обществом по классику французской социологии религии Даниэль Эрвьё-Леже. В выступлении Сергея Викторовича поднималась проблема понимания светскости и переосмысления модели данного понятия. Религиозные вопросы во Франции рассматривались на примере четырёх конфессий: католицизма, протестантизма, иудаизма и ислама.

Гузель Яхиевна Гузельбаева – доцент Казанского (Приволжского) Федерального университета и известная исследовательница российского ислама – поделилась опытом исследования стратегии религиозного поведения мусульман Татарстана на фоне процессов десекуляризации. Ею были представлены подробные таблицы опросов, выявляющих уровень религиозности в Татарстане, территориальные и образовательные аспекты граждан. Также докладчицей рассматривался уровень соблюдения гражданами запретов религии и затрагивалась тема религиозного экстремизма.

Завершила пленарное заседание традиционный участник белгородской конференции, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской Академии Наук (ИСПИ РАН) Елена Мирановна Мчедлова. Елена Мирановна выступила с докладом на тему "Отношение верующих к социально-политическим вопросам". Были представлены исследования неприятия национальных особенностей среди верующих людей и их отношение к устройству общественной жизни и общества в целом. Особый интерес аудитории вызвало сравнение общероссийских и региональных данных по характеристике религиозности населения.

Подводя итог пленарного заседания конференции, стоит сказать, что каждый его участник получил значительный опыт обмена идеями и поделился важными и актуальными данными, выводами и идеями целого спектра актуальных исследований в области социологии религии. Не остались разочарованы и слушатели. Продуктивные дискуссии и интересные обсуждения помогли найти ответы на многие научные вопросы и не оставили равнодушным ни одного присутствовавшего.

Секции и круглые столы

Во второй половине первого дня конференции свою работу начали круглые столы и секции. Тематика подразделений соответствовала интересам и итогам исследований социологов.

Так, в дружеской обстановке под руководством проф. П.А. Ольхова в аудитории 405 Института управления НИУ "БелГУ" собрались теоретики социологии религии.

В начале встречи коллеги немного рассказали каждый о себе и обозначили предмет своего исследования. Участники свободно переключались с русского языка на английский. После этого лидером обсуждения выбрали профессора Ольхова, который на протяжении всего времени управлял дискуссией. Для круглого стола единой темы не было; он объединил несколько вопросов, которые волновали участников.

Первая проблема для обсуждения возникла после слов Е.Д. Руткевич : "Мы движемся от старой парадигмы к новой", – сказала она. После её повествования о значении трех парадигм в социологии религии, Елена Дмитриевна предложила участникам высказать свою точку зрения. Поддержала беседу сербская исследовательница Драгана Дринчевич, которая сделала акцент на том, что всё-таки общество определяет, в каком состоянии на данном этапе находится в нем религия. Как христианский социолог, она выявила существенное отличие в своей работе: "Я изнутри веры смотрю на исследование!"

Далее выступил В.В. Сухоруков с итогами своего исследования на тему "Понятие воцерковленности. Влияние церкви на жизнь человека". Он выделил несколько стадий воцерковленности по следующим критериям: пост, отношение к Библии, причащение и т.д. Его подход подвергся критике со стороны Е.Д. Руткевич, которая посчитала, что невозможно измерить отношение к церкви только с помощью индексов.

Следующим изложил итоги своей работы Слободан Петрович на тему "Глобализация и душевное здоровье". Он высказал идею о том, что терапия болезни напрямую связана с обращением к Богу. "Приобщение к духовным ценностям приводит к обретению душевного здоровья", – заметил исследователь.

В завершение теоретической секции социологи согласились с мыслью, что социология религии должна приносить пользу обществу, и в этом её главное значение, как для современного общества, так и для учёных.

Темы, затрагиваемые в выступлениях участников Секции эмпирических исследований, касались актуальных проблем взаимодействия современного общества и религии.

Первой выступала д.с.н., профессор Н.П. Щукина (г. Самара) с научной работой на тему: "Конструирование духовно-нравственного образования как православного в официальном дискурсе". Нина Петровна не один год выступала экспертом на публичных слушаниях по региональному бюджету. На основании её исследований и наблюдений, в докладе были приведены такие показатели: финансирование духовных заведений составило 89, 7 млн. рублей гос. бюджета; для сравнения, гранты в области науки и техники обеспечиваются страной всего в 5, 4 млн. рублей. Это обосновывается целями и задачами духовно-нравственного воспитания личности. Автор затронула тему религии в современном образовании. По данным докладчицы, в курсе "Основ религиозной культуры и светской этики. предметный модуль "Основы религиозных культур" выбрало 28 % опрашиваемых респондентов, "Основы светской этики" 46%, "Основы православной культуры" 26%. Говорилось об "опасности креационизма для образования", об использовании "Православной энциклопедии" в образовательном процессе для младших школьников 4-х классов, о том, что "Программа по развитию духовно-нравственной личности 3-х лет рассчитана всего на 1 год – можно ли духовно и нравственно воспитать личность ребёнка за 1 год светского образования?"

Следующим докладчиком был профессор В. Бакрач из Университета Подгорицы (Черногория) с темой: "Религиозные изменения в Черногории: от сакрализации светского до постпереходного восстановления традиционных верований". В качестве основных показателей в докладе Владимира фигурировали сведения о положении религиозности граждан в 2000 и 2013 гг., где в 2000 году нерелигиозных было 7, 3%; религиозных – 87,6 %; верили в Бога 88,3% и верили в жизнь после смерти 29, 3 %. В 2013 году по сравнению с 2000 г. данные показатели были такими: нерелигиозных – 7, 2%; религиозных 81, 6%; верящих в Бога 91, 6%; верящих в жизнь после смерти 33, 2%. Выступающий обратил внимание слушателей на то, как существенно политический строй влияет на положение религии в жизни общества.

К.В. Маркин и Е.В. Пруцкова, научные сотрудники лаборатории "Социология религии" ПСТГУ, г. Москва, представили доклад на тему "Сравнительный анализ религиозности в США и ряде европейских стран по данным исследования "Религион Монитор"". Данные "Религион Монитора" охватывают 5 континентов, 21 страну мира, что указывает на достоверность полученных данных этого исследования, а также подтверждает важность широкомасштабного исследования, представленного авторами.

Следующим выступал научный сотрудник Института общественных наук Белграда (Сербия) Б. Тодосиевич, с темой "Взаимосвязь религиозности и политических воззрений. Интеграция вступления в ЕС и НАТО на примере Сербии". Взаимосвязь, о которой говорил докладчик, действительно, очень тесна. В современном устройстве мира наблюдается тенденция всё большего влияния религии на политику и политики на религию.

Е.И. Уфимцева, к.с.н., доцент, г. Саратов, выступила с докладом на тему "Отношение родителей к обучению детей в православной воскресной школе". Свой доклад она начала с истории развития церковно-приходских школ для мирян. Далее выступающая обратила внимание слушателей на формы и уровни данного явления в религиозной жизни общества. Ею были затронуты проблемы организации современного церковно-приходского образования в Саратовской области и в России в целом; рассмотрены основные направления и формы образовательной, а также творческой деятельности воскресных школ.

О паломническом туризме рассказала доктор социологических наук, научный сотрудник Университета Белграда Д. Радисавлевич-Ципаризович в своем докладе "Pilgrimage tourism case study of the monastery Bodjani". Данный подход, соединяющий в себе религиозные и светские традиции путешествия и активно практикующийся в Сербии, представляет интерес не только для исследователей и верующих.

А. В. Митрофанова, доктор политических наук (Москва) выступила с докладом "Православная мода, православный стиль: "новые прихожанки" в поисках благочестия". Доклад, сопровождавшийся яркой презентацией, вызвал большой интерес как женской, так и мужской части аудитории.

Какие методы социологического анализа используются в исследовании религии? Какие из них являются наиболее эффективными? С какими исследовательскими трудностями сталкиваются социологи религии? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции в рамках круглого стола "Методология и методы социологического анализа в исследовании религии" под руководством известных учёных доктора социологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Елены Островской и доктора теологии Венского университета, заведующего кафедрой апологетики Минской Духовной Академии Владимира Мартиновича.

Открыла круглый стол доктор философских наук, профессор Пермского государственного университета С.В. Рязанова с докладом о методах включенного наблюдения в мониторинге религиозных групп. Вопрос о границах и принципах включенного исследования, поднятый Светланой Владимировной, вызвал бурную дискуссию среди участников: они обсуждали, какую роль должен принимать исследователь в процессе наблюдения, говорили о положительных и отрицательных сторонах метода и о его эффективности. Участники много спорили об объективности исследовательской деятельности в социологическом анализе: Играет ли роль принадлежность исследователя к какой либо конфессии? Как сберечь результаты опыта от субъективности?

О своей практике исследования тюменской общины пятидесятников рассказала кандидат социологических наук, доцент Тюменского государственного университета В.П. Клюева. Она отметила важность обмена опытом среди социологов, исследующих религию. Так, считает Вера Павловна, можно избежать повторных ошибок, и найти ответы на многие вопросы, которые возникают в ходе исследования религиозных общин.

Кандидат богословия, доцент кафедры религиоведения Института теологии им. Св. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета С.И. Шатравский представил доклад на тему "Приемы приглашения религиозных организаций к участию в кросс-конфессиональном исследовании".

А.Б. Алиева, кандидат социологических наук, представила к обсуждению участникам круглого стола тему "Особенности стратегии кейс стади в исследовании малой православной общины".

О "Особенностях применения включенного наблюдения и интервью в изучении монашеских групп" рассказала в своем докладе К.С. Медведева, аспирант Департамента социологии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Ассистент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского государственного университета Н.Н. Александрова представила доклад о "Процессах возникновения новых форм религиозных практик у пятидесятников-харизматов".

Также со своими докладами выступили модераторы круглого стола – Е.А. Островская и В.А. Мартинович.

Хочется отметить, что особенностью круглого стола стали многочисленные яркие примеры из личного опыта: каждый говорящий подкреплял свое высказывание конкретными жизненными случаями, с которыми столкнулся в ходе работы в сфере социологии религии. Это круглый стол по праву стал площадкой для обмена исследовательским опытом с "переднего рубежа" науки и мастер-классом для присутствовавших на нём студентов и аспирантов.

Круглый стол "20 лет Белгородской Митрополии Русской Православной Церкви: Взаимодействие Церкви и государства" проводился в стенах социально-теологического факультета НИУ "БелГУ" под руководством зав. кафедрой философии и теологии, д.филос.н., профессора Тамары Ивановны Липич и проректора по научной работе Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью, к. филос.н., доцента протоиерея Сергея Митрофановича Дергалева.

Иерей Юлиан Гоголюк, кандидат богословия, доцент кафедры философии и теологии НИУ "БелГУ", настоятель храма Архангела Гавриила, выступил с докладом "Христианское осмысление понятия "вера"". М.Ю. Ширманова, к.филос.н., доцент кафедры философии и теологии НИУ "БелГУ" представила на обсуждения тему "Традиционные ценности и высшие ценности современной России". Е.А. Кротков, д.филос.н, профессор кафедры философии и теологии НИУ "БелГУ" поделился докладом "Множественность мировоззрений: от конфликта к толерантности". Т.А. Полетаева, к.филос.н., доцент зав. отделом образования и документоведения БПДС рассказала о динамике развития Белгородской семинарии в процессе реформ 2011-2015 гг. Протоиерей Владимир Тарасов, проректор по воспитательной работе БПДС, представил доклад на тему "Миссионерская деятельность студентов БПДС". Р.А. Ивашина, ассистент кафедры философии и теологии НИУ "БелГУ" поделился со слушателями Историей канонизации и обретения мощей святителя Никодима. С докладом на тему "20 лет Белгородской митрополии. Вехи становления" выступил П.Л. Жуков, магистрант 1 курса направления Теология НИУ "БелГУ". О.В. Жеребцова, магистрант 1 курса направления Теология НИУ "БелГУ" поделилась ранней и новой историей Белгородской митрополии. Далее выступила К.И. Кузьминова, магистрант 1 курса направления Теология НИУ "БелГУ" – доклад "Проблемы и противоречия реализации Стратегии "Формирования регионального солидарного общества в Белгородской области на период 2011-2025гг." Д. С. Рожкова, магистрант 1 курса направления "теология" НИУ "БелГУ", доложила о "Деятельности Белгородской митрополии по предупреждению распространению НРД деструктивного характера".

Также со своими докладами выступили руководители секции Т.И. Липич представила доклад "Методологические аспекты волонтерской работы с беженцами"; протоиерей С. Дергалев – доклад "Краткая история Белгородской духовной семинарии. К 20-летию возрождения".

Так, в 18:00 подошел к концу первый, насыщенный, день работы конференции.

Второй день работы конференции

Субботнее утро 26 сентября началось для участников конференции с работы Студенческой сессии.

О специфике организации учебного заведения поведал в своем докладе "Влияние преподавания Православного катехизиса в современном образовательном процессе Воинской гимназии Войска Сербии на формирование личности воина" иерей Й. Бабич . Так, в сербских государственных школах церковь имеет право формировать программу обучения. Дети могут выбирать в зависимости от отношения к вере гражданское воспитание или теологическое. "90% учащихся в гимназии составляют православные сербы, а с прошлого года обучение могут проходить и девочки", – замечает Й. Бабич.

Затем эстафету от зарубежного гостя приняла магистрантка Института управления Ю. Евдокименко со своим выступлением на тему "Религиозная социализация в современном российском обществе: к постановке проблемы". Как отметила Юлия, религиозная социализация – это усвоение религиозных норм, которая способствует регулированию отношений в обществе, складыванию в нем нормативной системы и адаптации в обществе.

Статистическими данными заинтересовала гостей студентка-социолог В. Березняк. По её подсчетам, 72% белгородских студентов представляют себе религию как веру в Бога. Для сравнения, только 4 % представляют себе религию как средство манипуляции. В завершении своего доклада на тему: "Отношение современной Российской молодежи к религии (на примере г. Белгорода)" Виктория сделала вывод о том, что уровень духовно-нравственного воспитания не высок, поэтому возникает необходимость участия в этом религии.

Следующим докладчиком была Д. Дринчевич. В своей работе, она затронула проблему преподавания дисциплины "веронауки" – религиозного предмета в сербских школах. В 2001 году в Сербии был введён данный предмет. Перед тем разгорелись дебаты, и до сегодняшнего дня дискуссии не прекращаются. Одни считают, что дисциплина не дает учащимся никаких знаний, а другие уверены в том, что "веронаука" даёт понимание канонов всей европейской культуры: Микеланджело, Леонардо да Винчи, У. Шекспира, Ф. Достоевского. По Конституции Сербия не является религиозным государством, поэтому на сегодняшний день остается важным вопросом: нарушает ли дисциплина светскость государства?

На этом волнительном моменте выступление закончилось. Следующим докладчиком был В. Йованович. Его исследование носило теоретический характер и опиралось на анализ двух книг, после изучения которых, он пришел к выводу, что сейчас существует дефицит идеологии.

Затем показал взаимодействие политики и религии У. Джорджевич. "Ты не серб, если ты не православный! В этом видится угроза православного сообщества", – замечает он. Для объединения народа и необходима церковь, но это вызывает страх непонимания другой стороны и раскол общества.

После политических аспектов речь об образовании продолжила Д. Шпехар. Она продемонстрировала самое компактное выступление: 12 страниц своего доклада она уместила в 12 предложений. Д. Шпехар выделила несколько целей религиозного предмета: воспитательную, социальную, педагогическую, психологическую, моральную. "Веронаука" нужна детям и их родителям", – утверждает она. 10 заповедей, по её мнению, созданы, чтобы сделать лучше мир. "Они учат, что Бог, – это творец, а мы часть его творения".

В завершении мероприятия эстафета была передана от сербских гостей к четырем молодым российским исследователям.

Первой выступила магистрант Института управления И. Помельникова с темой: "Источники формирования информационной компетентности современного россиянина в вопросах религии". Информационная компетентность – это качество человека, направленное на переработку информации и генерирование знаний. Так, значимым источником для усвоения религиозных знаний сегодня являются СМИ. Однако из городского населения 30% получили знания о религии от бабушек и дедушек, а 18 % сельского населения – от родителей.

З. Гарцуева представила свои исследования на примере протестантов г. Саратова. Основной задачей церкви по итогам опросов стала гуманитарная помощь и пожертвования. После её выступления на тему "Практики социального служения в оценках прихожан", аудиторию заинтересовала, какое же население посещает церковь евангельских христиан "Для всех народов". По мнению докладчицы, это представители следующих нардов: русские, таджики, немцы, армяне. В основном это народ из Средней Азии, преимущественно русские.

Затем с восхищением говорила о деятельности "Святого Белогорья" магистрант Социально-теологического факультета Кристина Кузьминова. Она пришла к выводу, что молодежное братство – это авангард построения солидарного общества в регионе, к чему нужно стремиться.

А заинтриговала итогами своего исследования студентка-социолог А. Киданова. Тема ее доклада: "Содом и Гоморра как социологические метафоры". "Мы часто слышим выражения "содомисты", "содомиский грех", но не все знают значения этих слов," – с этих слов началось её выступление. По мнению Анастасии, необходимо обратиться к первоисточнику – Библии. В широком понимании это – место разврата, беспорядок, неправильная жизнь, которую ведут люди. "Правильно ли мы употребляем этот термин, не стоит ли начать исследования? Однако употребление метафоры не породит конфликты, т.к. Библия понятна всем," – замечает студентка.

Параллельно в уютной обстановке лаборатории трансдисциплинарных исследований Центра социологических исследований (ауд. 213) прошла презентация исследовательского проекта Ассоциации региональных соц. центров и содружества "Открытое мнение". Тема презентации была заявлена как "Социологические экспедиции: исследования в радость", а главным предметом данного исследования было самоуправление в сельских староверческих общинах Горного Алтая и Верхокамья.

Как отметил выступавший, участник проекта и руководитель ЦИРКОН Игорь Вениаминович Задорин, исследование носило "археосоциологический" характер и отражало попытки найти "законсервированные" социальные практики, которые сохранились в местах, где давление государственного управления было минимальным. Целью проекта было выявление тенденций самоорганизации и самоуправления в старообрядческих общинах, которые могут быть воспроизведены в современных социальных условиях. Таким образом, можно было бы разработать конкретные социальные технологии самоуправления, имеющие сугубо отечественный генезис и основанные на национальной культуре, а не заимствованные из-за рубежа. Также стоит сказать о "пяти радостях", которые получают исследователи в ходе социологической экспедиции. Первая заключалась в учебе, а именно овладением методом. Как пояснил это И.В. Задорин: "В нашем случае метод был первичен, а только потом мы думали, чтобы нам таким методом поиследовать". Второй радостью, как и для всех ученых, отправляющихся в экспедиции, было открытие новых объектов, а именно ранее не изученных мест и общин. Проект осуществлялся сборным коллективом из 12 директоров региональных исследовательских компаний (dream team), откуда вытекала третья радость – радость сотрудничества. Четвертая радость, безусловно, это наслаждением контекстом. Чистый воздух, не тронутая цивилизацией природа и люди, сохранившие в себе частичку древнерусской культуры. Все участники экспедиции отмечали, что "... там было что-то волшебное, что повышало нашу энергетику". Радостью "номер пять" служила радость безвозмездного дара: стенограммы экспертных и неформализированных интервью, журналы социологических экспедиций, дневники наблюдений, фото и видеоматериалы – все это было передано в несколько академических и вузовских структур, специализирующихся в социологии религии, для дальнейшего анализа и изучения.

По итогам экспедиции, несмотря на слабости и ограничения экспресс-исследования, малоизученный объект исследования и сложности, вызванные маленьким сроком сотрудничества отдельных членов коллектива, следует выделить следующие достоинства проекта: непосредственный контакт с представителями объекта исследования, мультиметодное изучение объекта и предмета исследования, объединение команды квалифицированных специалистов разного профиля. А так же, как отмечали участники проекта: "...экспедиции несли высокий эмоциональный заряд и энергию коллективного творчества, способствовали квалификационному росту и оставили заметный след в их профессиональной биографии...".

После обеда участникам конференции была предложена экскурсия по городу Белгороду; многие гости были здесь впервые и не скрывали своего восторга от нашего города, чуть тронутого красками ранней осени в по-летнему солнечный и тёплый день.

В конце дня все участники вновь собрались вместе для подведения итогов. Как отмечают присутствующие, во время конференции в стенах НИУ "БелГУ" царила дружеская атмосфера, располагающая к обмену опытом, новым знакомствам и открытому общению. Участникам удалось обсудить актуальные вопросы влияния религии на общественные и культурные изменения, рассмотреть аспекты социологического изучения современных религиозных процессов в России и зарубежных странах.

Так подошла к завершению Пятая Юбилейная Международная научная конференция "Социология религии в обществе Позднего Модерна", но на этом не заканчиваются научные открытия и исследования, встречи и обсуждения вопросов социологии религии.

Своими впечатлениями от прошедшей конференции поделился с нами сопредседатель конференции, профессор Института управления Сергей Лебедев:

"В этом году мы вышли на новые рубежи в плане масштаба конференции: по количеству гостей, представленности ведущих российских и зарубежных учёных, разнообразию направлений работы и времени их проведения. Впервые была проведена научная Студенческая сессия, которая состоялась с участием сербских студентов Мастер-студии "Религиоведение" из Университета Белграда. Была великолепная презентация оригинального исследовательского проекта Ассоциации региональных соц. центров и содружества "Открытое мнение", представленная её руководителем группы ЦИРКОН И.В. Задориным. Впервые мы провели несколько тематических круглых столов, настоящей "изюминой" конференции стал круглый стол Е.А. Островской – хотя, к сожалению, не все из них удалось полноценно реализовать. Участники остались довольны прошедшей конференцией, многие – очень довольны. И она вызвала небывало большой и положительный резонанс среди наших студентов. Для меня особенно ценным и символичным стало участие в конференции одного из классиков отечественной социологии академика Жана Терентьевича Тощенко и очень значима оценка наших усилий Российским Обществом Социологов, озвученная Вице-Президентом РОС И.А. Сосуновой".

Источник: 

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Yutong. Наш дилерский центр предлагает купить новый автобус в лизинг недорого.
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты